Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология профессионального обучения, воспитания и развития






Гл а в а 11

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Основные понятия

Обучение часто рассматривается как процесс взаимодействия между обучающими и обучаемыми, в результате которого у пос­ледних формируются знания, умения и навыки. Однако такое оп­ределение неполно, поскольку в качестве задач обучения форму­лируются также требования воспитания личности и развития мыш­ления. В одном из последних учебных пособий по педагогичес­кой психологии И.А.Зимняя дала следующее определение: «Обу­чение в наиболее употребительном смысле этого термина означа­ет целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества»1.

Наиболее общим понятием представляется научение, которое определяется как целесообразное изменение деятельности и по­ведения в процессе выполнения каких-либо действий: физичес­ких, умственных. Различают стихийное научение, когда отсутствует цель приобретения новых знаний и умений, и специально орга­низованное. Выполняя различные виды деятельности, общаясь и взаимодействуя с другими людьми, слушая радио- и телепереда­чи, читая, человек приобретает много разнообразных полезных и социально значимых знаний и умений. Конечный результат — приобретение опыта — не совпадает непосредственно с целями деятельности и поведения. В этих случаях речь идет о попутном, непреднамеренном научении. Его результат — бессистемные знания и умения. Но значение такого научения в условиях тотальной компьютеризации жизнедеятельности людей и доступности ин-

Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов н/Д, 1997.


тернета возрастает, в связи с чем следует пересмотреть его роль в образовании. В тех случаях, когда специально организуется дея­тельность, целью которой — формирование новых знаний, уме­ний и навыков, осуществляется учение. Итак, учение возникает тогда, когда человек ставит перед собой цель усвоить определен­ные знания, умения и навыки, формы поведения и деятельности.

Рассмотрим структуру учения. Что же представляет собой учеб­ная деятельность? Как всякая деятельность, она побуждается мо­тивами, направленными на удовлетворение определенных потреб­ностей: познавательных, в развитии и саморазвитии, в достиже­ниях. Стимулами учения могут выступать внешние источники активности: требование, ожидание, поощрение, наказание и т.п. Следующий компонент учебной деятельности — учебная ситуа­ция. Любая учебная ситуация должна иметь проблемный харак­тер. Учение как деятельность складывается из обобщенных спосо­бов действий. И наконец, учебная деятельность включает конт­роль над способами выполнения учебных действий и оценку их правильности, а также оценку конечного результата учения.

В 1960-х гг. основную цель обучения видели в формировании знаний, умений и навыков. В последующий период цели обуче­ния стали трактовать значительно шире. В.С.Леднев выделил та­кие цели обучения, как физическое развитие, развитие функцио­нальных механизмов психики, формирование знаний, умений, навыков и обобщенных типологических качеств личности, разви­тие положительных индивидуальных свойств человека: его спо­собностей, интересов, склонностей1.

В соответствии с концепцией личностно ориентированного обучения его цель — развитие всех подструктур личности обучае­мого: потребностно-мотивационной и ценностно-ориентацион-ной сфер, отношений и установок; знаний, умений и навыков; психических процессов; индивидуально-типологических особен­ностей. Конечно, центр тяжести любого обучения приходится на формирование социального опыта: знаний, умений и навыков, затем — на развитие психических процессов, особенно мышле­ния, и, наконец, качеств личности и психофизиологических свойств человека.

Следует подчеркнуть, что для общего образования определяю­щее значение имеют формирование знаний и развитие психичес­ких процессов, для профессионального — развитие всех подструк­тур личности. Соотношение их значимости зависит от профессии и специальности. Так, для рабочего чрезвычайно важны умения, навыки и психофизиологические свойства; для инженера — пси­хические процессы мышления и воображения; для менеджера — ценностно-ориентационная, эмоционально-волевая сферы и т.п.

1 См.: Леднев В.С. Содержание общего среднего образования. — М., 1980. — С. 62.


Рассмотрим психологические особенности формирования зна­ний, умений и навыков в профессиональном образовании.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.