Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая структура профессионально-педагогической деятельности






Прежде чем приступить к психологическому анализу професси­онально-педагогической деятельности, уточним ряд ведущих по­нятий и положений общепсихологической теории деятельности.

Под деятельностью в психологии понимают активное взаимо­действие с окружающей действительностью, в ходе которого че­ловек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Анализ материальной и духовной деятельности позволил А.Н.Леонтьеву установить следующее ее строение: мотивы, по­буждающие субъект к деятельности; цели-результаты, на дости­жение которых деятельность направлена; средства, с помощью которых она осуществляется.

В самом процессе взаимодействия субъекта с действительнос­тью выделяются определенным образом мотивированная деятель­ность в целом, входящие в ее состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты последних — опе­рации, обеспечивающие использование имеющихся средств, а так­же условия для достижения необходимого результата.

Социально значимая цель деятельности, функции, средства и условия ее осуществления выступают обычно как заданные обще­ством, поэтому они не могут быть предметом психологического анализа. Что же тогда подлежит исследованию? Субъект деятель­ности. «Деятельность, рассматриваемая безотносительно к ее субъек­ту (например, при ее алгоритмическом описании), никакими пси­хологическими характеристиками, конечно, не обладает. Ими об­ладает только субъект деятельности», — указывает Б.Ф.Ломов1.

1 Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. — 1981. — Т. 2. — № 5. — С. 11.


Центральное место в анализе деятельности занимают мотивы и цель, которые образуют своего рода «вектор». Этот вектор выс­тупает в роли системообразующего фактора, который организует и направляет все психические процессы, формирующиеся и раз­вертывающиеся в ходе деятельности.

Педагогическая деятельность характеризуется двумя типами отношений:

– субъект-объектными, обусловленными отношениями педа­гога к средству, предмету педагогического воздействия;

– субъект-субъектными, возникающими между педагогами и учащимися в процессе педагогического взаимодействия.

Субъект-объектные отношения образуют предметное содержа­ние педагогической деятельности, которое определяется целями учебно-воспитательного процесса; предметом воздействия (учебой дисциплиной, воспитательным мероприятием); формами, метода­ми и средствами обучения, воспитания и развития учащихся.

Субъект-объектные и субъект-субъектные отношения состав­ляют в совокупности целостную структуру педагогической дея­тельности. Ядром данной структуры является педагогическое вза­имодействие — личностно ориентированное общение педагога и учащихся. Предмет взаимодействия выступает в совместной дея­тельности как объект, т.е. педагогическое взаимодействие суще­ствует не само по себе, а лишь по отношению к некоторому объекту. Структура целостной педагогической деятельности представлена на рис. 16.

Следует отметить особенность педагогической деятельности, обусловленную субъект-субъектными и объект-субъектными от­ношениями. Вектор «мотив—цель» в совместной деятельности и для педагогов, и для учащихся един. Но для каждого участника (субъекта совместной деятельности) он индивидуален, т.е. моти­вы участников совместной деятельности (педагогов и учащихся)

 

 

 

 

 

Субъект (педагог)     Субъект (учащиеся)  
     
     
  Педагогическое взаимодействие    
       
  Объект    

Рис. 16. Структура целостной педагогической деятельности


различны. Можно сказать, что мотивы выступают в качестве тех личностных оснований, которые придают педагогической деятель­ности индивидуальный характер. Таким образом, цели совмест­ной педагогической деятельности совпадают, а мотивы всегда раз­личны, индивидуальны.

Другой аспект изучения субъекта деятельности — психологи­ческий анализ психических процессов и способов выполнения реальной деятельности. Индивидуальные психические процессы, уровень их развития детерминируют продуктивность профессио­нальной деятельности. Психические процессы: восприятие, па­мять, мышление и воображение — в деятельности приобретают избирательность и профессиональную направленность. Решающая роль в профессионализации этих процессов принадлежит вектору «мотив—цель». Именно он детерминирует формирование ключе­вых квалификаций: перцептивных, коммуникативных, интеллек­туальных, эмоционально-волевых и др. Формирование этих ква­лификаций связано со способами выполнения педагогической деятельности. Условно их можно разделить на три группы:

– способы отбора и переработки педагогом содержания учеб­ного материала, личностно ориентированных технологий взаимо­действия с учащимися, контроля и оценки его результативности;

– способы и приемы педагогического взаимодействия педаго­га с учащимися в учебно-воспитательном процессе;

– способы психологического развития и коррекции учащихся.

Существенная характеристика педагогической деятельности — взаимодействие педагога и учащихся. Поэтому в качестве едини­цы ее анализа следует избрать педагогическое взаимодействие.

При реализации педагогической деятельности взаимодействие ее участников регулируется отражением не только того предмета, на который оно направлено, но и действий, выполняемых други­ми участниками, а также осуществляемыми ими изменениями. Таким образом, действия педагога строятся, не только соответ­ственно предмету и цели деятельности. Педагог «подстраивает» свое воздействие к действиям учащихся. Это повышает эффек­тивность педагогической деятельности, придает ей вероятност­ный характер. В совместной деятельности возрастает роль опере­жающего отражения (антиципирования) не только возможного результата воздействия, но и ответных действий учащихся.

Следующий компонент педагогической деятельности — обоб­щенные способы осуществления педагогического взаимодействия. Их особенность — обращенность педагога на самого себя, т.е. педагогическая рефлексия. Анализ и оценка способов достиже­ния цели — результата деятельности — ведется по критериям, нормам, принятым в педагогике. Следует отметить, что оценка осуществляется не только педагогом, но и учащимся. Это обога­щает обратную связь дополнительной информацией.


Психологический анализ педагогической деятельности позво­ляет выделить в ней следующие структурные составляющие:

– деятельность, направляемую стратегическими целями и мо­тивами;

– педагогическое взаимодействие, направляемое тактически­ми и операциональными целями;

– способы осуществления педагогического взаимодействия, применение которых зависит от условий выполнения действий и операций.

Ядро педагогической деятельности — педагогическое взаимо­действие, точнее, личностно ориентированное педагогическое общение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.