Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата






 

основные направления коррекционной работы по формированию двигательных функций предполагает комплексное, системное воздействие, включающее медикаментозное, физиотерапевтическое, ортопедическое лечение, различные массажи, лечебную физкультуру, непосредственно связанную с проведением уроков физической культуры, труда, с развитием и коррекцией движений во все режимные моменты [4].

Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата проводится в специальном типе школ - школах-интернатах (школах) для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей. В эти школы принимаются дети дошкольного возраста, самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода. Школы имеют подготовительный класс, куда принимаются дети семилетнего возраста. Дети с церебральными параличами выделяются в специальные классы в составе школы.

Детский церебральный паралич - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей мозга. При детском церебральном параличе имеет место ранее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга.

У детей задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием может формироваться функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы. Двигательные нарушения при детском церебральном параличе являются ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.

Поражение двигательной сферы при детском церебральном параличе может быть выражено в разной степени: двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения; при достаточном объеме движений, при нерезком нарушении мышечного тонуса. Дети с трудом осваивают самообслуживание [23].

Особенностью двигательных нарушений у детей с церебральным параличом является не только трудность или невозможность выполнения движений, но и слабость их ощущения, у ребёнка не формируется правильные представления о движении, с трудом развивается пространственно-временная организация.

Слабое ощущение своих движений и затруднения в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это в свою очередь, еще больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельного передвижения, навыков самообслуживания, ставят больного ребёнка с первых лет жизни в почти полную зависимость от окружающих его взрослых. Это способствует формированию у него пассивности, безынициативности, нарушает развитие его мотивационной и волевой сферы. Таким образом, двигательные нарушения влияют на весь ход психического развития ребёнка. Независимо от степени двигательных расстройств у детей могут быть нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, наблюдается снижение интеллекта, судорожный синдром и нарушения зрения, снижение слуха. Для большинства детей с церебральным параличом характерны нарушения умственной работоспособности в виде повышенной утомляемости. В процессе целенаправленной деятельности они быстро становятся вялыми или раздражительными, с трудом сосредоточиваются на задании. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Ребёнок начинает суетиться, усиленно жестикулировать, гримасничать, у него усиливаются насильственные движения, появляется слюнотечение. Организованность в произвольной деятельности у детей формируется с большим трудом [9].

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, болезненно реагируют на тон голоса, замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих, у них возникают страхи, недержание мочи, рвота и другие нарушения [2]. В дошкольные учреждения комбинированного вида, в группы комбинированной направленности дети с двигательными нару- шениями приходят, реализуя различные образовательные марш- руты. Желательно, чтобы до поступления в ДОУ ребенок прошел курс реабилитационных мероприятий в структурном подразделе- нии ДОУ (СРП, лекотека, группа кратковременного пребывания, центр игровой поддержки, группа «особый ребенок») или в ком- пенсирующей группе ДОУ. При приеме ребенка с двигательными нарушениями, ранее посещавшего учреждения системы образова- ния, в том числе ППМС-центры, желательно запросить его психо- лого-педагогическую характеристику и рекомендации по органи- зации обучения и воспитания из учреждений. С помощью сотрудников специальных учреждений (ДОУ ком- пенсирующего вида, группы компенсирующей направленности, ППМС-центры) дошкольное образовательное учреждение может организовать подготовку к школе ребенка с двигательными нару- шениями. Данная работа должна проводиться как на фронталь- ных, так и на индивидуальных занятиях. При этом основными направлениями работы являются: подготовка руки к письму; об- учение грамоте; ознакомление с окружающим миром; формиро- вание математических представлений и т. д.; формирование про- странственных и временны́ х представлений. ППМС-центры могут оказать различные услуги по органи- зации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ: разработка рекомендаций для работы с детьми данной категории; проведение открытых коррекционных занятий; орга- низация курсов повышения квалификации педагогов; оказание методической помощи педагогам; участие в работе психолого-ме- дико-педагогического консилиума образовательного учреждения; подготовка рекомендаций по созданию безбарьерной среды в уч- реждении и на прилегающей территории; разработка рекомен- даций по работе с родителями как детей с НОДА нарушениями опорно-двигательного аппарата, так и с родителями нормально развивающихся детей. Если ребенок помимо ДОУ посещает уч- реждение дополнительного образования, очень важно учитывать его общую нагрузку, планировать развивающую работу с учетом дополнительных занятий. Если ребенок поступает в ДОУ из семьи, то семья знакомит педагогический коллектив с индивидуальными особенностями ребенка и активно сотрудничает с дошкольным учреждением. Для эффективной организации психолого-педагогического со- провождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппара- та педагоги ДОУ должны знать особенности развития этих детей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.