Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. Мозг — это какая-то машина, на которой можно играть посредством химических или электрических воздействий






мозг — это какая-то машина, на которой можно играть посредством химических или электрических воздействий. Это громадная ошибка. Да, конечно, мозг есть, поэтому изучение его механизмов чрезвычайно важно, но оно не снимает изучения той специфической стороны, которая, наоборот, подчиняет себе всю работу. Ведь мозг работает не для того, чтобы производить какие-то химические или электрические процессы, и даже не для того, чтобы просто производить какое-то действие или психологическое состояние. Мозг потому-то и производит это психологическое состояние, что оно необходимо в отношениях организма с его средой. Если бы этого не было, то и мозг не вырабатывал бы эти состояния, не производил бы их. Значит, на первое место должна выходить та система отношений со средой, которая обеспечивается вот этим высшим участком. А под нее, конечно, подстраивается и механизм мозга.

Теперь можно опять вернуться с новым пониманием этих возможностей к положению, о котором мы говорили. Да, развитие животных создает такую подвижность отношений организма со средой, которая не может быть удовлетворена успешным поведением без регуляции на основе образа этой среды. Вот эта регуляция на основе образа — сначала ориентировка в поле образа, а потом ориентировка самого действия, которое мы сначала наметим, а потом реализуем, — вот это и составляет то, что по ее функции мы можем назвать ориентировочной деятельностью. Ориентировка может быть разной: может быть ориентировка механическая, может быть биологическая. Эта же ориентировка отличается от всякой другой тем, что она происходит на основе образа и действия в плане этого образа. Вот, собственно, эта ориентировочная деятельность на основе образа и составляет предмет психологии.

Для того чтобы вам стало понятнее, чем такое определение отличается от традиционного, я изложу несколько моментов. В психологии различаются такие основные формы человеческой деятельности: восприятие, память, воображение, мышление, чувство, воля и т. д. Их берут как объекты изучения психологии. С той точки зрения, которую я вам сейчас развиваю, это неправильно. Это порождало бесконечные споры между психологами и представителями других наук, которые изучают то же самое, но со своей стороны. Чтобы вкратце проиллюстрировать это, возьмем мышление — функцию, которая пользуется всеобщим уважением. Но ведь

Uxj^H


ияп

мышление изучает не одна только психология. И логика изучает мышление. И теория познания тоже изучает мышление. Кто еще изучает мышление? Скажем, можно изучать развитие мышления в истории человеческого общества. Есть педагогика мышления. Мышление, несомненно, осуществляется мозгом. Значит, имеет право на существование и физиология мышления. И если мы скажем, что мышление — это предмет психологии, то сделаем большую ошибку. Мы сразу вызовем возражения со всех сторон, со стороны всех дисциплин, которые занимаются изучением мышления. Следовательно, вопрос должен ставиться так: а чем сама психология занимается в процессе мышления? Так вот, *психология, исходя из этой точки зрения, должна заниматься не мышлением вообще, а ориентировкой в процессе мышления, на что ориентируется и как ориентируется человек. А уж все остальное — это не предмет психологии, а дело других наук. А вот на что ориентируется человек, когда он размышляет о чем-то, и какими средствами ориентировки он пользуется, и к каким результатам он приходит или может прийти, — вот это другое дело, это, собственно, и составляет предмет психологии. Вспомните простую вещь: есть задачи на соображение. Это задачи, которые обычно не представляют никакой трудности. Но там нужно найти ход. А почему мы не находим его? Потому что ориентируемся не на то, на что нужно. Эти задачи построены так, что отвлекают ваше мышление от главной линии на какую-то второстепенную, которая находится на поверхности, бросается в глаза. И вот вы бьетесь над этими простыми задачами, хотя как только выйдете из этой заколдованной области (потом я буду специально об этом говорить), так они очень просто решаются. А затруднения были оттого, что вы не туда смотрели, не на то ориентировались, — в этом все дело. Значит, когда вы правильно сориентируетесь (это другой вопрос, как правильно сориентироваться; этот секрет я расскажу вам после), решение сразу достигается. Значит, тут важно то, что психология занимается не мышлением вообще, а ориентировкой мышления.

Возьмем еще один острый вопрос. Недавно вышла в переводе книга Дельгадо «Мозг и сознание». Эта книжечка очень наивная по своим теоретическим представлениям; автор устанавливает от себя, почитавши кое-какие популярные вещи, что вообще известно в психологии уже 300 лет, но дело в том, что он очень крупный






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.