Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специальные образовательные программы.




 

Специальное образование является частью системы общего образования, и государство создает условия для лиц, имеющих специальные образовательные потребности с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования. Законодательством Республики Казахстан в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривается принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями. Гарантии права детей с ограниченными возможностями в развитии на получение образования закреплены в Конституции Республики Казахстан, Законах Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О специальных социальных услугах».
В соответствии с поручением Главы государства в 2004 году в целях научно- методического обеспечения системы социальной и медико-педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями постановлением Правительства Республики Казахстан республиканский научно-практический центр социальной адаптации и профессиональной реабилитации был преобразован в национальный научно-практический центр коррекционной педагогики, где ведется научно-исследовательская работа по развитию специального образования и переходу к инклюзивному образованию, разработке специальных учебных программ, учебников и учебно-методических комплексов. Развитие системы инклюзивного образования одно из приоритетных направлений Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы. Права детей с ограниченными возможностями на получение равных прав к качественному образованию закреплены законодательством Республики Казахстан. В нашей стране функционирует 39 специальных детских садов и 315 специальных групп, в которых получают воспитание и образование более 15 тысяч детей дошкольного возраста, 106 специальных школ и 1219 специальных классов при общеобразовательных школах, где обучаются около 25 тысяч детей школьников. В настоящее время коррекционно-педагогическую поддержку детям с ограниченными возможностями оказывает 17 реабилитационных центров, 133 кабинета психолого-педагогической коррекции, 558 логопедических пунктов при школах.
В республике насчитывается 138 513 детей с ограниченными возможностями в возрасте до 18 лет, что составляет 2, 8 % от общего числа детского населения. В том числе, детей школьного возраста — 93 740 детей, дошкольного возраста — 44 773. По специальным учебным программам обучается более 62 тысяч учащихся, по специальным дошкольным программам — более 27 тысяч детей. Кроме того, в системе ТИПО подготовку кадров из числа лиц с ограниченными возможностями ведут 178 колледжей. Контингент данной категории студентов составляет около 3 тысяч человек.
Доступ к образованию детям с ограниченными возможностями обеспечивает и система электронного обучения, дистанционное образование. С 2011 года в рамках госпрограммы дети, обучающиеся на дому, получают необходимые программно-технические средства. Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата приобретаются индивидуальные средства передвижения, специальные клавиатуры и манипуляторы, для детей с нарушением слуха — слуховые аппараты, звукоусиливающая система с микрофоном, тифлотехнические средства. Для обеспечения доступа к обучению важны средства информационного обеспечения, в том числе принте-ры и Брайлевские дисплеи, читающие машины и увеличивающие устройства, электронные лупы, мобильные устройства увеличения экрана с речью и др. Компьютерной техникой и оборудованием за счет республиканского бюджета обеспечены более 6 тысяч детей-инвалидов, обучающихся на дому.
На данный момент почти половина специальных организаций образования в республике оснащена мультимедийными образовательными системами, стимулирующими познавательное развитие детей с ограниченными возможностями. В 20 % специальных школ установлены интерактивные доски. Доступ к интернету имеет около 95 % специальных школ. 41 % специальных организаций образования оснащены логопедическими тренажерами, 37% — слухоречевыми тренажерами.
В Астане инклюзивное образование реализуется в школе-гимназии № 65. Это экспериментальная площадка Национального научно-практического центра коррекционной педагогики. Здесь функционирует 11 инклюзивных классов (два с государственным языком обучения и 9 — с русским языком обучения), в которых обучаются 20 школьников с нарушениями слуха, зрения и ДЦП. Для их обучения созданы соответствующие условия: «безбарьерная среда», материально-техническое оснащение учебных кабинетов, коррекционные и реабилитационные мероприятия. Для оказания медицинской помощи детям в медпункте школы имеется специальное оборудование (кушетка для массажа, аппарат для УФО-терапии «Солнышко», ультразвуковой ингалятор и др.) и медикаменты для сезонной витаминизации. Учебные кабинеты оборудованы специальными партами и стульями, вертикализаторами.
При организации учебного процесса в инклюзивных классах учитывается специфика детей с ограниченными возможностями, и на этой основе выработана стратегия синхронизации обучения с обычными детьми. Расписание занятий школы № 65 соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, ведущие занятия в инклюзивных классах, занимаются календарно-тематическим планированием, в рамках которого отдельно планируется работа с детьми с ограниченными возможностями в рамках общеобразовательного учебного процесса и варьируется время, затраченное на тех или иных учащихся в соответствии с их успеваемостью и способностями. Детям с отклонениями в развитии уделяется немного больше внимания, что связано с особенностями восприятия ими материала. Но на общеобразовательный процесс и успеваемость других детей это не влияет.
Инклюзия детей с нарушениями физического здоровья в общеобразовательных классах требует дополнительного тьюторского и педагогического сопровождения этих детей. В школе практикуется модель двухуровневого сопровождения в зависимости от потребностей ученика. Ученик сопровождается тьютором, главная задача которого — оказывать ребёнку физическую поддержку, помогать ему перемещаться, чувствовать себя уверенно в классе и в школе. Кроме того, некоторым детям с особенностями развития требуется тьютор, обладающий методиками специальной коррекционной педагогики. Например, для учащихся с нарушением слуха в школе предусмотрены штатные единицы сурдопедагогов.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата доставляются в школу и обратно на инватакси.
Кроме того, в целях социальной адаптации детей с нарушениями слуха в школе-гимназии № 65 ведется начальная допрофессиональная подготовка — проводятся обучающие семинары-тренинги и мастер-классы по парикмахерскому искусству и маникюру для учащихся старших классов, а также по профилям: деревообработка, декоративно- прикладное искусство. Также в школе работает театр мимики и жестов.
В 27 общеобразовательных школах республики (26 – государственные школы, 1 – частная школа) в обычных классах наравне с детьми с нормой развития обучается 96 детей с нарушениями развития.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.