Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование детей с тяжелыми и множественными нарушениями






Дети с комплексными нарушениями развития поступают в раз-
личные специальные учреждения, что обусловливает значитель-
ные проблемы с определением содержания педагогической рабо-
ты. Обучение таких детей, ориентированное на ведущее наруше-

ние, не может обеспечить в достаточной мере всесторонность и
полноту развития детей с множественным сочетанием первичных
отклонений.

Педагогическая помощь предусматривает воздействие на вы-
явленные у ребенка, имеющего комплексное нарушение разви-
тия, как первичные, так и вторичные расстройства и реализуется
с позиций социально-педагогической деятельности, которая оп-
ределяется как «непрерывный педагогический целесообразно орга-
низованный процесс социального воспитания с учетом специфи-
ки развития личности человека с особыми потребностями на раз-
ных возрастных этапах, в различных слоях общества и при учас-
тии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и
социальной помощи»1.

Обратим внимание на терминологический статус словосочета-
ния «педагогическая помощь». Согласно словарю С.И.Ожегова,
«педагогическая» значит соответствующая требованиям педагоги-
ки — науки о воспитании и обучении; «помощь» — это содей-
ствие кому-нибудь, приносящее облегчение в чем-нибудь; «со-
действие» — деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью об-
легчить, помочь, поддержать в какой-либо деятельности. Соот-
ветственно «педагогическая помощь» означает особый педагоги-
ческий процесс, обеспечивающий индивидуальное развитие ре-
бенка. Педагогическую деятельность мы рассматриваем как один
из видов социально значимого воздействия, направленного на орга-
низацию условий для становления личности ребенка через созда-
ние и передачу образов (эталонов) умений, норм социального
поведения в процессе взаимодействия между ним и педагогом.
Особенности такого взаимодействия в данном случае определя-
ются разнообразием нарушений, проявляющихся в многообраз-
ном сочетании, и реализуются специальными средствами коррек-
ции и компенсации, направленными на устранение/смягчение этих
нарушений.

Педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями раз-
вития
— область практического применения специальной педаго-
гики, предусматривающая повышение социальной компетенции
ребенка, т.е. его воспитание и обучение, которые осуществляют-
ся в рамках единого педагогического процесса при использова-
нии специальных мер воздействия, направленных на формирова-
ние умений и навыков социального поведения.

Научное направление, ориентированное на обучение детей с
комплексными нарушениями развития, предусматривает решение
следующих основных проблем:

всестороннее психолого-педагогическое и клиническое изу-
чение детей с комплексными нарушениями развития;

выяснение типологии нарушений анализаторных функций и
отклонений психического и физического развития;

выявление и изучение объективных закономерностей воспи-
тания и обучения детей с комплексными нарушениями развития;

теоретическое обоснование и разработка системы комплекс-
ного специально организованного процесса обучения и воспита-
ния;

уточнение научных основ содержания обучения (программ,
учебных планов), принципов и методов обучения.

Особое внимание следует уделять созданию специальных тех-
нических средств, способствующих расширению компенсаторных
возможностей детей.

Своеобразие сложных нарушений, в которых сочетаются де-
фекты зрения, слуха, интеллектуальная недостаточность, нару-
шения опорно-двигательной системы, речевые расстройства, тре-
бует научного обоснования процесса дифференцированного обу-
чения и воспитания. Всестороннее изучение особенностей разви-
тия детей с такими нарушениями призвано содействовать уточне-
нию категорий выделения детей и определения их в особые груп-
пы, классы, а также установлению адекватных и действенных пу-
тей коррекционно-педагогической работы с ними.

Концепция коррекционно-педагогической работы с детьми,
имеющими сложное нарушение, должна ориентироваться на оп-
ределенные положения и принципы, выработанные научными
исследованиями и многолетним опытом практической работы с
детьми.

Принцип индивидуализации. Ввиду сложности комплексного
нарушения и значительного числа вариантов индивидуальных осо-
бенностей детей при обучении и воспитании необходимо учиты-
вать эти различия и специфику, чтобы обеспечить адекватные
возможности развития каждому ребенку.

Принцип вариативности и структурированности образователь-
ной концепции.
Основополагающая система обучения детей с ком-
плексными нарушениями развития должна использоваться вари-
ативно и одновременно быть четко структурированной с учетом
всего разнообразия индивидуальных предпосылок развития ребенка.
Практической реализацией этого принципа является переход от
нормативной общепедагогической модели обучения и воспита-
ния к специальной помощи детям с комплексными нарушения-
ми, когда акцент делается на разработку специальных учебных
планов, программ. Такой подход к обучению и воспитанию детей
со сложными нарушениями развития перспективен потому, что
он стирает жесткие границы между типовыми структурами (име-
ются в виду специальные коррекционные учреждения), расширя-
ет возможности взаимодействия, взаимопонимания.

Принцип социальной мотивации. Ребенок с комплексными на-
рушениями развития, с одной стороны, рассматривается как фе-
номен, обладающий индивидуально-патологическими проявлени-
ями, с другой — он существует, функционирует в условиях обще-
ственной жизни. Его развитие под воздействием воспитания и
обучения протекает во времени и зависит от изменяющихся форм
существования и окружающего мира, поэтому и педагогический
процесс регулируется социальными условиями. Соответственно
учебное содержание строится таким образом, чтобы оно способ-
ствовало повышению социальной мотивации, т.е. чтобы у ребен-
ка возникла потребность и активность в учебной деятельности, в
овладении жизненными умениями и навыками.

Принцип единства обучения и воспитания. Способами осуще-
ствления коррекционно-педагогической помощи детям с комп-
лексными нарушениями развития являются обучение и воспита-
ние. Единство обучения и воспитания прослеживается в совмест-
ном построении образовательной области, в ее содержании, на-
целенном на реализацию потенциальных возможностей ребенка.

Обучение и воспитание служат средствами социальной организа-
ции присвоения индивидом исторически сложившихся способ-
ностей, способов поведения и необходимой формой его психи-
ческого развития.

Принцип деятельностного подхода. Одно из главных звеньев
обучения — формирование у ребенка действий. Знания могут быть
усвоены им полноценно только при выполнении определенных
предметных умственных действий, которые у него специально
формируются. При осуществлении действий, направленных на
решение тех или иных зада, человек овладевает не только конк-
ретными знаниями, но и соответствующими психическими спо-
собностями, познает окружающий мир, постигает социальную
сферу жизни. В этом заключается смысл деятельностного подхода
к процессам обучения и воспитания.

Принцип дифференцированного подхода. Разнообразие наруше-
ний, встречающихся у этих детей в разном сочетании, определяет
специфичность структуры комплексного нарушения каждого из них,
что неизбежно требует дифференциации всего коррекционно-пе-
дагогического процесса. Учет психофизических особенностей детей
со сложными нарушениями важен при разработке индивидуально-
го маршрута развития в сочетании с медико-реабилитационными
процедурами (по показанию), при отборе методов, приемов рабо-
ты, при создании особой социокультурной среды.

В коррекционно-педагогическом процессе предусматриваются
внесение изменений в учебные планы в сторону увеличения или
уменьшения объема часов, отводимых на изучение определенных
дисциплин, включение занятий, направленных на коррекцию вы-
явленных отклонений. Так, например, у детей в силу двигатель-
ной недостаточности могут наблюдаться расстройства фиксации
взора, задержка развития ориентировки в окружающем простран-
стве. Следовательно, особое значение именно для них, например,
при овладении письмом имеет организация занятий по ориенти-
ровке в пространстве, которым отводится значительное время. На-
рушения слуха, в свою очередь, обусловливают непременное вклю-
чение в программу специальных занятий по развитию слуховой
функции и формированию устной речи.

7. Принцип коммуникативной направленности. В ходе коррекци-
онно-педагогической работы особое место отводится формирова-
нию коммуникативной функции речи. Проблемы речевого разви-
тия характерны для всех детей с комплексными нарушениями.
Известно, что развитие личности становится возможным только
в условиях общения, т.е. благодаря коммуникации. Коррекцион-
ная работа должна быть ориентирована на закономерности ком-
муникативного процесса, что означает постепенное овладение в
доступной форме многозначной системой родного языка. Для раз-
вития речи как средства коммуникации у детей с комплексными

нарушениями целесообразнее использовать невербальные средства
общения — определенные жесты, пиктограммы, календарную
систему, специальные логопедические занятия по формированию
и развитию структурных компонентов языка. Выбор альтернатив-
ных методов работы направлен на раскрытие потенциальных воз-
можностей детей с учетом их сенсорных и моторных особенно-
стей. Коммуникация — это важнейший путь формирования мыш-
ления, сознания, психики. Работа по развитию речи должна отли-
чаться разносторонностью и многообразием форм в силу имею-
щихся у детей анализаторных и интеллектуальных нарушений.

Для осуществления коррекционно-педагогической деятельно-
сти необходима содержательная основа, благодаря которой воз-
можно взаимодействие всех участников этого процесса. К техно-
логии коррекционно-педагогической деятельности прежде всего
относятся методы, приемы, индивидуальные коррекционно-пе-
дагогические программы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.