Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бланк метапрофессиональных качеств






Профессия: __________________ Ф.И.О. _________________

Специальность: ______________ Группа №

Учебная дисциплина: __________ Время проведения мониторинга

 

 

 

Метапрофессиональ-ные качества Технологии мониторинга Уровни выраженности
А В С D
1. Организованность Анкетирование, беседа, интервью И
2. Социально-про­фессиональная мо­бильность Метод тестовых ситуаций, тестирование компетентности И

Окончание табл.

 

 

 

Метапрофессиональ-ные качества Технологии мониторинга Уровни выраженности
А В С D
3. Корпоративность Тестирование, диагностиче­ское наблюдение □ □ и
4. Социально-про­фессиональная ответственность Метод критических ситуаций, тестирование □ □ и
5. Креативность То же □ □ и
6. Ручная умелость Диагностика, наблюдение, анализ продуктов деятель­ности □ и

П р и м е ч а н и е. Уровни выраженности: А — репродуктивный; В — рефлек­сивный; С — эвристический; D — креативный.

Уровень выраженности метапрофессиональных качеств позво­ляет построить в регистрационном бланке профиль профессио­нального развития обучаемого или молодого специалиста. Наглядно мониторинг развития ключевых квалификаций представлен на рис. 15.

Результаты мониторинга профессионального развития, обоб­щенные в профиле метапрофессиональных качеств, представляют уникальный материал по онтогенетической истории профессио­нального становления личности. Осмысление и принятие резуль­татов мониторинга профессионального развития побуждают лич­ность к саморазвитию, самоизменению. Внешняя информация о достоинствах и недостатках субъекта профессионального разви­тия интериоризируется и перерастает в саморегуляцию. В резуль­тате возникает самомониторинг.

Мониторинг может стать основой для совершенствования про­фессионально-образовательных программ, поиска инновационных технологий обучения, стимулирования личностного и професси­онального развития обучаемых. Данные мониторинга представля­ют интерес для специалистов отделов развития персонала. Нако­нец, результаты мониторинга используются при выработке и при­нятии управленческих решений.

Мы рассмотрели мониторинг профессионального развития личности на стадиях профессиональных образования и адаптации молодых специалистов. На последующих стадиях актуализирует­ся личностно ориентированное профессиональное самосовершенство­вание человека.


Профессия


Учебная дисциплина


Время проведения мониторинга


Ф.И.О.

группа №.


1. Организованность



6. Ручная умелость

2. Социально-профессиональная мобильность

5. Креативность

3. Корпоративность

 


А

4. Социально

профессиональная

ответственность

Рис. 15. Профиль метапрофессиональных качеств обучаемого: репродуктивный уровень; В — рефлексивный; С — эвристический; D

креативный;
реальный профиль;
 
 

прогнозируемый профиль


Профессиональное самосовершенствование представляет собой самостоятельный вид внутренней активности личности, направ­ленной на повышение квалификации, профессиональный рост и развитие карьеры. Важное значение в инициировании этой про­фессиональной активности принадлежит мотивации достижений и успеха, а также актуализации профессионально-психологичес­кого потенциала специалиста.

В стимулировании профессионального самосовершенствования положительная роль отводится экспертному мониторингу профес­сионализации персонала. С помощью экспертного мониторинга предполагается:

– разработать диагностические и экспертные процедуры со­циально-психологического анализа и прогнозирования труда, выполняемого персоналом, оценку профессиональной компетен­тности кадров и содействие им в выработке стратегии продуктив­ного развития субъектов труда;


– создать и использовать личностно ориентированные техно­логии развития творческого потенциала и профессионально важ­ных качеств персонала, ключевые квалификации, необходимые для эффективного труда;

– разработать социально-психологические основы подбора, расстановки кадров, их профессионального становления и подго­товки, а также методику оценки уровня профессиональной ком­петентности в соответствии с выработанными критериями и по­казателями;

– выявить общие социально-психологические закономернос­ти профессионального развития персонала и учет конкретных ре­зультатов его профессионализации, а также разработать научно-практические рекомендаций по диагностике, аттестации и экс-пертизе1.

Экспертный мониторинг выступает информационной основой психологического сопровождения профессионального становления человека. Под психологическим сопровождением понимают не­прерывный процесс изучения и анализа, развития и коррекции субъектов труда. Сопровождение осуществляется в рамках лично-стно ориентированных технологий профессионального становле­ния для наиболее полной реализации творческого потенциала человека, поддержания его комфортного психического состояния и достижения наивысшей продуктивности деятельности.

Стадия профессионализации охватывает в потенциальном плане наиболее продуктивный возрастной период человека — зрелость. Акмеологическое сопровождение профессионала не только обус­ловливает повышение его профессионализма, но и создает усло­вия для самоактуализации личности и полноценной реализации в профессии.

Таким образом, мониторинг — эффективная технология, обус­ловливающая профессиональное развитие и саморазвитие лично­сти. Его результаты выступают в качестве информационной осно­вы принятия управленческих решений и проектирования про­фессионального роста и карьеры специалистов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение мониторинга.

2. Назовите основные способы осуществления мониторинга.

3. Сравните мониторинг профессионально образовательного процес­са и мониторинг профессионального развития.

4. Актуализацию каких социально-профессиональных качеств ини­циирует мониторинг обучаемых.

1 См.: Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной де­ятельности. — М., 1996.


5. В чем отличие психологической диагностики от мониторинга про­фессионального развития?

Рекомендуемая литература

Симонов В.П. Педагогический менеджмент. — М., 1999.

Фоменко С.Л. Мониторинг профессионального становления педаго­гического коллектива. — Екатеринбург, 2006.

Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: Мониторинг качества образова­ния. — М., 2000.


РАЗДЕ Л V






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.