Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 6. Особенности психического и личностного развития подростка (11-14).






Основной особенностью подросткового возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки, включающий в себя активное и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов, является фоном, на котором протекает психологический кризис. В целом, увеличивается вес и рост ребенка. Конечности становятся непропорциональны­ми по отношению к туловищу. Девочки в своем физическом развитии опережают мальчиков на 1-2 года. В это же время происходит половое созревание - центральный психофизиологический процесс подросткового возраста, сопровождающийся появле­нием вторичных половых признаков. Изменяется и социальная ситуация вокруг подро­стка. Она представляет собой переход от детства к взрослости, где подросток занимает промежуточное положение.

Подростковый кризис - пик переходного периода от детства к взрослости. Кризисный характер этого пе­риода показывает, что у ребенка появились новые по­требности, удовлетворение которых серьезно затрудне­но. Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании заме­чаний, замкнутости и т. д.

На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы: постоянный контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения.

Внутренние факторы состоят в привычках и чертах ха­рактера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым идр).

Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - стремлении противостоять любым пред­ложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, соб­ственного «Я».

Особенности поведения взрослого в этот период. Акцентуации характера и проблемы в связи с этим возникающие.

Общение со своими сверстниками - ведущий тип дея­тельности в подростковом возрасте. Общения в подростковом возрасте занимает центральное место.Происхо­дит переориентация общения с родителями и учителем на сверстников. Обще­ния является для подростка важным информационным каналом, особым видом межличностных отношений, дающим навыки социального взаимодействия, формирующим умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права. Об­щение реализует потребность принадлежности к группе и в то же время - обо­собленности.

Развивается интимно-личностное общение со сверстниками противоположного пола.

Формирование личности в подростковом возрасте. Нравственные убеждения и их формирование. Развитие самосознания. Для этого возраста характерны пере­живания связанные с отношением к себе, к собственной личности. Почти все они оказываются отрицательными. Самооценка очень неустойчива и формируется во многом на основе оценок взрослых. В то же время в процессе самопознания про­исходит отход от оценок взрослых и опора на собственные внутренние критерии. Уровень притязания чаще всего завышен. Возникают нравственные убеждения, од­новременно с которыми формируется нравственное мировоззрение.

В подростковом возрасте происходит совершенствование всех познавательных психических процессов. Заканчивается формирование понятийного мышления. Большим достоинством подростков является готовность ко всем видам учебной деятельности, что делает его взрослым в собственных глазах. Подростка привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учеб­ный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы, но подросток не готов, не умеет реализовывать это так, как еще не владеет способами выражения новых форм учебной деятельности. Мотивы учеб­ной деятельности связаны с непосредственным интересом к новым предметам. Впо­следствии отношение к предметам становится избирательным исходя из его при­страстий, но при этом во многом связан с личностью учителя. Присутствуют и соци­альные мотивы.

Новообразования: формирование самооценки, чувство взрослости, критическое отношение к окружающим, способность починяться нормам коллективной жизни.

Основные понятия:

Социальной ситуации развития подросткового возраста - представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.

Чувство взрослости - форма самосознания, центральное новообразование подросткового возраста. Объективная взрослость - готовность подростка реализовать права и обязанности взрослого человека.

Подростковый кризис – болезненный переход от детского состояния к взрослости.

Гормональная буря – перестройка деятельности эндокринных желез.

Образ «Я» - совокупность представлений о себе сопряженная с их оценкой.

Девиантное поведение – отклоняющееся от социальных норм поведение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.