Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мониторинг профессионально-образовательного процесса






Основные задачи мониторинга:

– отслеживание трудностей, непонимания, препятствий, воз­никающих при усвоении нового учебного материала;


– создание реального механизма управления профессиональ­но-образовательным процессом;

– получение информации о сформированности способов учеб­но-познавательной деятельности;

– индивидуализация педагогом своей деятельности;

– обнаружение и фиксация непредсказуемых, неожиданных отклонений в профессионально-образовательном процессе.

Решать эти задачи на основе традиционной оценки образова­тельного процесса, которая определяет показатели сформирован-ности знаний, умений и навыков, а в отдельных случаях — на диагностике психического развития, весьма затруднительно. Ко­нечно, многолетние оценки дают информацию такого рода и на ее основе вносятся коррективы и в содержание образования, и в технологии обучения. Но оперативно отслеживать и корректиро­вать образовательный процесс возможно только с помощью мо­ниторинга.

Способы осуществления мониторинга профессионально-обра­зовательного процесса можно разделить на две группы:

– сбор информации, регистрация состояния текущих процессов;

– учет полученных данных при принятии управленческих ре­шений и регуляции образовательного процесса1.

При сборе информации учитывается структура профессиональ­но-образовательного процесса:

– учебно-познавательная и профессионально ориентированная мотивация;

– обобщенные способы выполнения учебных и профессиональ­ных действий при решении учебных задач;

– оценка уровня развития познавательных и учебно-профес­сиональных способностей обучаемых.

Мониторинг мотивации учения проходит достаточно успеш­но, если прибегнуть к помощи метода наблюдения. Наблюдая за деятельностью обучаемых в различных учебно-профессиональных ситуациях, анализируя их отношение к учебе и будущей профес­сии, оценивая их достижения, педагог делает заключение об уровне выраженности у учащихся позитивной мотивации. В отдельных случаях целесообразно обращаться к специальным методикам, направленным на диагностику мотивов учения.

Следующий момент мониторинга — отслеживание процесса формирования обобщенных способов учебно-профессиональных действий. Педагог оценивает уровень их выраженности, система­тически анализируя, как: организовано учебное (рабочее) место, планируется выполнять учебно-профессиональные задания, про-

1 См.: Репкин В.В., Репкина Г.В., Заика Е.В. О системе психолого-педагоги­ческого мониторинга в построении учебной деятельности // Вопр. психологии. 1995. — № 1.


исходит работа с учебно-технологической документацией, соблю­даются правила техники безопасности.

Важная часть мониторинга — оценка уровня развития позна­вательных и учебно-профессиональных способностей обучаемых. Для отслеживания уровня их выраженности целесообразно обра­титься к фрагментам интеллектуальных тестов, метода тестовых ситуаций и наблюдать за обучаемыми при решении ими учебно-профессиональных задач.

Отрефлексированные в мониторинге уровни выраженности ком­понентов профессионально-образовательного процесса отражают­ся в специальном бланке. Помимо уровней выраженности струк­турных компонентов обучения, в бланке указываются его органи­зационные формы и технологии осуществления мониторинга.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.