Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. Ной деятельностью. Но это частный случай






ной деятельностью. Но это частный случай. На самом деле общий процесс всегда остается одним и тем же: речь идет о построении того, что должно отвечать заданным условиям.

И вот как раз художники, особенно художники слова, очень «виноваты» в том, что по отношению к этой задаче они распространили в публике представление о чисто механическом процессе этого построения. Вы можете встретить, например, у Толстого указания на то, как он создавал образы в своих произведениях. Очень известно его сообщение о том, что образ Наташи Ростовой, один из самых привлекательных, он создал, взяв образы своей жены и образ одной близкой родственницы, «перетолок» их, и в результате получился образ Наташи Ростовой. А Горький говорил, что для создания образа купца или священника ему нужно было сто таких образов, которые он «перемешивал» с целью получить новый образ. Это механистическое представление когда-то в философском обличье выступило у Демокрита, который говорил, что образы слагаются не в уме человека, а во внешнем пространстве, т. е. от вещей отделяются тончайшие пленочки, которые по-гречески назывались образами. Эти пленочки в воздухе сталкиваются, склеиваются каким-то странным образом и в таком виде поступают в человеческую голову А в своей голове человек просто «видит» эти образы во вновь сочлененном порядке. Вот была такая наивная механистическая концепция создания новых образов.

Эта концепция породила ряд логических вопросов, например, о том, что можно выдумать и чего нельзя выдумать И пришли к такой высокой «мудрости», что отдельный элемент выдумать нельзя, что элементы заимствуются из опыта и что на долю воображения приходится лишь новая комбинация элементов

Как вы знаете, современная наука пришла к тому, что она открывает новые элементы, причем она их открывает сначала теоретически, т. е. строит представление о том, что должен быть какой-то новый элемент, который отвечает, скажем, теоретически предсказанному месту в таблице элементов Менделеева. А потом уже обнаруживается, есть такой элемент в природе или нет, но, как правило, рано или поздно его находят, т. е. даже и это «ограничение» уже снято развитием науки. Но если даже мы примем, что обычное воображение строит свои образы из элементов действительности, то главное все равно заключается в сочетании элементов И весь

ЕИ1


еип

вопрос поэтому состоит не в «материале», а в принципе сочетания этого «материала», т. е. на каком основании строится этот принцип, откуда он исходит. А «материал» — это, конечно, дело второстепенное. На вопрос о том, откуда исходит этот принцип сочетания новых элементов, приходится ответить сначала в общей форме: что всякое такое сочетание является ответом на решение какой-то задачи. Но это как и во всякой психической деятельности, потому что это общее положение, обязательное и для процесса воображения, но для него не специфическое, не отличающее его от всякой другой формы психической деятельности.

Поэтому вторая задача заключается в том, чтобы определить специфику того сочетания, которое дает воображение. И эта специфика, по-видимому, заключается в том, что воображение создает ответы на задачи, создает решение задач в форме конкретных образов. Но ведь само понятие конкретности требует уточнения, потому что под конкретностью часто понимается чувственная ткань образа. Но это, в общем-то, не обязательно, потому что есть образы понятийные, свободные от чувственной ткани и тем не менее конкретные. С другой стороны, есть образы, наполненные чувственной материей, но совершенно неконкретные. Значит, конкретность есть особое понятие, которое подлежит расшифровке. И пожалуй, лучшей расшифровкой, которую мы имеем на сегодняшний день (может быть, в этом выражается наша ограниченность), является та, которую дал еще Спиноза. Эта расшифровка составляет заключительный ряд из трех основных ступеней развития понятия Спиноза различал понятия абстрактные, понятия общие и понятия конкретные

Абстрактная идея — это идея, вырванная из своей обстановки, из своих естественных сочетаний, отделенная от них, абстрагированная от них. Эти сочетания могут быть присущи многим вещам или одной отдельной вещи, но в них самих не содержится принципа обобщения. В них содержится только отвлечение, но не обобщение.

Общая идея характеризуется тем, что в ней раскрываются существенные связи, лучше сказать — происхождение черт, особенностей, законов и т д В ней содержится объяснение того, почему наблюдаемые явления именно такие, а не другие В этом объяснении содержится закон их происхождения, и тем самым дается обоснование их общности Спиноза подчеркивал, что общая идея не учиты-






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.