Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 5. Психология младшего школьника (7-10).






Ведущая деятельность младшего школьника - учебная. Ребенок к концу дошко-

льного возраста готов к ней. Происходит активное анатомо-физиологическое

созревание организма. Нервные процессы становятся более подвижны и уравновешен­ны, но возбуждение преобладает над торможением. Возрастает физическая выносли­вость, работоспособность детей, но все это носит относительный характер - работо­способность падает во второй половине урока. Изменяется социальная ситуация. Пере­страивается системы отношений с людьми и обществом. Возникновение новых обя­занностей. Все это в начале обучения создает проблему адаптации ребенка в школе. Которая у всех протекает по разному и может длиться до нескольких месяце. Выделяют высокий, средний и низкий уровень адаптации.

В процессе учебы развивается познавательная деятельность. Происходит овладение приёмами и способами запоминания и воспроизведения. В первом классе эффективность непроизвольного запоминания значительно выше, но затем оба типа памяти претерпевают такие качественные изменения, благодаря которым устанавли­вается их тесная взаимосвязь. С освоением логического усвоения материала развива­ется и смысловая память. Особенности восприятия и внимания. Возрастные возмож­ности и ограничения в развитии внимания, наблюдательности. Динамика развития во­ображения. Развитие речи, составление письменной речи. Проблема интеллектуализа­ции психических процессов, их осознания и произвольности.

Мотивация учения, её динамика. Преобладание социальных мотивов. Форми­рование внутренней мотивации учения, через культивирования познавательных интересов. Формирование мотивации достижения успеха или избегания неудач. Содержание и структура учебной деятельности младших школьников. Овладение основными элементами учебной деятельности, типичные трудности. Психологиче­ский анализ причин неуспеваемости младших школьников. Способы их профилактики

Развитие самосознания. В младшем школьном возрасте ребенок овладевает навыками ориентировки в своем внутреннем мире. В школе он встречается с развернутой системой моральных требований. В процессе их освоения и при правильном воспитании, у ребенка форми­руются моральные и нравственные качества которые становятся внутренним и органи­ческим достоянием личности

В ходе учебной деятельности происходит становление самооценки. Дети ориен­тируются, как их оценивают учителя. Оценка успеваемости в начальной школе по су­ществу является оценкой личности в целом. Высокие оценки влияют на самооценку положительно, низкие - отрицательно. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности. Если ребенок не чувствует себя компетент­ным в учебе, его личное развитие искажается. Адекватная самооценка и чувство ком­петентности во многом зависят от атмосферы психологического комфорта в классе и поддержки. Развивается рефлексия и внутренний план деятельности.

Особенности отношений с взрослыми со сверстниками заключаются в том, что учитель выступает для ребенка центром всей его жизни. На учителе завязано непо­средственно эмоциональное самочувствие ребенка. Авторитет учителя нередко бы­вает выше авторитета родителя. Отношения со сверстниками тоже очень часто оп­ределяются учителем. Он ответственен за тот климат, который складывается в клас­се. Отношения со сверстниками складываются на основе внешних отношений (ря­дом живут, сидят за одной партой). К концу возраста начинает складываться инди­видуальный подход.

Новообразования: произвольность психических явлений, внутренний план действия, рефлексия.

Основные понятия:

Учебная деятельность – особая деятельность школьника, сознательно направляемая им на осуществление целей обучения и воспитания, принимаемых учеником в качестве своих личных целей.

Рефлексия – процесс самопознания субъектом своих внутренних психических актов и состояний.

Внутренний план действий – способность выполнять действия в уме.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.