Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технологии когнитивного инструктирования






Технологии когнитивного инструктирования также не новый методический прием или метод. Строго говоря, они направляют самостоятельную деятельность учащегося и известны любому пе­дагогу: устное инструктирование по организации его деятельности. Благодаря развитию и совершенствованию данных технологий в образовательных концепциях программированного обучения и идеях его алгоритмизации, появились новые педагогические технологии


и методы, основной из которых — метод направляющих текстов. С помощью данных методов решаются специфические задачи. Мы их рассматривали также в плане психолого-педагогического обес­печения профессиональной подготовки ремесленников предпри­нимателей в рамках Российско-германского проекта «Возрожде­ние ремесел через профессиональное образование».

Сформировать у учащихся внимательность к своей деятельно­сти и развить у них способность к самоконтролю можно с по­мощью раздаточных дидактических материалов, которые в немец­кой литературе называются «Leittext» — направляющий текст. На­правляющие тексты относятся к методам когнитивного инст­руктирования. Сущность направляющего текста заключается в ко­дировании и сообщении учащемуся с помощью словесно-знако­вых средств информации сравнительно небольшого объема сведе­ний для индивидуального восприятия. Направляющие тексты обес­печивают самостоятельное выполнение учащимся учебного зада­ния и приучают его контролировать процесс и результат своего труда.

Психологической основой усвоения учебной информации по­средством направляющих текстов служат механизмы интериори-зации. Интериоризация (от лат. interior — внутренний) — форми­рование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Внешнее воздействие направляющего текста переходит во внутренний план в процессе решения учащимся задач. При этом следует иметь в виду, что интериоризация действия, т.е. постепенное преобразо­вание внешних действий во внутренние, умственные, есть про­цесс, который закономерно совершается в онтогенетическом раз­витии человека.

Использование направляющих текстов в учебном процессе — один из способов осуществить индивидуальный подход к учащимся при создании и реализации различных типов учебно-познаватель­ных ситуаций на занятиях по спецтехнологии и практическом обучении. Применение направляющих текстов для индивидуаль­ной работы — один из путей устранения противоречия между не­обходимостью передачи информации каждому субъекту в соот­ветствии с его учебно-познавательными возможностями и отсут­ствием условий для такой передачи при фронтальном обучении. Работая с классом (группой) педагог не может одновременно ре­шать учебные задачи с каждым учащимся, в то время как индиви­дуализация обучения путем направляющих текстов позволяет ему осуществлять дифференцированный подход. В направляющих тек­стах объединяются профессиональные знания по общеобразова­тельным предметам, дисциплинам спецтехнологии и производ­ственному обучению, что позволяет осуществить взаимосвязь те­ории с практикой.


Создание направляющих текстов — печатных раздаточных ди­дактических материалов — обычно включает в себя следующие этапы:

1) дидактический анализ содержания обучения по предмету в целом и по отдельной теме или разделу в частности;

2) психолого-педагогический анализ усвоения учащимися дан­ного возраста и уровня развития учебного материала. На этой ос­нове отбираются содержание и форма информации (тексты, таб­лицы, схемы, рисунки, чертежи), используемые в раздаточных дидактических материалах;

3) создание раздаточных дидактических материалов;

4) опытно-экспериментальная проверка с небольшой группой учащихся «работоспособности» подготовленных дидактических карточек и их корректировка. Информация, которую предполагается включить в тексты, должна содержать не только на внешнюю — логико-содержательную сторону, помещенной на карточке, но и внутренне-процессуальную, касающуюся обработки учащимся полученной информации;

5) опытная проверка направляющих текстов в работе с учеб­ной группой учащихся. На основе этого осуществляется оконча­тельная корректировка содержания и формы предъявления уча­щимся материала, помещенного на карточках;

6) внедрение раздаточных дидактических материалов в учеб­
ную деятельность.

К направляющим текстам предъявляются следующие т р е б о-в а н и я.

1. Они должны соответствовать основным дидактическим прин­ципам методики обучения.

2. Они должны соответствовать требованиям целенаправлен­ности в изложении и трактовке учебного материала, позволять демонстрировать тот или иной фрагмент профессионального опы­та, специально отобранного в качестве учебного материала, а так­же оказывать развивающее воздействие на учащегося.

3. Применяемый в направляющих текстах дидактический ма­териал должен способствовать формированию социальной, про­фессиональной и методической компетенции. Необходимо, что­бы содержание и форма подачи учебного материала в направляю­щих текстах позволяли учащимся делать полезные выводы. Не­правильная и неточная формулировка учебного материала может привести к отрицательным результатам.

4. При составлении направляющих текстов необходимо учиты­вать региональную специфику образовательного учреждения, воз­растной и образовательный уровень учащихся, с тем чтобы пол­нее и правильнее использовать субъектный опыт, приобретенный ими за пределами образовательного учреждения.

Строка


5. Направляющие тексты должны отражать достижения совре­менной науки и техники. Если педагог не в силах изменить учеб­ник — основное дидактическое пособие, то направляющие тек­сты он может создать так, чтобы они включали в себя самые со­временные технологии производства.

6. Направляющие тексты должны не только иллюстрировать рассказ преподавателя, но и помогать более глубже понять сущ­ность теоретических положений, указывать на их практическое применение.

7. Для лучшего понимания информации, содержащейся в на­правляющем тексте, ее следует иллюстрировать схемами, рисун­ками, фотографиями, таблицами, т.е. делать более наглядной. Графическая часть направляющего текста должна заменить ре­альные объекты их изображениями или моделями, тем более что не всегда и не все реальные объекты можно представить учащим­ся для непосредственного наблюдения.

8. Дидактический принцип доступности информации требует, чтобы направляющие тексты соответствовали возрастным учеб­но-познавательным возможностям учащихся, уровню их развития и степени подготовленности. При этом работать с направляющи­ми текстами учащиеся должны с некоторым напряжением умствен­ных сил. Отсюда следует, что доступность учебного материала, помещенного в направляющих текстах, будет зависеть от ряда факторов: во-первых, от соответствия содержащейся в тексте ин­формации и учебно-познавательными возможностями учащегося по ее овладению; во-вторых, от соотношения объема задания и времени, отводимого для его выполнения; в-третьих, от объек­тивной сложности учебного материала задания.

9. Направляющие тексты должны быть построены так, чтобы их можно было использовать для индивидуализации учебной ра­боты в группе. Каждая серия направляющих текстов должна со­держать три уровня сложности. Первый уровень рассчитан на слабых учащихся, второй — на средних и третий — на сильных. В зависимости от общей подготовленности группы, индиви­дуальных возможностей учащихся, конкретных целей урока и многого другого, у преподавателя должна быть возможность по-разному комбинировать направляющие тексты. Естественно, что объем и глубина учебного материала, зафиксированного в тексте, должны соответствовать требованиям учебных про­грамм.

10. Направляющие тексты должны обладать такими свойства­
ми, которые позволили бы включить их в учебный процесс в ка­
честве одного из элементов. Это значит, что содержание учебного
материала, помещенного в направляющих текстах, и форма
предъявления его учащимся должны быть такими, чтобы их мож­
но было использовать для различных дидактических целей. В свя-


зи с этим при отборе материала для направляющих текстов необ­ходимо учитывать и осуществлять как внутрипредметные, так и межпредметные связи.

11. В связи с тем что невозможно создать направляющие тек­сты на все случаи жизни, педагоги и мастера вынуждены их так или иначе перерабатывать в соответствии с проектируемой зада­чей занятия. Поэтому на направляющих текстах должно оставать­ся место, где педагоги могли бы записать вопросы и задания, ко­торые, по их мнению, полезно поставить перед учащимися в тех или иных конкретных условиях. Исходя из этого направляющие тексты целесообразно выполнять в формате А-4 и оставлять место для записей.

12. Направляющие тексты должны стать основой саморегули­руемого учения. Они помогут эффективно развивать способности к саморегуляции в том случае, когда учащийся сам увидит, что его умения и навыки становятся более прочными, и поймет, что труд­ное задание можно выполнить только ценой напряжения сил и воли.

Направляющие тексты, применяемые при выполнении учеб­ных проектов, тесно связаны с рамочными условиями, определя­ющими содержание и организационные формы обучения. Поэто­му следует выделить несколько видов направляющих текстов:

1) разработанные для изучения отдельных тем учебных дисцип­лин (изучение технологии заточки ручного инструмента);

2) предварительного характера, позволяющие осознать трудно­сти, психологические барьеры той или иной деятельности, наме­тить программу решения проблем;

3) предназначенные для выполнения определенных работ производительного характера (изготовление какой-либо вещи).

Работа с направляющими текстами развивает у учащихся сле­дующие социально-профессиональные качества:

– личностные (креативность, самостоятельность, организован­ность);

– математические (умение выполнять математические расче­ты);

– художественно-эстетические (аккуратность, дизайнерские способности, художественный вкус);

– сенсомоторные (координация движений, умение пользоваться инструментами и приспособлениями, глазомер, мелкая мотори­ка);

– технологические (наглядно-образная память, абстрактно-ло­гическое мышление и др.).

Метод направляющих текстов развивает такие ключевые ква­лификации учащихся, как организованность, самостоятельность, пространственное воображение, креативность, эстетическая чув­ствительность, специальная компетентность и др.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.