Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развивающие тренинговые технологии






Опора на тренинговые технологии нецелесообразна: они дол­жны использоваться как вспомогающие. Поскольку конкретные тренинги всегда предметно ориентированы и рассчитаны на от­дельные задачи развития, подбор примеров в данном случае ну­жен, тем более литературы по организации тренингов достаточно. В рамках пособия целесообразно рассмотреть методологические и теоретические аспекты развивающего тренинга.

Обращаясь к развивающему тренингу как к одному из психо­логических технологий развития социально-профессиональных компетенций, метапрофессиональных качеств и компетентностей, нужно особо подчеркнуть его своеобразие. Распространенность тренинговых технологий в современном образовании, прежде всего в управлении персоналом и бизнес-образовании в сфере ком­муникаций, привела к некоторым н е г а т и в н ы м п о с л е д-с т в и я м.

Во-первых, размываются границы разных типов тренинга без соответствующих методологических и теоретических оснований, на которых они построены. При этом желаемый клиентом ре­зультат тренинга может подменяться чем-то иным.

Во-вторых, нередко забывают, что разработка тренинга и его ведение — это две разные вещи, с одной стороны, а с другой — для обеих процедур необходима психологическая подготовка и высокая квалификация тренера. Между тем, на рынке подобных услуг часто действуют непрофессионалы и дилетанты, которые на неискушенный взгляд клиента (обладающего высокой мотиваци­ей, но не психологической грамотностью) сливаются с реальны­ми профессионалами.

Актуализировав данную проблему как весьма специфичную, об­ратимся к тому, что собой представляет тренинг и как его следует использовать в профессионально-образовательном процессе для раз­вития социально-профессиональных квалификаций. Прежде всего, отметим, что мы понимаем под развивающим тренингом. Этот тип тренинга направлен на развитие определенных социально-профес­сиональных качеств и свойств личности и только. Подчеркнем, его цель — не развитие всей личности и переосмысление жизненных позиций для решения внутриличностных проблем как в тренингах в рамках психотерапии и не выработка определенных навыков поведе­ния или усвоения технологий поведения для эффективной деятель­ности как, например, в весьма распространенных тренингах продаж. С его помощью совершенствуются определенные личностные каче­ства и свойства, необходимые и важные в конкретной профессио­нальной деятельности, вслед за ними личность и деятельность.

Основу любого тренинга составляет групповая работа, что де­лает ее весьма удобной технологией влияния на личность в спе-214


циально организованных групповых воздействиях. Совершенно очевидно, что тренинговую работу должен проводить психолог, однако при наличии методологически и теоретически грамотно разработанных программ (с помощью специалиста), вести тре­нинг при определенных личных усилиях способен и преподава­тель, и мастер производственного обучения. Для этого необходи­мы по крайней мере два компонента: психологическая грамот­ность и способность к постоянной рефлексии.

Таким образом, развивающие тренинги, благодаря своей специ­фичности, могут быть использованы в процессе профессиональ­ной подготовки для развития выделенных социально-профессио­нальных квалификаций, иными словами — метапрофессиональных качеств.

В заключение этой главы отметим, что рассмотренные разви­вающие технологии широко распространены на курсах повыше­ния квалификации, в меньшей степени они используются в про­фессиональной школе. Объясняется это не только приверженно­стью педагогов традиционным инструментально-технологическим формам и методам обучения. Применение развивающих техноло­гий требует соответствующих условий:

– возможности организации небольших учебных групп;

– особой организации учебно-пространственной среды (ком­бинированные учебные столы, комплексное оборудование, компьютерное оснащение и др.);

– наличия социально и профессионально значимых ситуаций, задач и проблем, дополненных информационно-справочными дан­ными.

По своей сути развивающие технологии — это технологии ма­стер-классов. П р и н ц и п ы и х п о с т р о е н и я:

– атмосфера открытости, сотворчества, взаимодействия;

– эмоциональная приподнятость, доброжелательность, психо­логическое гостеприимство;

– социально-педагогическое равноправие всех субъектов про­фессионально-образовательного процесса;

– эмоционально-положительное восприятие членов группы;

– создание чувства уверенности в собственных силах и потен­циальных возможностях.

Комплексный подход к развитию метаобразований специалис­та отражается в технологической карте. Ее обобщенная структура представлена в табл. 25.

В зависимости от стандарта профессии1 проектируется лич-ностно ориентированная карта профессионального развития. Ис-1 Профессиональные стандарты — минимально необходимые требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения производитель­ности и качества выполняемых работ, указанием должностных обязанностей, квалификации и стажа работы.


ходные данные — должностные инструкции, профессиограммы, профессионально-квалификационные характеристики специали­стов.

Т а б л и ц а 25






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.