Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. А вот у человека осложнения начинаются тогда, когда он обращается с вещами согласно не только их естественному значению






А вот у человека осложнения начинаются тогда, когда он обращается с вещами согласно не только их естественному значению, но и общественному значению. Это особенно проявляется в различных запретах: например, существуют виды растительной или животной пищи, которые можно потреблять, чтобы избавиться от голода, но их не потребляют, потому что они являются или священными, или запретными. И вот люди не едят такую пищу, хотя помирают с голоду, а нельзя — запрет. Поэтому у человека действие определяется не только естественными, натуральными свойствами предмета, но и его значением, установленным в данном обществе. Точно так же и само действие следует не только естественным возможностям его выполнения, но и общественным образцам этого действия.

Чтобы еще раз подчеркнуть человеческую хитрость, так сказать, невольную хитрость, я отмечу следующее. У Маркса есть замечательное положение в шестом из «Тезисов о Фейербахе» относительно того, что Фейербах раскрыл религиозную сущность как собственно человеческую сущность, однако не понял, что сущность человека — это система общественных отношений. Согласно этому положению, сущность человека первоначально заключается не в нем самом, а вне его — в системе общественных отношений, в которые он включен, и в своем индивидуальном развитии он должен присвоить себе эту сущность. Потому что сначала она выступает как система, а потом он ее присваивает, усваивает — и она становится содержанием его самого. На пути присвоения этой сущности и превращения ее в достояние личности происходит очень много сложных превращений, поэтому человек сплошь и рядом оказывается совсем не тем, чем он мог бы быть. Большей частью он значительно хуже, а изредка — лучше того, чем это намечалось системой отношений Словом, как всегда: все, что лучше, то встречается реже.

Итак, имеется четыре уровня действия, которые очень характерным образом различаются. В случае физического действия вы имеете констелляцию просто сил и устройство, которое производит продукт, не думая об этом продукте, а продукт вообще уходит куда-то или действует на эту же констелляцию просто как любая внешняя вещь. На физиологическом уровне действия впервые возникает обратная связь и действие плюс-минус подкрепление на механизм, производящий физиологическое действие. Но только действие, так сказать, физическое, вещественное. Уже на уровне животных мы

Ш


D

имеем такое положение, когда животное еще до реального выполнения действия предусматривает его возможный результат и поэтому получает возможность внести необходимую поправку в это действие. Точно так же, как потом, конечно, на протяжении самого действия, действия субъекта. А на уровне личности все это еще чрезвычайно осложняется тем, что само действие строится не только так, как диктуют вещи, но по образцам, установленным в данном обществе. Оно направляется на объекты, которые оцениваются человеком не по их естественным свойствам, но по их значению, зафиксированному в общественной жизни данной группы людей.

Причем очень важно, что всякая более высокая ступень заключает в себе предыдущую. Потому что для того, чтобы произвести физиологическое действие, нужно выполнять его и физически. Но более высокая ступень еще надстраивает над нижележащей нечто дополнительное. У человека в его действии имеются все эти компоненты, только они подчинены новой, высшей организации. И это, между прочим, означает для нас очень важную вещь. А именно: во всяком человеческом действии мы можем обнаружить компоненты и физического, и физиологического действия, и действия субъекта. Но все они подчинены новой, высшей инстанции. Вместе с тем это означает, что любое действие можно рассматривать как чисто физическое. Можно рассматривать человеческие действия с точки зрения биомеханики — например, с точки зрения степеней свободы, которые имеют суставы человеческого тела, особенностей энергетики мышц, которые представляют собой эластичные тяжи, имеющие эластичные силы, реактивные силы и т.д. Значит, вы можете рассматривать человеческие действия со многих сторон Каждая сторона имеет право на существование, но только нужно иметь в виду, что на каждом уровне есть своя ведущая сторона — та, которая, собственно, и обеспечивает успешность действия на этом уровне. Она является ведущей стороной. Значит, не единственной, а ведущей.

Это очень важно в связи с тем, что сейчас очень часто возникают сомнения в том, нужна ли психология, исходящие из того, что в настоящее время очень быстро развиваются физиологические исследования мозга и открываются возможности вызвать известные состояния воздействием на отдельные участки мозга электрических или химических раздражений Возникает такое впечатление, что






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.