Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование трудовых навыков






Трудовые навыки, используемые человеком в деятельности, весьма многогранны. В зависимости от того, какие стороны, ком­поненты действия автоматизируются, говорят о различных видах навыков. В частности, выделяются навыки умственные (счет, чте­ние показаний приборов и т.д.); сенсорные (определение рассто­яний на глаз, контроль за работой двигателя на слух и т.п.); сен-сомоторные. Среди сенсомоторных трудовых навыков целесооб­разно остановиться на двух основных видах: двигательных, свя­занных с тем, что для достижения цели действия учащийся дол­жен затрачивать в сравнительно больших количествах собствен­ную мышечную энергию (опиливание, рубка металла, кладка кир­пича и т.д.); сенсорно-двигательных — навыках управления разно­образными установками, агрегатами, машинами. В последнем слу­чае функции человека сводятся к восприятию состояния управля­емой системы и внесению необходимых управляющих воздействий. При этом мышечные энергетические затраты несущественны, они необходимы лишь для приведения в действие органов управления машины, агрегата и т.п.

Для профессионального обучения формирование сенсомотор-ных (двигательных и сенсорно-двигательных) навыков имеет боль­шое значение, поскольку в первую очередь именно они составляют оперативную основу подготовки рабочих массовых профессий.

В основе овладения любыми новыми действиями лежат усво­енные знания. Определенные компоненты необходимой системы знаний (в основном теоретические) формируются при изучении общеобразовательных предметов, спецтехнологии и т.д. Однако, чтобы научиться работать (например, на станке), необходимо также обладать конкретными знаниями о том, как взаимодействовать с ним (станком), изучить состав и структуру приемов, операций, получить инструктаж в виде указаний по практическому выпол­нению задания и, что особенно важно, при формировании навы­ков, иметь конкретные зрительные и другие представления о про­цессе выполнения изучаемого приема, операции.

А.Н.Крестовников рассматривает формирование навыков как закономерное развитие условных рефлексов, которые в процессе упражнения объединяются в определенную систему — последова­тельную цепь осуществляемых в строго закрепленном во времени порядке условно-рефлекторных актов, представляющую собой динамический стереотип. Автор установил, что первоначально про­исходит анализ информации, поступающей от различных органов


чувств (рецепторов) в кору больших полушарий, а затем ее син­тез. На этой основе строится многообразие связей между отдель­ными областями коры головного мозга. Упражнение начинается с процесса генерализации, т.е. все функции человека подчинены совершенствованию выполняемого действия, поскольку вследствие иррадиации (распространение нервных процессов, благодаря ко­торому возбуждение или торможение одного из участков мозга может охватывать и другие) для него характерно появление не­точных и лишних компонентов, вплоть до совершенно бесполез­ных движений. Например, у ребенка, пытающегося написать бук­ву впервые, можно заметить движения головы и нередко даже туловища, причем по структуре они соответствуют движению руки.

Затем, по мере упражнения, наблюдаемую иррадиацию за счет развития внутреннего торможения заменяет концентрация нервных процессов, т.е. возбуждение сосредотачивается в пунктах их пер­вичного возникновения. В результате исчезают лишние элемен­ты, входящие в структуру действий, повышается их точность и возникает стереотипичность, т.е. постоянство, стабильность струк­туры выполняемых действий. На завершающем этапе формирова­ния навыка отмечается стабилизация — закрепление динамичес­кого стереотипа. Внешне действия становятся одинаковыми, вы­полняются с высокой точностью, сбивающие факторы преодоле­ваются достаточно легко, в некоторой степени возможно выклю­чение из процесса контроля ряда анализаторов (например зри­тельного). Так, квалифицированная машинистка работает без зри­тельного контроля за клавиатурой; водитель переключает переда­чу также без зрительного контроля и т.д.1

Подробно рассматривает формирование двигательных навыков К.К.Платонов. Он приводит самую полную картину процесса, характерную и для наиболее сложных видов трудовых навыков (управление самолетом). Автор выделяет шесть этапов формиро­вания навыка:

1. Начало осмысления. Этот этап характеризуется отчетливым пониманием цели, но смутным представлением о способах ее до­стижения, грубыми ошибками при попытках выполнения действия.

2. Сознательное, но неумелое выполнение. У учащихся наблюда­ется отчетливое понимание того, как надо действовать, но само выполнение еще неточно и неустойчиво, со множеством лишних движений.

3. Автоматизация навыка. На этом этапе действия выполняют­ся все более качественно при ослабевающем временами произ­вольном внимании, устраняются лишние движения, возникает возможности положительного переноса навыка.

1 См.: Крестовников А.М. Очерки по физиологии физических упражнений. — М., 1951.


4. Высокоавтоматизированный навык. Этап характеризуется точ­ным, экономным, устойчивым выполнением действий.

5. Необязательный. Отмечается временное ухудшение выпол­нения, возрождение старых ошибок. Этот этап иногда отмечается при формировании сложных навыков. Он связан с самостоятель­ным поиском индивидуального стиля работы, оптимального для обучающего.

6. Вторичная автоматизация навыка. На данном этапе проис­ходит восстановление особенностей четвертого этапа, но с харак­терным индивидуальным почерком в выполнении действий1.

К.К.Платонов выделяет компоненты, называемые им «сенсо-моторными процессами». Он делит их на три группы: простая сенсомоторная реакция, сложная сенсомоторная реакция и сен-сомоторная координация. Сенсомоторная реакция может быть как отдельным действием, так и составной частью структуры действия. К.К.Платонов отмечает в простом действии не только сенсомо-торные реакции, но и отличающиеся друг от друга сенсомотор-ные моменты, которые позволяют учащемуся дифференцировать реакции по получаемым сигналам. Объединение сенсомоторных реакций и сенсомоторных моментов в одно целое может образо­вывать сенсомоторные координации, — типичный компонент тру­довой деятельности, выступающие в ней как сложные навыки.

Выводы о необходимости выделения в отрабатываемом дей­ствии более простых его составляющих, «частных действий», встре­чаются в работах В.В.Чебышевой. Анализируя формирование сложных навыков, она устанавливает, что выполнить сложные дей­ствия без специального обучения отдельным компонентам прак­тически невозможно. Поэтому, по ее мнению, возникает необхо­димость сначала овладеть «частными действиями», а затем, объе­динив их, закрепить действия до автоматизма, до уровня навыка2.

Выполнению человеком любого практического действия пред­шествует построение его плана, проекта — первоначального образа действия. Причем перед непосредственным обращением к дей­ствию, его образ зачастую еще неполон, во многом неточен. Со временем с упражнениях, первоначальный образ действия посте­пенно дополняется, уточняется и, наконец, позволяет учащемуся выполнять действие в совершенстве. С.А.Косилов установил, что высокотренированному навыку соответствует интегративный об­раз действия, включающий всю совокупность рассудочных и чув­ственных компонентов, в том числе находящихся ниже порога сознания3. Чем точнее и полнее сформирован первоначальный

1 См.: Платонов К.К. Вопросы психологии труда. — М., 1970.

2 См.: Чебышева В.В. Психология трудового обучения (трудовые умения и
навыки). — М., 1969.

3 См.: Косилов С.А. Физиологические основы производственного обучения. —
М., 1975.


образ действия, тем быстрее и успешнее достигаются результа­тивные показатели навыка.

Следующий важнейший фактор формирования трудовых на­выков — самоконтроль. Так, В.В.Чебышева отмечает, что по пси­хологическому содержанию овладение навыком — активный про­цесс уточнения учащимися своих действий и их результатов на основе самоконтроля и самооценки. Переход от замедленных и неточных действий ко все более точным, правильным и быстрым есть результат активного регулирования учащимися действий на основе самоконтроля.

Под самоконтролем понимается совокупность сенсорных, мо­торных и мыслительных компонентов деятельности, необходимых для оценки целесообразности и эффективности планирования, осу­ществления и регулирования выполняемых трудовых действий.

Самоконтроль может рассматриваться и в более широком, об­щем значении — как качество личности, как сознательная оценка и регулирование человеком всей деятельности и поведения с точ­ки зрения их соответствия поставленным целям, требованиям, предъявляемым коллективом, этическим нормам и т.д.

Выделяют текущий и проверочный самоконтроль. Текущий самоконтроль осуществляется при выполнении действий, движе­ний и регулирует их. Для обозначения текущего самоконтроля за движениями часто прибегают к термину «саморегуляция», пред­ложенному Н.А.Бернштейном. Проверочный — совокупность при­емов самоконтроля по промежуточным и конечным результатам действий — служит для корректировки и регулирования последу­ющих действий, движений. Он опирается как на непосредствен­ное восприятие, так и на применение контрольно-измерительных инструментов, приборов.

Основные факторы, определяющие овладение трудовыми на­выками — формирование достаточно полного первоначального образа действия и его уточнение в процессе выполнения упраж­нений; формирование всех необходимых приемов самоконтроля, в том числе (что наиболее сложно) текущего самоконтроля — са­морегуляции; формирование рациональной внутренней психофи­зиологической структуры действий.

В повышении эффективности формирования образа действия и приемов самоконтроля значительную роль играет постоянное совершенствование вводного и текущего инструктажа, включаю­щего объяснение и показ приемов работы. Вместе с тем в овладе­нии навыками большое значение придается отработке многих компонентов, не поддающихся словесному объяснению — верба­лизации (кинестетические ощущения). Многие процессы проте­кают на неосознаваемом уровне, что не позволяет путем словес­но-наглядных методов активно вмешаться в них. Поэтому перей­ти на существенно более эффективный, качественно иной уро-


вень обучения зачастую могут позволить только технические сред­ства обучения. Что касается формирования у учащихся рацио­нальной внутренней психофизиологической структуры действий, то применение специальных технических средств, — пожалуй, единственная возможность целенаправленного педагогического вмешательства в этот процесс, который в обычных условиях про­текает стихийно, путем «проб и ошибок».

Рассмотрим возможности технических средств обучения в фор­мировании образа действий. На вводном этапе формирования у учащихся трудовых навыков наряду с такими основными метода­ми, как объяснение мастера и показ действий, большую помощь могут оказать технические средства обучения как самостоятель­ные источники информации. Технические средства используют для формирования у учащихся знаний о действиях и правильных приемах их выполнения.

При инструктировании учащихся успешно применяются ко-допроекции, плакаты, позволяющие подробно объяснить особен­ности выполнения трудового действия. Большие возможности в формировании трудовых умений открывались с появлением и рас­пространением видеомагнитофонов. В производственном обуче­нии они используются для демонстрации учащимся трудовых при­емов и операций. Видеомагнитофонную запись можно сделать в крупном масштабе, с показом в ускоренном или замедленном темпе действий мастера, трудовых приемов передовиков и новаторов про­изводства и т.д. Кроме того, при помощи видеомагнитофона можно заснять действия учащихся и затем демонстрировать их, подробно анализируя причины допускаемых ошибок. Видеомагнитофон иг­рает в данном случае роль эффективной обратной связи. Целесо­образно такую работу проводить как с каждым учащимся индиви­дуально, так и со всей группой для анализа типичных ошибок.

Видеозапись также — важное средство самоконтроля. Причем нередко сам показ действий, даже без пояснений мастера, позво­ляет учащимся увидеть свои ошибки, лишние движения и т.д.

Звукозапись как техническое средство обучения в основном используется для формирования у учащихся сенсорных навыков слуховой диагностики — распознавания на слух состояния рабо­тающих машин, механизмов, установок. Применение звукозапи­си значительно облегчает обучение слуховой диагностике. Во-пер­вых, с помощью магнитофона могут проводиться специальные упражнения, развивающие технический слух. Во-вторых, звуко­запись позволяет познакомить учащихся со многими аномальны­ми шумами (для этого может быть создана специальная фоноте­ка), поскольку искусственное создание в реальных технических объектах (станок, трактор и т.п.), всех наиболее распространен­ных неисправностей для каждой учебной группы бывает затруд­нительно и не всегда возможно.


Обратимся к роли технических средств обучения при совер­шенствовании приемов самоконтроля. Важное место в производ­ственном обучении отводится тренажерам, которые повышают эффективность формирования навыков управления технологиче­скими процессами, помогают определить причины неисправно­стей в технических объектах, выполнять сложные движения, и в первую очередь благодаря необходимым приемам самоконтроля. В настоящее время самые разнообразные тренажеры используют­ся при подготовке водителей автомобилей, операторов энергети­ческих и химико-технологических установок, сварщиков и рабо­чих многих других профессий.

Тренажеры дают следующие преимущества:

– помогает развивать у учащихся приемы самоконтроля — ре­шающего фактора при обучении трудовым навыкам, особенно при оснащении тренажеров специальными средствами и устройства­ми обратной связи;

– позволяют приблизить учащихся к производственной обста­новке, в то же время исключают опасность аварий, поломок обо­рудования;

– задавать учащимся и повторять нужные режимы работы в любой момент, что в производственных условиях зачастую невоз­можно; имитировать сложные условия работы, в том числе ава­рийные ситуации, с которыми учащиеся при работе на действую­щем оборудовании познакомиться не могут;

– нередко делает обучение экономически более выгодным, чем в производственных условиях, на действующем оборудовании.

По конструкции и назначению применяемые тренажеры мож­но подразделить на три группы:

1) моделирующие устройство и функции технических объектов. К ним относятся: автомобильные тренажеры, тренажеры, модели­рующие технологические установки химического производства;

2) предназначенные для формирования у учащихся умений, свя­занных с определенной интеллектуальной деятельностью. К ним относятся: тренажеры-имитаторы, фиксирующие неисправности в работе оборудования, аппаратуры и предназначенные для обу­чения их поиску; тренажеры для обучения наладчиков станков-автоматов и автоматических линий поиску причин брака и т.п.

3) тренировочные устройства, облегчающие формирование ка­кого-либо одного трудового навыка. Тренировочные устройства не моделируют, как правило, устройство и функции технических объектов. Формирование выделенных навыков осуществляется с применением несложных приборов и приспособлений.

Тренажер как специальное средство обучения не заменяет пол­ностью реального объекта. Однако он помогает справиться с та­кими учебными задачами, решение которых в реальной произ­водственной обстановке невозможно или затруднено. Например,


автомобильные тренажеры нередко используются только для того, чтобы научить учащихся манипулировать органами управления, приводить автомобиль в движение и двигаться по прямой. К со­жалению, не реализуются такие возможности обучения на трена­жере, как формирование навыка глазомерной оценки, правиль­ного распределения и переключения внимания, маневрирования на высоких скоростях движения, обучение действиям в аварий­ных ситуациях и т.д. Последняя возможность особенно ценна в современных условиях интенсивного дорожного движения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.