Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет экономики труда и взаимосвязь с другими науками






Объектом изучения экономики труда является труд, т.е. целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.

В реальной жизни проблемы экономики труда глубоко социализированы. Например, чтобы добиться высокого уровня организации труда, следует использовать не только экономические, но и социальные критерии. Нормы труда должны быть обоснованы не только технически и экономически, но и социально. Такие категории, как условия труда, организация труда, материальное стимулирование, имеют как экономический, так и социальный аспекты.

Поэтому предметом изучения экономики труда являются не только чисто трудовые экономические, но и социально-экономические отношения, возникающие в обществе, регионах, на конкретных предприятиях по поводу использования труда. Следовательно, правомерно говорить о социально-трудовых отношениях как о предмете экономики труда.

В системе наук о труде существует достаточно много относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных дисциплин: Управление персоналом, Физиология труда, Психология труда, Мотивация трудовой деятельности, Конфликтология, Инновационный менеджмент в кадровой работе, Персональный менеджмент, Этика деловых отношений, Рынок труда (управление занятостью), Демография, История труда и предпринимательства, Политика доходов и заработной платы, Трудовое право, Экономика труда, Социология труда и др.

1.3. Задачи дисциплины «Экономика труда»

Основные задачи, которые решает экономика труда, определены ее целью. Целью экономики труда является исследование научных основ, теоретических, методологических положений и практического опыта в области управления человеческими ресурсами — формиро­вания и рационального использования трудового потенциала каждо­го человека и общества в целом при создании новых социально-тру­довых отношений в условиях рыночной экономики.

Главная задача — изучение сущности и механизмов экономиче­ских процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества. Ее решение основано на изучении методоло­гических положений экономической трудовой теории, раскрыва­ющей основополагающую роль труда в жизнедеятельности человека и общества, а также социально-экономические особенности труда в конкретных исторических условиях.

Еще одна важнейшая задача — изучение факторов и резервов эф­фективной занятости, формирования и рационального использо­вания трудового потенциала, повышения эффективности и произ­водительности труда. Определяющие предпосылки для решения этой задачи — во-первых, создание механизма реализации украинских законов и социально-экономической политики в регулирова­нии социально-трудовых отношений, а во-вторых, изучение зако­номерностей, объективных и субъективных факторов, воздействую­щих на экономические и социальные процессы, на отношение человека к труду, его поведение в коллективе.

Серьезной и сложной задачей является выявление взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическими отношениями и процессами, наблюдающимися в национальной экономике ры­ночного типа, ориентированной на социальное развитие, а также взаимосвязей рынка труда с рынками сырья, капитала, фондовыми рынками.

Вместе с тем особое значение приобретает исследование изме­нения стоимости рабочей силы, а также формирования трудовых за­трат на всех стадиях воспроизводственного цикла.

Расширение и углубление знаний в этой области требуют изуче­ния зарубежного и отечественного опыта, состояния внутренних рынков труда, знакомства с методическими приемами экономиче­ского анализа, проведения аудита, планирования трудовых показа­телей и управления трудом.

Вопросы для обсуждения и контроля

1. Раскройте особенности труда как объекта исследования и изучения.

2. Покажите роль труда в развитии человека и общества.

3. Определите предмет экономики труда и социально-трудовых отношений как специальной экономической науки.

4. Перечислите основные цели, которые можно достигнуть с помощью экономики труда.

5. Какие задачи решает экономика труда и социально-трудовые отношения на современном этапе развития общества?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.