Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. Раз. А если сейчас происходит измененная реакция, то откуда берется это изменение.






раз. А если сейчас происходит измененная реакция, то откуда берется это изменение? Из измененного значения раздражителей, правда? А откуда же взялось это измененное значение, когда соответствующего внешнего опыта не было? Прошлый опыт не годится, т. е. недостаточен; а вот сейчас, когда это изменение произошло, тоже никакого внешнего поведения не было. Вот он и берется из этого действия, происходящего только в плане образа, из примеривания наличных действий в плане образа. Реакция на измененное значение раздражителей, какого не было в прошлом опыте, и есть объективный показатель психики.

Если сделать краткий и очень схематичный обзор различных уровней развития действия, начиная от неживой материи и заканчивая человеком, мы можем наметить четыре таких уровня действия. Первый уровень — это физические действия. Под физическими действиями мы будем понимать и химические, и биохимические, и прочие действия. Потом я это поясню. Второй уровень — физиологические действия. Затем третий уровень — это действия субъекта, в данном случае — животного субъекта; и четвертый уровень — это действия личности, т. е. человеческие действия. Принцип разделения этих уровней — это отношение результата действия к механизму, который это действие производит.

Физические действия с этой точки зрения характеризуются тем, что они приводят к такой констелляции сил, которая дает равнодействующую. Причем эта равнодействующая и ее результат совершенно безразличны к механизму породившему это действие. Эта констелляция сил такова, что она что-то производит, а что получается — это совершенно неважно. Механизм не заинтересован в результате, а результат или не имеет отношения к механизму, или если и действует на него, то лишь как физическая сила, которая может нарушать эти действия, разрушать их и т. д. Значит, здесь механизм безразличен к своему результату, а результат безразличен к произведшей его констелляции сил.

А если вы имеете физиологические действия, то здесь уже наступает такое положение, когда результат имеет значение подкрепления, если он положителен; т. е. результат укрепляет тот механизм, который произвел соответствующее действие. Но если результат отрицательный, то он затормаживает, а потом вообще устраняет механизм, произведший этот результат, неблагоприятный для орга-

 


низма. Значит, здесь впервые возникает обратное подкрепляющее действие.

Если вы имеете действия субъекта, то здесь очень характерная вещь заключается в следующем. На уровне физиологического действия результат оказывается подкреплением (положительным или отрицательным) в отношении к производящему механизму лишь тогда, когда он реально достигнут; * здесь обязательно надо получить этот результат. Вот когда вы его получили мл и не получили, тогда он действует как положительный или отрицательный. Но сначала надо получить. Тут уже действует механизм обратной связи, но при наличии вещественного взаимодействия. А когда вы имеете субъект действия, то здесь благодаря примериванию в идеальном плане, т. е. в плане восприятия, скажем у животного, — здесь происходит подкрепление, положительное или отрицательное, еще до получения результата, т. е. вы только примериваете свое действие и уже устанавливаете, что если я его сделаю так, как делал раньше, возникнет отклонение. Здесь открывается возможность учитывать результат действия еще до начала его выполнения и благодаря этому заранее вводить поправки. Получается громадный выигрыш в возможностях, потому что одно дело, когда уже что-то совершилось, скажем, ошибка, и эта ошибка бьет исполнителя; а здесь можно предупредить ошибку, заранее учтя ее возможность и внеся соответствующую поправку в действие. Значит, это колоссальное расширение возможностей успешного выполнения действия.

Л что касается человека, то человек такое хитрое существо, что полностью понять эти хитрости весьма затруднительно. Но чтобы обойти все его хитрости, мы с вами сделаем тоже хитрый ход Животное учитывает только естественную обстановку и естественное соотношение вещей в этой обстановке. Сейчас очень много разговоров о социальной жизни животных, о социальной иерархии в группах животных, но там дело очень простое! Там есть вожак, лидер, и все остальные его боятся — и всё. Всё этим и определяется. Один кусает, а другой — покусанный. Там без хитростей. Один может давать подзатыльники, а другой не может дать сдачи; он даст подзатыльник кому-нибудь послабее. Вся иерархия строится на этом принципе. Значит, хоть об отношениях в группах животных и говорят как об общественных, но на самом деле они весьма естественные, очень простые.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.