Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Психическое развитие человека.






 

Возрастная психологии занимается выявлением и изучением возрастных осо­бенностей и динамики процесса развития психических функций и личности на про­тяжении всей жизни человека.

Выделяется 4 раздела возрастной психологии:

1)перинатальная психология (от зачатия до рождения);

2) детская психология (от рождения до 18 лет);

3) психология взрослых, зрелых возрастов;

4) геронтология, или психология пожилого возраста.

Ключевым понятие возрастной психологии - возраст. Виды возраста: биологический, психологиче­ский, социальный и хронологический. К методам, исследующим развитие, относят­ся: метод наблюдения, метод близнецов, тестирование, метод опроса, продольный и поперечный срезы, формирующий и констатирующий эксперимент.

Развитие, рассматриваемое как процесс позитивных изменений, включает в себя две связанные между собой категории: первая это - биологическое созревание мозга и организма, вторая это - психическое созревание. Выделяют:

Эволюционное развитие - появление нового по срав­нению с предыдущим этапом (новообразования возраст­ных периодов).

Инволюционные изменения - утрата ранее сформиро­ванных психических свойств и качеств, имевших место в предыдущих периодах развития.

Гетерохронное развитие - разновременное проявле­ние психических качеств в онтогенезе. Одни функции опережают другие в развитии, другие отстают.

Биологическое развитие - развитие, детерминируемое наследственными и врожденными факторами.

Социальное развитие - развитие человека под взаимо­связанным влиянием природной и социальной среды, ис­торического развития общества, национальной принад­лежности личности и др.

Специальное развитие - развитие психических функ­ций, процессов, свойств личности в условиях профессио­нальной подготовки.

Развитие характеризует:

Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно. Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени). Неустойчивост - р азвитие всегда про­ходит через неустойчивые периоды. Сензитивность - это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным об­разом трансформируясь. Дивергентность — конвергентность - две противо­речивые и взаимосвязанные тенденции - дивергенцию и конвергенцию. Дивергенция - это повы­шение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция - его свертывание, усиление избиратель­ности.

Каждому возрастному этапу ха­рактерны определенные новообразования в психических процессах и в личностных ка­чествах ребенка.

Зарубежные теории объясняющие развитие. В биологизаторских теориях ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход развития (Э. Геккель, С. Холл). В социологизаторских теориях развитие ребен­ка полностью определяется окружающим его обществом и все, что с ним произойдет в дальнейшем, полностью зависит от действий этого социального окружения (Дж. Уотсон). В теории ковергенции двух факторов - оба фактора в равной степени значимы для развития (В. Штерн).

Отечественная психология базируется на положениях Л.С. Выготского, который подчеркивал единство наследственных и социальных моментов. Элементарные функ­ции - обусловлены наследственностью, а высшие - продукт культурно-исторического развития, во многом определяемые социальной средой. Движущими силами развития являются противоречия между актуальными потребностями человека и наличными спо­собами их удовлетворения. Он так же выдвинул положение о ведущей роли обучения в психическом развитии. Уровень развития во многом определяется активностью самого ребенка. Существуют две зоны развития - актуальная (то, что созрело и проявляется) и зона ближайшего развития (расхождение в уровне трудности задач решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого).

Основные понятия:

Возраст – относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

Онтогенез – развитие психики от рождения до конца жизни человека.

Филогенез – процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида и социокультурной истории человечества в целом.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.