Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 7. Психология ранней юности (15-18).






Юность как относительно позднее приобретение человечества. Обращён­ность в будущее как центральная характеристика ранней юности. «Примеривание ролей». Потребность в личностном и профессиональном самоопределении. Временная перспектива. Завершение формирования мировоззрения. Потребность «смысла жизни». Выработка жизненной философии. Учебно-профессиональная деятельность – ведущая деятельность в этом возрасте.

Развитие самосознания и устойчивого образа «Я», что связано с тем, что стар­шеклассники начинают активно управлять своей жизнедеятельностью. Открытие своего внутреннего мира и связанные с этим переживания. Проблема юношеского самоопределения. Формирование идентичности - «кризис идентичности» (Э.Эриксон). Личностная рефлексия. Нравственное развитие. Ответственность и инфантилизм. Тенденция к стабилизации, дифферинцированности эмоциональ­ных состояний и конструктивного их выражения. Самовоспитание и самосовершен­ствование. Развитие саморегуляции.

Потребности, характеризующие «юношеский тип общения»: потребность в доверительном общении, понимании и признании, их влияние на особенности взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Часто бывает эгоистичным и эго­центричным. Стремление раскрыть свои переживания, выше интереса к чувствам и

переживаниям другого, как следствие неудовлетворенность и напряженность. Стремление к неформальному, доверительному общению со взрослыми и относи­тельная автономия, независимость от них.

Особенности общения со сверстниками. Предпочтение отдается испове­дальному общению. Чувство «МЫ», его значение для формирования личности. Юношеские неформальные группы. Особенности дружбы, друг как «alter-ego». Про­блема познания другого человека. Юношеская субкультура, ее отличия от подрост­ковой.

Особенности учебной деятельности старшеклассников. Развитие творческого, дискурсивного мышления и связанные с этим особенности личности и поведе­ния (склонность к дискуссиям, спорам, требование доказательств, стремление все подвергать сомнению и др.). Мечта и фантазия. Творчество. «Интеллектуализм» как форма психологической защиты. Типичные трудности в учении.

Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на профессиональный вы­бор: интересы и склонности, Социоэкономические факторы, профессиональный выбор и жизненные цели. Переживание трудностей, связанное с выбором профессии. Профессиональное самоопределение в современных социальных усло­виях. Особенности профориентационной работы со старшими школьниками.

Новообразования: мировоззрение, профессиональное и нравственное самоопределение, формирование личной идентичности.

Основные понятия:

Самоопределение — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Особыми формами самоопределения в ранней юности является профессиональное и нрав­ственное самоопределение.

 

Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми ру­ководствуется человек; этические нормы, правила поведения, опреде­ляемые этими качествами.

Мировоззрение — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действитель­ности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основ­ные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы по­знания и деятельности, ценностные ориентации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.