Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преподавания и учения.






Преподавание – это деятельность преподавателя по

-передаче информации

-организации учебно-познавательной деятельности

- оказание помощи при затруднении в процессе обучения

- стимулированию интереса, самостоятельности и творчества

- оценке учебных достижений учащихся

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого учащегося, контроля и оценке его усвоения.

Учение – Это деятельность учащихся по

- освоению, закреплению и применению знаний и навыков по ДПИ

- самостимуляция к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений

-осознание личностного смысла и социальной диагностики, культурных ценностей и человеческого опыта, переработки информации об окружающем мире.

Обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и учащегося, без их дидактического взаимодействия.

Как бы активно не стремился преподаватель знания, если при этом нет активности учащихся по их усвоению, то процесс обучения реально не функционирует. Поэтому в процессе обучения происходит не просто воздействие преподавателя на учащегося. а взаимодействие их. Умелое общение значительно повышает воспитательный эффект обучения. Вот почему при раскрытии сущности обучения важно видеть единство познания и общения.

Процесс обучения может быть представлен через компоненты, характеризующие его внутреннюю структуру:

-Целевой компонент обучения представляет собой осознание педагогами и осознание учениками целей и задач обучения;

-Стимулирующе-мотивационный компонент предполагает, что преподаватель будет осуществлять меры по стимулированию у учащихся интереса и потребности в решении поставленных задач. Причем, стимулирование должно порождать внутренний процесс возникновения у учащихся положительных мотивов учения. В единстве стимулирования и мотивации заключен смысл этого компонента;

Операционно-деятельный компонент – наиболее непосредственно отражает процессуальную сущность обучения. Он реализуется посредством определения методов, средств и форм организации преподавания и учения;

Контрольно-регулировочный компонент предполагает одновременное осуществление контроля за ходом решения поставленных задач обучения со стороны преподавателя и самоконтроля учащихся за правильностью выполнения учебных операций. Регулирование процесса обучения проводится не только преподавателем, но и самими учащимися, путем саморегулирования своих действий,, работы над ошибками, повторение приемов, вызывающих затруднения.

Оценочно-результативный компонент предполагает оценку педагогом и самооценку учащихся достигнутых в процессе обучения результатов, выявление пробелов в знаниях и умениях.

Все компоненты процесса обучения в своей совокупности обеспечивают определенный результат, т. к. расположены в определенной логике, характеризующие этапы процесса обучения.

 

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ.

Принцип в философском понимании понимается как руководящее, основное правило к деятельности,

Принципом обучения называют одно из исходных требований к процессу обучения, возникающее из закономерностей его эффективной организации. В дидактике выделяют следующие принципы обучения:

- принцип направленности

- принцип научности

- принцип систематичности и последовательности

- принцип доступности

- принцип наглядности

- принцип сочетания различных методов и средств обучения

- принцип прочности, осознанности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

Принцип направленности обучения нацелен на решение взаимосвязи задач образования, воспитания и развития означает, что при анализе результатов обучения в поле зрения преподавателя должно находиться не только решение задач формирование знаний и умений, но и эффективность воспитывающих и развивающих влияний проводимого урока или их системы по данной теме. Этот принцип оказывает опосредованное влияние на последующие компоненты обучения.

Принцип научности опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Он требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с научными фактами, понятиями, закономерностями. Этот принцип требует у учащихся умений и навыков научного поиска. Обучение ребят умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, умению вести научный спор, доказывать свою точку зрения, использовать научную литературу.

Принцип систематичности и последовательности требует, чтобы знания и навыки формировались в системе в определенном порядке, когда каждый элемент логически связан друг с другом. Систематичность и последовательность позволяет достичь больших результатов.

Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, физических и моральных перегрузок. Вместе с тем этот принцип не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, предельно-элементарным. Исследования показывают, что при упрощенном содержании обучения снижается интерес к учению, не формируются волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности.

Принцип наглядности. Наглядность в дидактике понимается шире, чем непосредственно-зрительное восприятие. Наглядность включает в себя восприятие через моторные, тактильные ощущения. Поэтому к наглядным средствам относят и лабораторное оборудование, и статические и динамические учебные пособия. Каменский, Песталоци, Ушинский в своих трудах раскрыли значение наглядных ощущений для развития речи учащихся.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.