Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов.
За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее.
✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать».
Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами!
Педагогические системы специального образования
Система специального образования представляет собой специ- фическое социокультурное единство, но одновременно является подсистемой массового образования, обеспечивающей реализа- цию социально-гуманистической функции общества в отноше- нии своих членов, имеющих ограниченные возможности жизне- деятельности и трудоспособности, содействующей их развитию, образованию и социализации.
Особенность системы специального образования состоит в том, что она, в отличие от системы массового образования, существо- вавшей с древнейших времен, возникла лишь на определенном этапе развития человеческой цивилизации, когда общество до- стигло необходимой нравственно-этической зрелости и социаль- ной культуры, соответствующего уровня развития экономики и образования, а также научной готовности обеспечивать образова- тельные инновации.
В соответствии с требованиями методологии системного под- хода в педагогике (Т.А.Ильина, Т.А.Дмитренко, В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов и др.) педагогические объекты как си- стемы изучаются на основе применения функционально полной совокупности подходов — системно-структурного, функциональ- но-целевого, синергетического, кибернетического, факторного.
С помощью системно-структурного подхода целостная педаго- гическая система рассматривается как взаимосвязанная совокуп- ность компонентов; функционально-целевой подход позволяет определить назначение и функции как компонентов системы, так и ее самой в целом; синергетический подход дает возможность выявлять общие закономерности самоорганизации устойчивых структур в открытых (педагогических) системах; кибернетический подход предусматривает изучение объектов педагогического уп- равления, организующих структур, прямых и обратных связей между ними, выделение и обоснование этапов управления, раз- работку модели функционирования педагогической системы; с помощью факторного подхода обнаруживаются и классифициру- ются противоречия, действующие и возникающие в педагогиче- ской системе (Т.А.Дмитренко).
Системно-структурный подход способствует видению внутрен- ней структуры системы специального образования, состоящей из подсистем, или систем более низшего порядка, а именно специ- ального образования людей с определенными ограничениями воз- можностей (слуха, зрения, интеллектуальной деятельности и т.д.), систем, также находящихся в сложных структурных и функцио- нальных связях и отношениях как между собой, так и с внешни- ми системами.
Специальное образование в целом, как и педагогические сис- темы образования людей с теми или иными ограничениями жиз- недеятельности, представляет собой не просто систему специаль-
ных образовательных учреждений для различных категорий людей с ограниченными возможностями. Каждая из этих систем, будучи сложной социально-культурной, процессуальной, саморазвива- ющейся, способной к сохранению и/или совершенствованию своей организации в зависимости от изменения внешних и внутренних условий, является целостным комплексом избирательно вовле- ченных компонентов: обучаемых, воспитанников с особыми об- разовательными потребностями, педагогов-дефектологов и дру- гих специалистов, связанных со специальным образованием; под- систем научных и методических знаний (теорий, идей, концеп- ций, определяющих структур, содержательных циклов, дидакти- ческих и функциональных условий); содержаний и технологий профессиональной деятельности специалистов-дефектологов; под- систем информационного, нормативного, экономического, ма- териального и технического обеспечения; подсистем управления и контроля, обеспечения внутрисистемных и межсистемных кон- тактов разных уровней, связей и взаимодействий со значимыми для единой системы макросистемами, т.е. системами более высо- кого уровня, — все это благодаря сложному сетевому взаимодей- ствию и взаимовлиянию направлено на достижение социально значимого результата. При этом важно непростое взаимо- действие элементов системы, а их взаимное содействие получению конечного результата, или достижению за- данной цели.
Во взаимодействие (пересечение) с системой специального образования и ее подсистемами входит система социальных взаи- моотношений, оказывая значительное влияние на развитие и спе- циального образования в целом, и его подсистем.
Современные исследователи в области специальной педагоги- ки в этом контексте говорят о едином целостном комплексном многоуровневом психолого-педагогическом пространстве, включа- ющем образовывающие, воспитывающие и социализирующие сферы1.
С точки зрения функционально-целевого подхода взаимодей- ствие каждой целеустремленной системы направлено на достиже- ние внешних или внутренних целей, причем первые задаются из- вне другой системой/системами более высокого порядка (напри- мер, системой социальных взаимоотношений), а внутренние цели отражают реальный характер деятельности данной системы. Оп- тимальным представляется максимально полное соответствие внут- ренних целей функционирования системы (ее «выходов») внеш- ним, заданным ей, целям (ее «входам»).
__________
1 Денисова О.А. Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое про- странство для социально-культурной интеграции лиц с сенсорными нарушени- ями. — Череповец, 2006.
Современная теория педагогики рассматривает педагогическую систему в динамике как целостный педагогический процесс.
Важнейшими отличительными свойствами современных педа- гогических систем специального образования, обеспечивающими совпадение внешних и внутренних целей функционирования, яв- ляются: их гуманистический характер, толерантность, восприим- чивость и открытость, выраженное личностное начало (Л.В.Анд- реева), а также антропологическая детерминированность, преду- сматривающая предоставление специальной педагогической по- мощи на всех возрастных этапах развития человека; вариативность и полифундаментальность; доступность; адаптивность к возмож- ностям и специальным образовательным потребностям обучаю- щихся, воспитанников; адаптирующий характер педагогических систем специального образования; творческое сочетание тради- ций отечественного специального образования с зарубежным опы- том; обеспечение компенсации ограниченных возможностей че- ловека и коррекции вторичных нарушений в его развитии; сис- темно-сетевая функциональная взаимосвязь как между внутрен- ними элементами самой системы, так и со значимыми для нее структурами внешних систем разного уровня.
Гуманистический характер педагогических систем специально- го образования проявляется в том, что ведущим критерием эф- фективности их функционирования является развитие личности человека с ограниченными возможностями, содействие ее само- осуществлению, самореализации, возможно более самостоятель- ной и независимой жизнедеятельности в обществе.
Толерантность сказывается в безусловном принятии ценности любой человеческой жизни, как бы сильно она ни была отягоще- на нарушением физического или психического развития, в при- знании права всех индивидов гражданского общества быть разны- ми, обладающими многообразными проявлениями человеческой индивидуальности и самовыражения, в уважительном отношении к любому человеку с ограниченными возможностями вне зависи- мости от его внешних данных, интеллектуальных, поведенческих и иных особенностей.
Восприимчивость и открытость систем специального образо- вания выражается в их чутком реагировании на видоизменяющи- еся особые образовательные потребности обучающихся, воспи- танников с ограниченными возможностями, а также на отече- ственные и зарубежные новации в науке и образовании, содей- ствующие совершенствованию способов и форм педагогической помощи человеку с ограниченными возможностями.
Личностное начало проявляется особенно заметно потому, что многие педагогические концепции и подходы в специальном об- разовании — это результат индивидуальных научных исканий и реальной практики обучения и воспитания детей с ограниченны-
ми возможностями и они обычно персонифицируются с именами выдающихся ученых-дефектологов, научный и практический по- иск которых отразился на становлении соответствующей педаго- гической (или дидактической) системы образования.
Антропологическая детерминированность специального образо- вания обусловлена его ориентированностью на весь жизненный цикл человека и учетом того, как дефект или нарушение разви- тия, вызывающее ограничение возможностей жизнедеятельности с первых месяцев жизни, предопределяет последующую специ- фику образовательных и социальных потребностей и самого ре- бенка, и его семьи. Только ранняя диагностика и максимально раннее начало комплексной медико-психолого-педагогической по- мощи создают возможности для того, чтобы минимизировать воз- никновение и формирование вторичных нарушений и отклоне- ний в развитии ребенка, направить траекторию его индивидуаль- ного и социального развития в благоприятное русло. Первичный дефект или нарушение развития не исчезает с завершением школь- ного обучения. На протяжении всей жизни такой человек нужда- ется в специальной психолого-педагогической поддержке, помо- гающей ему решать соответствующие тому или иному возрасту жизненные задачи.
Вариативность и полифундаментальность педагогических сис- тем специального образования основаны на том, что на совре- менном этапе становления постнеклассической науки та или иная педагогическая система может иметь в своем основании отличаю- щуюся от других собственную теоретико-методологическую плат- форму, позволяющую успешно решать задачи, поставленные внеш- ними целями развития системы. Так, например, и традиционная олигофренопедагогика, и лечебная педагогика Р.Штайнера — К.Кёнига, и педагогическая система М.Монтессори, имея одну и ту же цель, но различающиеся теоретико-методологические ос- нования, успешно и эффективно реализуют собственные ориги- нальные педагогические концепции обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития.
Вариативность также обусловлена необходимостью реализации индивидуального и дифференцированного подходов к обучающим- ся, воспитанникам, предоставления им различных уровней и ва- риантов обучения, возможностей преодоления пространственных ограничений в получении образования и создания условий для переноса процесса образования за пределы специальных образо- вательных учреждений — в семью, в массовые образовательные, культурно-досуговые и медицинские учреждения, а также в не- традиционные структуры социализации или социальной поддер- жки — коррекционно-развивающие и реабилитационные цент- ры, общины (например, кэмпхиллские общины, общины Ж.Ва- нье, детские деревни и др.).
Доступность выражается не только в реальной доступности специального образования для человека с ограниченными воз- можностями и в свободе выбора типа и вида образовательного учреждения, но и в обеспечении ему специальной педагогиче- ской помощи вообще как особой формы социальной поддержки, создании действительно равных возможностей получения образо- вания в условиях любой формы организации обучения — в массо- вом или специальном образовательном учреждении или на дому.
Адаптивно-адаптирующий характер педагогических систем спе- циального образования проявляется в том, что, с одной сторо- ны, их развитие постоянно направлено на приспособление к из- меняющимся внешним социокультурным условиям и результатам внутреннего саморазвития и самосовершенствования, к новым факторам и формам функционирования (например, активная ре- ализация признанной необходимости ранней комплексной помо- щи детям с ограниченными возможностями, внедрение и усвое- ние нового практического опыта и научных данных об обучении и воспитании детей с тяжелыми и множественными нарушениями и др.). Выражается он и в приспособлении образовательных усло- вий к возможностям и потребностям человека с ограничениями жизнедеятельности и, кроме того, в направленности всей систе- мы на жизненное, социальное адаптирование такого человека средствами компенсации ограниченных возможностей и коррек- ции вторичных нарушений в развитии. Нормативную сторону это- го процесса обеспечивает и контролирует специализированный образовательный стандарт.
Творческое сочетание отечественных традиций специального об- разования с зарубежным опытом обеспечивается вхождением Рос- сии в мировое образовательное пространство и участием ее науч- ного и педагогического сообщества в коллективном творческом процессе поиска наилучших путей и способов образования людей с ограниченными возможностями.
Системно-сетевая функциональная взаимосвязь как между внут- ренними элементами системы специального образования, так и со значимыми для нее элементами и структурами внешних систем разного уровня обеспечивает ее устойчивое развитие и самораз- витие, коррекцию векторов этого развития в соответствии с «вхо- дами», или внешними целевыми установками, системы. Данное положение сформулировано как идеальное, к которому стремят- ся в своем развитии педагогические системы специального обра- зования. В то же время в реальности, как отмечено в теории общей педагогики, «...поскольку взаимодействие по линии метасвязи (внешней для педагогической системы) идет не сплошным пото- ком, а избирательно (отдельными гранями, свойствами), то из- менения педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы
Педагогические системы специального образования различа- ются не своими сущностными характеристиками, а ихназна- чением, особенностями организации, специфи- кой реализуемого с о д е р ж а н и я в зависимости от тех или иных теоретических положений, составляющих их основу. С уче- том возрастных особенностей обучающихся и воспитанников и предусмотренных уровней образования педагогические системы могут быть предназначены для оказания ранней комплексной по- мощи, для дошкольного и школьного специального образования, для профессиональной подготовки. В соответствии с номенклату- рой основных нарушений психофизического развития, а также особой образовательной ситуацией детей, имеющих те или иные нарушения развития (слуха, зрения, опорно-двигательного аппа- рата и др.) или сочетание нарушений, педагогические системы специального образования могут быть ориентированы на обеспе- чение педагогической помощи детям или взрослым именно с кон- кретным нарушением.
|