Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. В прошлый раз было успешным, то на этот раз оно уже может быть неуспешным.






в прошлый раз было успешным, то на этот раз оно уже может быть неуспешным.

Так как же быть в этом случае? Сплошь и рядом дело обстоит так, что просто повторять действия нельзя, как в данном случае с овцой. Овца, правда, глупая, поэтому она может вести себя не так, как разумное животное, но, во всяком случае, всякий другой объект не будет ждать, пока волк второй раз прыгнет и пока вообще он наконец прыгнет... Неудачный прыжок — и добыча убежала. Это же повторяется с каждой новой охотой; значит, животное осталось бы без добычи и должно погибнуть голодной смертью. Следовательно, нужно подгонять тот опыт, который у него есть, к конкретным обстоятельствам. Подгонять, но не делая при этом внешним образом никаких проб, потому что кто же станет ждать, пока вы пробуете? Точно так же есть ситуации (я уже говорил немного о них), когда вообще исключается возможность повторного действия. Например, когда нужно перепрыгнуть с одного дерева на другое, далеко стоящее, перепрыгнуть через расщелину в скале и т. п. Здесь нельзя ошибаться. А как же не ошибаться, когда прошлое действие, такое, какое оно было, не годится? Его нужно подогнать к совершенно новым условиям. А подогнать явным образом нельзя. Вот здесь и проявляется качественно новый механизм, видоизменяющий или приспосабливающий выработанный механизм к данным условиям.

Я об этом уже говорил: это касается буквально каждого навыка, которым вы овладели. Ведь некоторые думают так: приобрел навык — и теперь можно ни о чем не думать. Это неверно. Навыком вы располагаете, но реализовать навык можно только в том случае, если вы научились приспосабливать его к индивидуальным положениям. Вот есть самые простые вещи, по хорошему тротуару или хорошей мостовой вы можете идти как бы не глядя под ноги. Хотя на самом деле боковым зрением вы все время контролируете положение вещей. Но если вам приходится пройти по разрытой мостовой или ухабистой дороге, так тут уже приходится смотреть, куда ставить ноги, хотя у вас и имеется навык движения, ходьбы. Значит, навык — это общая форма действия. Вы его приобрели — очень хорошо! Но чтобы успешно применять навык, надо все время «смотреть под ноги». Другое дело, что здесь контроль иного рода, чем в новом действии, но контроль обязателен. Если его не будет — навык-то может сработать, а вы при этом останетесь в проигрыше,


ш

потому что действие, в общем-то верное, окажется не приспособленным к конкретным условиям. Причем речь здесь идет не о каких-то исключительных задачах, где прежнего опыта недостаточно. Наоборот, речь идет о том, что всего накопленного предыдущего опыта не хватает и новые действия требуют индивидуальной подгонки. И это не исключение, а сама повседневная жизнь. Поэтому вы можете иногда даже не думать и не замечать; часто вы говорите, что действуете автоматически. А на самом деле вы действуете в силу автоматичности, но этот автоматизм находится под контролем, а без контроля не работает.

Во всех этих случаях подгонка осуществляется на основе при-меривания действия в плане образов. Вот вы идете и видите перед собой препятствие — и вы примериваете: сумею я прыгнуть на это расстояние или нет? Скажем, когда лужи большие, вы примериваете: перепрыгну я эту лужу или нет? Так вы сначала примериваете, а потом уже прыгаете. Другое дело, что вы можете ошибиться, но все-таки сначала вы примериваете и благодаря этому большей частью не ошибаетесь. Значит, есть ситуации, где весь накопленный опыт не может быть достаточным, если он не регулируется на основе образа среды и идеальных действий в этом образе, т. е. действий, примериваемых только на глаз, или, говоря более широко, — в сенсорном поле. И это очень важное обстоятельство, потому что в нем и заключается объективная необходимость психики. Животные не могли бы развиться в сторону подвижного и поэтому чрезвычайно широкого приспособления, если бы не был выработан дополнительный аппарат индивидуальной подгонки внешних реакций к конкретным ситуациям, которые возникают именно в связи с этой подвижностью

Значит, необходимость индивидуальной подгонки имеющихся способов действия или порождение совсем новых способов применительно к условиям конкретной ситуации и составляет объективную необходимость психики. Отсюда следует и решение вопроса об объективном критерии психики, который до последнего времени считался вообще нерешаемым. Это реакция на такое изменение значения раздражителей и на такое значение раздражителей, которого животное не имело в прошлом опыте. Если вы имеете раздражитель, который в прошлом опыте вызывал данную реакцию, то он может вызывать только такую реакцию, которую он вызывал в прошлый






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.