Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности






14.1. Понятие «мониторинг»

Впервые понятие «мониторинг» (от лат. monitor — напоминаю­щий, надзирающий) было использовано как научный термин в Великобритании с целью получения информации о функциони­ровании учебных заведений. В нашей стране данный термин пер­воначально применялся в экологии и обозначал наблюдение, оцен­ку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последнее время он получил более широкий смысл и обозначает постоянное наблю­дение за каким-либо процессом, чтобы выявить его соответствие желаемому результату или первоначальным предположениям.

Мониторинг помогает при построении какого-либо процесса важно постоянно отслеживать происходящие в реальной предмет­ной среде явления, с тем чтобы включать результаты текущих на­блюдений в процесс управления.

В.А.Якунин всякое управление рассматривает как упорядоче­ние системы, направленное на уменьшение неопределенности ее состояний, вызываемой деструктивными воздействиями на сис­тему извне и изнутри. Процесс упорядочения, на его взгляд, свя­зан с ограничением степеней свободы исполнительных органов системы и приведением их в соответствие с конечной целью и заданным результатом1. Таким образом суть управления — огра­ничение множества степеней свободы системы и выбор одной из них, которая способствует получению лучшего результата в конк­ретной ситуации.

Понятие мониторинга близко к общенаучным педагогическим и психологическим понятиям обратной связи, рефлексии, конт­роля, аттестации, однако данные процессы являются лишь от­дельными элементами мониторинга или его частными случаями. В связи с этим мониторинг имеет ряд отличительных особеннос­тей. Во-первых, он представляет собой целостную систему, реа­лизующую множество функций (непрерывный сбор информации, ее структурирование, анализ, реализация обратной связи, переда­ча данных для использования в управлении, нахождение анома­лий и др.). Во-вторых, можно выделить следующие аспекты мо-

См.: Якунин В.А. Педагогическая психология. — СПб., 1998. — С. 71.


ниторинга, которые отличают его от других близких или похожих педагогических и психологических процессов: 1) непрерывность (постоянный сбор данных); 2) диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса); 3) проблемная ориентированность (включение в состав критериев отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах); 4) технологичность критериев отслеживания (вклю­чение в критерии максимального количества информации при сохранении удобства их отслеживания); 5) широкий спектр обна­ружения изменений (возможность выявления необычных резуль­татов, аномалий); 6) обратная связь (информированность объек­та мониторинга о результатах, которая позволяет вносить кор­рективы в отслеживаемый процесс); 7) научность (научная обо­снованность модели и отслеживаемых параметров); 8) совершен-ствуемость (возможность внесения изменений в структуру мо­ниторинга).

Проблема психологического мониторинга впервые была заяв­лена в 80-х гг. XX в. коллективом авторов (В.В.Репкин, Г.В.Реп-кина, Е.В.Заика). Авторы предложили организацию психологи­ческого мониторинга в построении учебной деятельности школь­ников. В качестве основных объектов мониторинга в учебной де­ятельности они предложили использовать: 1) учебную деятель­ность; 2) психическое развитие учащегося; 3) развитие общения и коллектива одноклассников; 4) педагогическую деятельность учи­теля и развитие его личности. В качестве главного и исходного момента авторы выделили учебную деятельность как сложный развивающийся процесс, который подвергается постоянному от­слеживанию и корректировке.

При этом исследователи отмечали, что мониторинг нацелен не столько на получение обычной информации, сколько на получе­ние информации особого типа, которая могла бы непосредствен­но включаться в управленческие решения по совершенствованию учебной деятельности и в каждом конкретном случае, и в целом, т.е. речь шла об отслеживании непосредственно структуры учеб­ной деятельности, основных ее компонентов, их взаимосвязи и взаимовлияния. Также авторы показали, что информация, полу­ченная в ходе мониторинга, прежде всего необходима как основа для гибкого преобразования различных элементов замысла, а не только для контроля его достижения или недостижения.

Основные задачи мониторинга, по мнению В.В.Репкина, Г.В.Репкиной, Е.В.Заики:

1) акцентирование внимания на процессуальной стороне учеб­ной деятельности, в отличие от результативной (сформирован-ность знаний, развитие психических процессов, свойств, качеств);


2) оптимизация использования зоны ближайшего развития уча­щегося;

3) организация личностно-своеобразного мониторинга, соот­ветствующего достаточно широкому диапазону личностных вари­аций деятельности учителя;

4) индивидуальный подход к учащимся;

5) профилактика деструктивных изменений в структуре учеб­ной деятельности учащихся;

 

6) достижение максимально возможного эффекта обучения, наиболее полное использование ресурсов обучаемых;

7) фиксация и учет непрогнозируемых изменений в учебной деятельности, которые дают положительный или отрицательный эффект.

Мониторинг по мнению авторов долен использовать сбор ин­формации и учет полученных данных для принятия управленчес­ких решений и регуляции построения учебной деятельности. К методам сбора информации исследователи относят учебные зада­чи и метод тестовых ситуаций.

Авторы отмечали, что полноценное осуществление мониторин­га возможно только специальной службой. По их мнению, исполь­зование мониторинга приведет к существенным изменениям субъек­та учебной деятельности, а также работы преподавателя. Со време­нем мониторинг интериоризируется и преобразуется в самомони­торинг. Психологический мониторинг данные авторы рассматри­вали как интеграцию психодиагностики и психокоррекции.

Н.С.Глуханюк, анализируя психологический мониторинг про­фессионального становления специалиста, отмечает, что вопро­сы, связанные с формированием нового подхода к управлению образованием наименее разработаны и слабо освещены в литера-туре1. По его мнению, отслеживание результатов обучения — ос­нова управления качеством подготовки специалиста, более того оно выполняет системообразующую функцию профессионально-образовательного процесса в вузе. Также автор отмечает, что ре­зультат деятельности образовательной системы распадается на функциональный и психологический, где первый соответствует знаниям, умениям и навыкам специалиста, а второй связан с фор­мированием профессионально важных психологических новооб­разований. И если функциональный результат подвергается в любом современном образовательном учреждении контролю, оцен­ке, другим процедурам мониторинга, то психологический не кон­тролируется. Так Н.С.Глуханюк формулирует проблему отслежи­вания профессионального становления специалиста.

1 См.: Глуханюк Н.С. Психологический мониторинг профессионального ста­новления специалиста / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. — М., 1998. — С. 167—188.


Н.С.Глуханюк определяет мониторинг профессионального ста­новления как процесс наблюдения, оценки и прогнозирования психического состояния специалистов на разных этапах много­уровневого образования и включает в него комплекс диагности­ческих методик, обеспечивающих контроль сформированности профессиональных характеристик. Автор считает, что мониторинг должен осуществляться на основании разработанной модели по­этапного профессионального развития — профессиограммы.

Мы ведем к психологическому мониторингу как процессу от­слеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбо­ра данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей, где в качестве объекта или системы могут выступать различные явления психологической действительности.

С методологической точки зрения психологический монито­ринг следует рассматривать как универсальный тип деятельности, индифферентный к предметному содержанию. Другими словами, психологический мониторинг — технология, представленная на обобщенном уровне, и в целом ее структурные элементы практи­чески постоянны при изменении объекта мониторинга, хотя со­держательно данная технология вариативна и отслеживаемые кри­терии могут меняться и иметь в каждом случае свои особенности.

Мониторинг в системе профессионального образования может быть рассмотрен с различных позиций, продиктованных психо­логическими задачами, которые следует решить. Так, в качестве объектов психологического мониторинга в системе начального профессионального образования могут выступать:

– профессионально-образовательный процесс;

– общеличностное и профессиональное развитие учащихся;

– становление учебной группы;

– уровень профессионализма педагогов и мастеров производ­ственного обучения;

– становление педагогического коллектива.

В зависимости от выбранного объекта мониторинга возникают специфические цели и задачи, связанные с его реализацией на практике, т.е. в каждом случае прибегают к определенному виду мониторинга. Также при реализации каждого вида мониторинга проявляются определенные психологические особенности, обус­ловленные его объектом.

Под мониторингом профессионального развития личности мы понимаем процесс непрерывного научно обоснованного отсле­живания профессионально важных личностных характеристик, детерминирующих профессиональное становление обучаемого, а также параметров, позволяющих дать оценку уровня профессио­нального развития и отклонения от вектора профессионального становления. По нашему мнению, мониторинг — информацион-


ный компонент психологического сопровождения в учреждениях профессионального образования, представляющий собой целост­ную систему. Данные мониторинга предназначены для определе­ния общей оценки уровня профессионального развития и для опе­ративного использования в управлении педагогическим процессом. В связи с пониманием мониторинга как психотехнологии от­слеживания необходимо включить в данную технологию следую­щие элементы:

1) описание целей, задач, принципов и функций мониторинга профессионального образования;

2) научно обоснованную структуру мониторинга (стадии, фазы, технологические блоки, реализующие необходимые функции);

3) описание психологических параметров и критериев, по ко­торым будет производиться отслеживание, а также этапов отсле­живания;

4) методы и способы реализации необходимых функций мони­торинга;

5) определение специфических особенностей мониторинга про­фессионального образования будущего специалиста.

Традиционно профессиональные учебные заведения осуществ­ляют мониторинг профессионально-образовательного процесса (непрерывный сбор информации об эффективности обучения в педагогической системе) и академической успеваемости обучае­мых (непрерывный сбор данных об уровне знаний, умений и на­выков студентов, их прилежании, познавательной мотивации, поведении, общественной активности). Однако эти виды монито­ринга малоинформативны в личностном плане. Они не позволя­ют отслеживать динамику профессионального становления лич­ности студента, развитие учебной и учебно-профессиональной деятельности. Поэтому в вузе необходимо осуществлять и другие виды мониторинга.

Мониторинг реализуется по двум основным направлениям. Во-первых, отслеживаются параметры деятельности, причем основ­ное внимание уделяется процессуальным характеристикам, т.е. особенностям осуществления деятельности (ее трудностям, пре­пятствиям, искажениям), поскольку эти данные наиболее инфор­мативны и оперативны по сравнению со сведениями о результа­тах. Во-вторых, осуществляется наблюдение, даются оценка и прогноз психического состояния студента в процессе профессио­нального становления.

Главный момент мониторинга — диагностика динамики про­фессионального развития обучаемых и внесение коррективов в процесс профессионального образования, т.е. мониторинг вклю­чает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессиональ­ного развития личности и процесса образования. Основное вни­мание уделяется отслеживанию характеристик процесса профес-


сионального становления личности, которые более информатив­ны, нежели сведения о результатах обучения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.