Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 9. Уровни социологичсекого исследования. Уровни измерения.
Концептуальная модель исследования Предмет и объект исследования, цель, задачи гипотезы, понятийный аппарат иссл. Методика отбора эмпир. данных Эмпирич. интерпретация задач, гипотез, понятий, инструментарий иссл-я
Методика обработки данных Формы представления инф-ции, методы первичного анализа, применение математических методов
1-й уровень: Из ответов двух людей на вопрос можно узнать, одинаковы ли эти ответы (т.е. одинаковы ли их мнения). Пример такого вопроса: «Какова Ваша профессия?» с вариантами ответа «Токарь», «Учитель» «Доярка» и т.п. Ответы обоих людей могут быть одинаковыми (например, оба респондента – учителя), а могут отличаться. Но все варианты равноправны (!) 2-й уровень: При сравнении ответов можно определить не только, одинаковы ли показания, но и в каком из ответов содержится больше (или меньше) некоторой характеристики изучаемого явления. Например, вопрос: «Каково Ваше образование?» с вариантами ответа «Начальное», «Среднее», «Высшее» и т.п. Можно сказать не только, одинаковое ли образование имеют два человека, но и кто из них более образованный. В данном случае все возможные варианты ответа можно расположить в порядке возрастания или убывания некоторого свойства (которое, скорее всего, мы и измеряем этим вопросом). Однако, на этом уровне измерения мы еще не можем ответить на вопрос, на сколько у одного человека измеряемого свойства больше, чем у другого. 3-й уровень: При сравнении ответов можно определить и одинаковы ли ответы, и в каком из них больше некоторого свойства, по которому ответы различаются, и то, на сколько у одного из объектов этого свойства больше или меньше, чем у другого. Примером такой шкалы может служить шкала температур (в градусах Цельсия). Температура 20оС на 5оС градусов теплее, чем температура в 15оС. На те же 5оС температура в 5оС теплее, чем 0оС. 4-й уровень: На этом уровне можно сказать не только, на сколько, но и во сколько раз одно показание больше, чем другое. Действительно, в шкале температур Цельсия невозможно определить, во сколько раз 1оС теплее, чем 0оС. Это происходит потому, что нуль шкалы мы выбирали сами. Чтобы возможно было определить пропорции, нуль должен содержаться в самом изучаемом явлении. Например, в вопросе «Сколько у Вас детей?» ответ «0» обозначает, что детей нет, а при измерении веса значение «0 кг» обозначает, что объект не весит ничего. Обратите внимание, что если мы решим измерять вес не в килограммах, а в граммах, смысл нуля не изменится. Теперь расскажем о том, что такое шкала измерения. В бытовом смысле шкала нам представляется некой линейкой, нарисованной на измерительном приборе. По сути же шкала - это список всевозможных значений. Этот список может быть бесконечным, если понятно, как получить, записать, интерпретировать и т. п. любое значение. Например, размер 162, 35675 см. можно не только представить, но и сравнить с другими значениями роста в сантиметрах, хотя такое значение вряд ли будет нанесено на линейке в медицинском кабинете. С другой стороны, можно представить несколько другой процесс измерения роста. Некий эксперт оценивает рост человека, выбирая один из следующих вариантов: «карлик», «низкорослый» «среднего роста» «высокий», «гигант». Вы уже знаете, что социологи считают и такую процедуру измерением. А список из пяти приведенных только что вариантов составляет шкалу такого измерения, ибо он тоже является перечнем всех значений, которые можно получить при этом. Типы шкал определяются уровнями измерения и однозначно им соответствуют. Если из сравнения любых двух ответов можно определить только, являются ли эти ответы одинаковыми, такая шкала называется номинальной. Примеры номинальных шкал: профессия, семейное положение, специальность, список кандидатов в президенты и др. Естественно, номинальной шкале соответствует первый уровень измерения. Если все возможные варианты ответа можно расположить в порядке возрастания или убывания некоторого свойства, шкала называется порядковой. Ей соответствует 2-й уровень измерения, позволяющий определять, в каком из сравниваемых объектов больше этого свойства. Примеры порядковой шкалы – любые вопросы со списком ответов «да», «скорее да, чем нет», «скорее нет, чем да», «нет» и т.п. Числовые шкалы, с помощью которых можно не только сравнивать объекты, но и определять, на сколько в одном из объектов больше измеряемого свойства, чем в другом, называются интервальными. Интервальными называют и шкалы, соответствующие 3-му уровню измерения, и шкалы, соответствующие 4-му уровню. По-другому, интервальные шкалы еще называют метрическими. Шкалы, соответствующие 3-му уровню измерения (определены разности значений) называют шкалами разностей, а шкалы, соответствующие 4-му уровню измерений (определены еще и пропорции) – шкалами отношений. Частным случаем номинальной шкалы является шкала, в которой предусмотрено только два ответа (чаще всего это ответы «да» и «нет»). Эта шкала называется дихотомической.
|