Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И солидарные.






Долевая множественность означает, что каждый из участников обладает правами и несет обязанности в обязательстве лишь в пределах определенной доли.

Солидарными же называются обязательства, в силу которых каждый из солидарных кредиторов вправе требовать, а каждый из солидарных должников обязан исполнить обязательство полностью.

Солидарные обязательства возникают в случаях, предусмотренных договором или законом, в частности при неделимости предмета обязательства. В солидарных обязательствах кредитор имеет право требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, как полностью, так и в части долга.

Выделяют также субсидиарные (дополнительные обязательства). Суть их состоит в том, что в случаях предусмотренных законом или договором при неисполнении обязательства или неполном исполнении основным должником, это исполнение возлагается на другое лицо – дополнительного должника.

В юридической литературе прочно утвердилось мнение, согласно которому основанием гражданско-правовой ответственности становится гражданское правонаруше­ние. В связи с этим, основанием ответственности вследствие причи­нения вреда является сам деликт, т.е. правонарушение, которое причиняет вред личности или имуществу определенного лица. Именно поэтому деликтные обязательства во всех случаях их воз­никновения следует рассматривать как меру гражданско-правовой ответственности. Для наступления же ответственности вследст­вие причинения вреда необходима совокупность юридических фак­тов, образующих состав деликтного обязательства. К таким фак­там (условиям) относятся: наличие вреда, противоправное поведе­ние причинителя вреда, причинная связь между вредом и противо­правным поведением и вина причинителя вреда. Эти общие условия деликтной ответственности соответствуют условиям гражданско-правовой ответственности вообще.

Наличие четырех приведенных условий ответственности по де-ликтным обязательствам образует полный состав правонарушения. Он должен быть, как правило, в действиях (или бездействии) любого лица, которому предъявлено требование о возмещении вре­да. Отсутствие одного из названных условий дает право освободить лицо от гражданско-правовой ответственности.

В случаях, указанных в законе, допускается усеченный состав правонарушения: наличие вреда, противоправного поведения и причинной связи между ними. Вина как условие ответственности может отсутствовать. Однако обязанность возмещения вреда сохра­няется и здесь. Примерами ответственности при отсутствии вины причинителя вреда может быть ответственность владельца источ­ника повышенной опасности или случаи компенсации морального вреда.

Новое гражданское законодательство содержит немало норм, устанавливающих специальные условия ответственности, которые только в совокупности с общими образуют состав деликтного правонарушения. Таким образом, в данном случае можно говорить о расширенном составе деликтного правонарушения. Специальные условия предусмотрены, например, нормами об ответственности за вред, причиненный работником юридического лица (ст. 1068 ГК РФ) или должностными лицами органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда (ст. 1070 ГК РФ), а также и в других случаях.

Рассмотрим общие условия ответственности за причинение вреда.

Наличие вреда.

Причинение вреда — обязательное условие ответственности по деликтным обязательствам. Нет вреда нет и ответственности, так как нечего возмещать. В свое время профессор М.М. Агарков определил вред как «всякое умале­ние того или иного личного или имущественного блага» В настоящее время идет четкое разграничение между имущественным и моральным вредом.

Имущественный вред выражается в возникновении у потерпев­шего реального ущерба, в лишении его возможности получить за­планированные доходы, в несении потерпевшим каких-либо допол­нительных материальных убытков. Главной особенностью имущественного вреда является то, что он всегда может быть выражен конкретной денежной суммой.

Реальный (прямой) имущественный вред состоит в том, что имущество потерпевшего уничтожается, портится, повреждается, похищается, незаконно расходуется и т. п. (ст. 15 ГК РФ). Приме­нительно к юридическому лицу в качестве реального вреда можно рассматривать недостачу имущества, излишние выплаты денег в виде зарплаты, штрафов, премий, перерасход материалов, приписки и т. п.

Реальный имущественный ущерб возмещается причинителем вреда путем выплаты стоимости утраченного или поврежденного имущества, либо (когда это возможно) восстановлением имущества силами и средствами причинителя вреда, либо передачей потерпев­шему тождественного имущества.

Неполученные доходы (упущенная выгода) — это неполучение потерпевшим тех имущественных благ или прибыли, которые он мог бы иметь при обычных условиях гражданского оборота (ст. 15 ГК РФ), если бы его имущественное положение не было нарушено деликтом. Например, гражданин был осужден по уголовному делу с конфискацией имущества, в число конфискованного входили де­нежные вклады в банке. Однако если осужденного реабилитируют, ему должны быть возвращены не только суммы вкладов, но и проценты по ним. В условиях рыночной экономики серьезный ущерб в виде упущенной выгоды может быть причинен разглаше­нием коммерческой или служебной тайны лицами, которым она была известна в силу исполнения служебных обязанностей или которые добыли ее незаконным способом.

Дополнительные убытки — это незапланированные дополнительные расходы, которые понес или может понести потерпевший вследствие причинения ему имущественного вреда. Например, расходы, возникшие в связи с покупкой запасных частей к разбитой автомашине по более высокой цене, чем среднерыночная; утрата имуществом товарного вида; необходимость индексации сумм воз­мещения в связи с инфляцией и т. п.

Потерпевший имеет право на компенсацию морального вреда ст. 151, 1099—1100 ГК РФ). Более развернутое определение морального вреда дается в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда». Моральный вред — это «нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т. п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с Законом об охране прав на результаты интеллектуальной деятель­ности) либо нарушающими имущественные права гражданина».

Порядок компенсации морального вреда имеет несколько осо­бенностей:

Во-первых, моральный вред в большинстве случаев возмещается гражданам. Юридическим лицам и, следовательно, гражданам-предпринимателям моральный вред компенсируется только при необходимости защиты их деловой репутации (п. 7 ст. 152 ГК РФ).

Во-вторых, моральный вред гражданам компенсируется во всех случаях только при нарушении их личных неимущественных прав или других нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ), а при причинении имущественного вреда — только в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 1099 ГК РФ).

В-третьих, компенсация морального вреда может осуществляться независимо от вины причинителя вреда в случаях, указанных в ст. 1100 ГК РФ: при причинении вреда жизни или здоровью граж­данина источником повышенной опасности; при совершении в от­ношении гражданина незаконных действий органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда; при распрост­ранении сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.

В-четвертых, на требования о компенсации морального вреда не распространяется исковая давность.

В-пятых, компенсация морального вреда производится только в денежной форме, что вряд ли правильно.

В-шестых, размер компенсации за моральный вред в каждом отдельном случае определяется судом. При определении размера возмещения морального вреда судам необходимо исходить из характера причиненных страданий, степени вины причинителя вреда, когда вина является основанием возмещения вреда (ст. 1101 ГК РФ). При этом должны учитываться требования разумности и спра­ведливости. Характер физических и нравственных страданий дол­жен оцениваться судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особен­ностей потерпевшего.

Таким образом, основное отличие возмещения имущественного вреда от морального состоит в том, что последний не поддается точному денежному подсчету и взыскивается исключительно с целью смягчения тяжелого эмоционально-психологического состоя­ния потерпевшего.

Противоправное поведение причинителя вреда - это действие или бездействие, на­рушающее нормы права и субъективное право потерпевшего.

Действие считается противоправным, если оно нарушает пред­писание или запрет, установленное нормами объективного права. Например, нарушение запрета похищать или уничтожать чужое имущество рассматривается нормами и уголовного, и гражданского права как действие противоправное.

Бездействие является противоправным, если предусмотренная нормой права обязанность добровольно не исполняется лицом, на которое она возложена, вследствие чего кому-то причиняется вред. Так, игнорирование врачом-хирургом своей обязанности оперировать больного, из-за чего последний скончался, следует рассматривать как противоправное поведение в форме бездействия. Действие или бездействие должно иметь своим конкретным результатом причинение вреда потерпевшему. Если вреда не будет, то с точки зрения деликтной ответственности такое действие будет юридически безразличным. Например, угроза убийством — действие общественно опасное и уголовно наказуемое. Но в связи с тем, что имущественный вред не причиняется, нормы гражданского права о возмещении вреда в этом случае применяться не будут.

Гражданское законодательство предусматривает такие обстоятельства, которые исключают отнесение отдельных действий при­чинителя вреда к числу противоправных. Несмотря на причинение вреда потерпевшему, такие действия рассматриваются как правомерные или юридически безразличные.

К ним относятся следующие:

а) Действия по осуществлению права и исполнению обязанностей. Например, действия пожарных, которые в целях тушения огня частично разбирают крышу, выбивают окна или даже сносят соседние строения и иные сооружения, способствующие распространению огня, или действия эпидемиологических служб по уничтожению животных, создающих угрозу распространения особо опас­ных видов инфекционных заболеваний, и т. п. Для того чтобы имущественный вред, причиняемый в подобных случаях, считался правомерным, необходимо наличие правовых норм, разрешающих и даже обязывающих определенный круг лиц совершать эти дейст­вия.

б) Просьба или согласие потерпевшего на причинение ему вреда (ст. 1064 ГК РФ). Причинитель вреда освобождается от ответствен­ности тогда, когда потерпевший попросил или согласился на причинение ему вреда добровольно, если просьба его касается такого блага, которым он вправе распоряжаться самостоятельно, а действия причинителя вреда не нарушают закон и нравственные прин­ципы общества. Добровольность означает отсутствие какого-либо принуждения со стороны причинителя вреда или третьих лиц и является результатом осознанного решения, соответствующего внутренней воле потерпевшего.

в) Действия, связанные с причинением вреда в состоянии необ­ходимой обороны, крайней необходимости или при задержании преступника. При таких обстоятельствах противоправное поведе­ние самого потерпевшего исключает противоправность действий причинителя вреда.

Причинная связь между вредом и противоправным поведением.

Все действия, явления, события, процессы в жизни так или иначе связаны друг с другом. Причинная связь как условие гражданско-правовой ответственности в деликтных обязательствах характеризуется следующими чертами:

Во-первых, эта связь должна носить объективный характер. По словам О.А. Красавчикова, причинная связь должна существовать «в реальной действительности вне непосредственного соизмерения с нашим сознанием» и не менять «своего существа или характера в зависимости от тех представлений, которые складываются в сознании общества или отдельного индивида, от уровня (степени) ее познанности»1.

Во-вторых, причинная связь должна иметь определенную вре­менную последовательность, когда противоправное поведение предшествует наступлению вреда. Если суд встречается с фактом, когда гражданин требует возместить вред в связи с утратой трудоспособности по вине организации, то он должен выяснить, предшествовали ли утрате трудоспособности какие-либо противоправные действия организации или же трудоспособность утрачена в силу общего заболевания.

В-третьих, причина должна с необходимостью порождать своё следствие. Если нет прямой причинно-следственной связи, то нельзя говорить и о причинной связи как таковой. Иначе говоря, причинная связь должна быть прямой, а не косвенной. Например, если врач выписал больному одно лекарство, а медицинская сестра дала ему по ошибке другое, вследствие чего состояние больного резко ухудшилось, и он стал инвалидом, решающее значение для ответст­венности лечебного учреждения будут иметь действия медсестры. Поэтому причина и следствие всегда должны непосредственно относиться к конкретному случаю.

В-четвертых, причина и следствие должны быть юридически значимыми, т. е. способными порождать деликтное обязательство и влечь гражданско-правовую ответственность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.