Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование профессионально ориентированных умений






В психологии труда умение рассматривается как сложное струк­турное образование, включающее чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности, обеспе­чивающее достижение поставленной цели деятельности в изме­няющихся условиях ее протекания.


Как уже было показано, автоматизированные компоненты де­ятельности, сформировавшиеся при многократных повторениях, являются навыками. С этих позиций навык и умение соотносятся как часть и целое. В общем случае, естественно, любое новое уме­ние формируется на основе накопленных человеком опыта, зна­ний, навыков и ранее приобретенных умений.

Трудовые умения необходимо рассматривать с позиций одной из наиболее фундаментальных категорий современной психоло­гии — деятельности, так как, во-первых, конечная цель любого обучения, в том числе формирования умений, — овладение опре­деленными видами деятельности; во-вторых, формирование са­мих умений осуществляется в процессе деятельности учащихся — учебной и трудовой.

Понятие «трудовые умения» широкое распространено в лите­ратуре, в практике обучения и не вызывает разноречий в толкова­нии. Хотя строгого определения его содержания, как правило, не дается, но подразумевается, что трудовые умения — это умения осуществлять труд, если его рассматривать не в широком смысле.

Часто также употребляется термин «практические умения». По отношению к понятию «трудовые умения» его, очевидно, следует рассматривать как более общее понятие: любая практическая дея­тельность направлена на реальное изменение наличного матери­ального бытия — не только природного, но и социального.

Широко распространен также термин «профессиональные уме­ния». Данные умения следует рассматривать скорее не как само­стоятельный класс умений, а как четко определенный круг трудо­вых умений, характеризующих высокий уровень выполнения тру­довых действий, без которых нельзя обеспечить качественные и количественные требования, предъявляемые современным про­изводством к результатам труда рабочего.

Для профессиональных умений характерны высокая точность и скорость выполнения действий; устойчивость — способность сохранять точность и темп, несмотря на побочные явления; гиб­кость — способность рационально и творчески поступать в изме­няющихся условиях, осуществлять действие разными способами, каждый из которых наиболее эффективен в том или ином конк­ретном случае; прочность — сохранение умения в течение отно­сительно длительного промежутка времени, когда оно не приме­нялось.

Общетехнические — это умения чтения и составления черте­жей, выполнения технических расчетов, измерений, настройки и наладки технических устройств и т.д.

Некоторые исследователи рассматривают также политехничес­кие умения. Так, П.Р.Атутов определяет политехническое уме­ние как способ практической реализации знания типичных, об­щих сторон технических объектов, процессов производства и их


научных основ. По мнению автора, данное умение, отличающее­ся гибкостью и широтой применения, связано с решением интел­лектуально-практических задач (конструирование, разработка пу­тей и средств унификации, оптимизации процессов производства и управления ими)1.

Политехнические умения относятся к группе поливалентных ключевых квалификаций.

Рассмотрим, как функционируют умения в деятельности и как происходит процесс их формирования.

«Уметь делать» в самом общем смысле означает, что побужда­емый мотивами человек способен самостоятельно ориентироваться в ситуации, познавать ее (в том числе приобретать необходимые новые знания); правильно ставить цель действий в соответствии с объективными условиями, определяющими ее реальность и дос­тижимость; в рамках ситуации, цели и существующих возможно­стей определять конкретные средства и способы выполнения дей­ствий; в процессе деятельности усовершенствовать, отработать их и, наконец, достигнуть цели. Естественно, многие конкретные виды деятельности человека, в том числе профессиональной, вклю­чают в себя лишь часть перечисленных компонентов. Так, чисто исполнительская деятельность предполагает, что цель, средства и способы заданы человеку извне, соответственно познавательные, ценностно-ориентировочные и проективные компоненты в зна­чительной мере свернуты.

Каждое практическое действие предваряется построением его проекта, плана — образа действия. Построение образа действия основывается на определенной познавательной и ценностно-ори­ентировочной деятельности (познание ситуации, соотнесение ее с имеющимися знаниями; переосмысление, перестройка системы знаний; определение возможностей действия и т.д.). Образ дей­ствия включает представления о цели, способах выполнения и контроля по промежуточному и конечному результатам. Он фор­мируется учащимся самостоятельно или с помощью объяснения, инструктажа, демонстрации действия. На начальном этапе освое­ния действия, когда опыт его выполнения у учащегося неболь­шой, образ еще неполон и неточен. Это первоначальный образ действия. В дальнейшем он конкретизируется и уточняется. Дей­ствие выполняется на основе имеющихся знаний, навыков и уме­ний. Результаты действия, как промежуточные, так и конечные, соотносятся с образом действия, благодаря чему в него вносятся необходимые коррективы.

Некоторые отдельные умения могут быть сформированы срав­нительно быстро — они базируются на понимании учащимися

1 См.: Атутов П.Р. Политехническое образование и всестороннее развитие личности школьников. — М., 1977.


цели действия и использовании накопленных в предшествующем личном опыте знаний и навыков. Например, чтобы научить уча­щегося включать сверлильный станок, не требуется длительных упражнений: достаточно показать, как это делается, и провести инструктаж по технике безопасности труда. Для овладения други­ми умениями необходимо формирование обширной системы зна­ний и многократные упражнения. В таком случае умение совер­шенствуется вместе со знаниями и навыками.

В целом в процессе формирования умений условно можно выделить следующие э т а п ы.

1. Первоначальное умение — осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретен­ный опыт. Действия выполняются методом «проб и ошибок».

2. Частично умелая деятельность — овладение умениями выпол­нять отдельные приемы, операции, уточнение необходимой систе­мы знаний, сформированность специфических для данных действий навыков, появление творческих элементов деятельности.

3. Умелая деятельность — творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора спо­собов и средств ее достижения; овладение умениями на уровне тактики трудовой деятельности.

4. Мастерство — овладение умениями на уровне стратегии тру­довой деятельности, творческое развитие способности самостоя­тельно определять цель — целеполагание, использование различ­ных умений в соединении с высокой профессиональной активно­стью, развитым чувством коллективизма и умением работать в производственном коллективе1.

Приобретаемые учащимися трудовые (профессиональные) уме­ния, которые в дальнейшем в профессиональной деятельности совершенствуются и обогащаются, становятся ключевыми квали­фикациями рабочего.

Детальный анализ иерархической структуры умений позволяет выделить их уровни, достаточно четко разграниченные по харак­теру и роли в осуществлении трудовой деятельности. Целесооб­разно рассматривать трудовые умения на трех уровнях: выполне­ния отдельных операций (технологических), тактики и стратегии трудовой деятельности.

Под операционными умениями мы понимаем умения успешно выполнять технологические и другие трудовые операции: опили­вание, резание, обтачивание поверхностей на токарном станке, пользование контрольно-измерительными инструментами, мик­рокалькулятором и т.д.

Под тактическими умениями подразумеваются умения осуще­ствлять полный технологический процесс, успешно использовать

См.: Платонов К.К. Вопросы психологии труда.


совокупность наличных средств труда, имеющихся операционных умений для решения текущих трудовых задач в изменяющихся условиях. Тактические умения наряду с комплексом операцион­ных включают в себя ряд ключевых квалификаций: способность к быстрой ориентировке в производственной ситуации, владение общими алгоритмами рационального построения действий и их последовательности, умения технологического планирования, пользования справочной литературой, распределения ролей при коллективной организации деятельности и т.д. Тактические уме­ния тесно связаны с общетрудовыми: планированием, самоконт­ролем, организацией рабочего места и т.п.

Под стратегическими умениями подразумеваются умения ори­ентироваться во всей системе производства, производственных и общественных отношений, определять место и цели собственной трудовой деятельности и основных ее этапов в соответствии с целями производственного коллектива.

Стратегические наряду с комплексом оперативных и тактичес­ких умений образуют ключевые компетенции, включающие в себя ряд компонентов, качеств личности, имеющих «внепрофессиональ-ный» или «надпрофессиональный» характер. Речь идет о высоко­развитых познавательных умениях, стремлению к повышению своей квалификации и овладению методами труда передовиков и новаторов производства, способности к сверхнормативной про­фессиональной активности, к творческой активности, к участию в рационализации и изобретательстве, в конструировании при­способлений, приборов, в совершенствовании организации труда и производства, способности выявлять потери рабочего времени, определять пути повышения производительности труда и каче­ства работы, экономии энергетических и сырьевых ресурсов.

Формирование тактических умений опирается на знания, на­выки, операционные умения учащихся; формирование стратеги­ческих умений — на знания, навыки, операционные и тактичес­кие умения.

Значительные резервы для формирования тактических трудо­вых умений учащихся кроются в совершенствовании их инструк­тирования в процессе производственного обучения, и в первую очередь в применении документации письменного инструктирова­ния. Использование письменной документации: инструкционных, инструкционно-технологических и технологических карт, карт-за­даний, направляющих текстов — позволяет существенно повысить самостоятельность учащихся, поднять эффективность инструкти­рования. Письменные инструкции, как правило, выдаются каждо­му учащемуся, что позволяет постоянно обращаться к ним, конт­ролировать свои действия и своевременно их корректировать.

Письменная документация предполагает систематическое по­вышение уровня самостоятельности учащихся в труде: по мере


накопления ими опыта объем информации постепенно свертыва­ется. Письменное инструктирование находит все более широкое применение в производственном обучении учащихся профессио­нальных учебных заведений.

Важное место в образовании тактических умений занимает формирование у учащихся умений по организации деятельности первичного рабочего коллектива — звена, бригады.

Выделяют следующие принципы коллективных форм учебно-производственного труда учащихся:

– выполнение учебно-производственных работ требует взаи­модействия учащихся, кооперации и разделения усилий для дос­тижения общей цели;

– успех каждого члена бригады может быть достигнут лишь в том случае, если все участники успешно справляются со своей задачей;

– при коллективной работе необходимыми условиями успеш­ного достижения цели выступают взаимоответственность, взаи­мопомощь и взаимоконтроль.

Коллективные формы учебно-производственного труда способ­ствуют развитию у учащихся таких ключевых квалификаций, как корпоративность, способность к кооперации, сотрудничеству и др.

Очень перспективно формируются технические умения учащих­ся при разработке и внедрении так называемых активных методов обучения. Название, естественно, условно, поскольку активным может быть любой метод обучения. Речь идет об особой группе методов, развившихся и первоначально применявшихся в систе­ме повышения квалификации руководителей и специалистов пред­приятий, аппарата управления и т.д. Это личностно ориентиро­ванные технологии: решение производственных задач и ситуаций, обсуждение конкретных материалов, проектов, деловые игры. Использование данной группы методов, по сути, — одно из на­правлений реализации идеи проблемного обучения, и в после­днее время они получают все более широкое распространение в практике подготовки квалифицированных рабочих.

Социальные и персональные ключевые квалификации разви­ваются в процессе самоуправляемой, самостоятельной, индиви­дуальной работы обучаемых. Широкое распространение получи­ли методы проектов, конструктивного обучения, имитационное планирование предстоящей работы, учение по ситуативному ме­тоду, ролевые игры. Перечисленные методы можно отнести к лич-ностно ориентированным, так как они позволяют развивать такие социально значимые качества личности, как корпоративность, способность к сотрудничеству, чувство профессиональной сопря­женности, ответственность и др.

Под проектом понимают любой практический замысел, кото­рый реализуется обучаемым. При этом последний самостоятель-


но ставит цель, разрабатывает план, практически его осуществля­ет, оценивает и контролирует качество конечного продукта. В роли продукта может выступать изделие, готовое к использованию, де­таль сложной конфигурации, электрическая схема, компьютер­ная программа и т.п.1 Одно из достоинств метода проектов связа­но с тем, что знания и навыки не даются обучаемому теоретичес­ки, в отрыве от практики, а приобретаются в процессе выполне­ния конкретного задания. Важно и то, что над проектом, как пра­вило, совместно работают несколько учащихся.

Развитие ключевых квалификаций обучаемых выступает в ка­честве главной дидактической цели, а основной дидактический признак метода — саморегулирующаяся учеба. Учащиеся должны самостоятельно добывать информацию и на всех этапах выполне­ния проекта самостоятельно принимать решения.

Метод конструктивного обучения аналогичен техническому кон­струированию. Перед обучаемыми ставится проблема, техничес­кая задача по устранению неисправности в устройстве. После на­хождения неисправности нужно найти технически правильное решение по ее ликвидации. Педагог оказывает учащимся посиль­ную помощь.

Имитационное планирование предстоящей практической деятель­ности, представляющее собой разновидность ролевой игры, сти­мулирует индивидуальную активность обучаемых и вместе с тем развивает способность к групповой работе. При этом у учащихся формируется понимание зависимости технологии от многих фак­торов.

Экспериментальное учение по ситуативному методу ориентиро­вано на применение теории на практике. Учащимся предлагается производственная ситуация, в которой заложена ошибка, своеоб­разная ловушка. Требуется ее обнаружить и после группового об­суждения устранить. Этот дидактический прием призван стиму­лировать аналитическое мышление, развивать способности к пе­реносу и применению теоретических знаний на практике, учить групповой работе.

Завершая обзор дидактических методов, ориентированных на развитие ключевых квалификаций и формирование специалистов широкого профессионального профиля, следует еще раз подчерк­нуть, что все они в разной степени моделируют производствен­ные ситуации, направлены на развитие самостоятельности уча­щихся и умений работы в группе.

В основе рассмотренных методов профессионального обуче­ния лежит концепция личностно ориентированного образования. Она исходит из того, что каждый учащийся суверенен и самостоя­телен, имеет право планировать и осуществлять учебно-профес-

Frey K. Die Projektmethode. — Weinheim; Basel; Belts, 1984.


сиональную деятельность в соответствии со своими индивидуаль­ными склонностями и способностями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.