Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные разновидности законодательных актов и нормативных постановлений Советской власти.




До сер. 30-х годов имела место множественность в наименовании законодательных актов – декрет, постановление, резолюция. С принятием Конституции СССР 1936г. было введено единое наименование – «закон». Для документов исполнительной власти сохранены названия «постановление» и «распоряжение». Разновидности актов имеют свои отличительные признаки в структуре и форме, обусловленные во многом их назначением. Основные группы, разновидности актовых материалов характерны для законодательства всех союзных и автономных республик.

Декреты были первыми законодательными актами Советской власти. Первые декреты – конкретная реализация, правовое воплощение программных требований большевистской партии, ряда партийных решений 1917г., требований трудящихся масс, сформулированных в виде многочисленных наказов, резолюций, постановлений, заявлений съездов и собраний рабочих, крестьян и солдат. Проведение декретов в жизнь возлагалось на народные массы, поэтому содержание их должно было быть изложено популярно. Агитационно-пропагандистские функции первых декретов обусловили своеобразие практики их опубликования. Они нередко издавались в виде листовок, прокламаций, специальных брошюр.

Конституция формулирует основные принципы общественного и государственного устройства. Конституции дают наиболее обобщенную, концентрированную информацию об отдельных исторических этапах развития советского общества. Конституция как разновидность советских законодательных актов являются формой не только союзного, Нои республиканского законодательства. Каждая союзная и автономная республика имеет свою Конституцию.

В форме закона рассматриваются прежде всего вопросы, правовое регулирование которых Верховный Совет СССР принимает полностью к своей компетенции и решает их с исчерпывающей полнотой. В качестве примеров можно назвать Закон СССР о всеобщей воинской обязанности (1967), Закон СССР о народном контроле в СССР (1979), Закон СССР об охране и использовании животного мира (1980). Закон является такой формой законодательного акта, которая вводит в действие другие нормативы (соответствующими законами Верховного Совета СССР и Верховных Советов республик утверждаются пятилетние и готовые планы развития народного хозяйства и бюджеты). Законы, касающиеся вопросов развития и изменения Конституции, принято именовать конституционными.

В системе нормативных актов органов Советской власти большую роль играют указы Президиума Верховного Совета СССР, а также Президиумов Верховных Советов союзных и автономных республик. Указы могут касаться вопросов действующего законодательства, вносить в него некоторые изменения и дополнения. Указ не отменяет закона, а лишь приостанавливает его действие. Указы касаются значительного круга вопросов: о назначении и освобождении министров, высшего командования Вооруженных Сил СССР, о ратификации международных договоров и т.д.



Совет Министров СССР, а также союзных и автономных республик издают постановленияи распоряжения на основе и во исполнение законов. Под постановлениями подразумеваются предписания общего характера, которыми регулируются существенные вопросы государственного управления СССР, союзных и автономных республик. Постановления имеют силу до их отмены. Распоряжениями на практике называют менее важные акты как исполнительного, так и распорядительного характера. Распоряжения действуют до их исполнения. Постановления публикуются за подписью Председателя и управляющего делами Совета Министров СССР. Распоряжения печатаются только за одной первой подписью.

Особую группу нормативных актов Советского государства составляют международные договоры. Международный договор – акт, в котором определены права и обязанности сторон в области политических, экономических и других отношений. В мирных договорах обязательным является пункт о прекращении состояния войны, о признании суверенности побежденной страны, намечаются новые границы по договору, рассматриваются вопросы политического и экономического положения. К мирным договорам разрабатывается целая система приложений. Конвенции, являющиеся одной из разновидностей международного договора, регулируют основу взаимоотношений по отдельным вопросам права, экономики и администрирования. В специальных протоколах и соглашениях могут фиксироваться отдельные вопросы, постановления в общей форме в договоре. В международной практике сложилось 3 основные части международных договоров: преамбула, статьи-постановления и заключительные статьи. Преамбула, вступительная часть, содержит указание сторон, задач, целей и лиц, намеченных для подписания договора. Статьи-постановления содержат обязательства сторон или определенные формы взаимоотношений государств. Заключительные статьи посвящены вопросам о сроке действия договора со дня обмена ратификационными грамотами.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал