Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наглядно-активный метод






Как средство обучения используется в качестве основного источника информации при косвенном руководстве со стороны преподавателя. Этот метод может применяться как на уроке, так и в процессе самостоятельной работы во внеурочное время. При использовании ТСО в практике важно понять, что средства обучения можно применять только тогда, когда это методически и дидактически оправдано. Чрезмерное насыщение ими уроков в ущерб проработке основных идей изучаемой темы, приведет к нежелательным результатам.

Подготовить комплекс средств обучения к уроку сложно. Методические приемы их использования широки. Важно, чтобы преподаватель представлял с какой целью и для решения каких образовательных задач он обращается к тем или иным пособиям. Каждое применяемое средство обучения обладает определенными тактическими возможностями и имеет свою область применения.

Графопроектор

Следует применять в тех учебных ситуациях, когда необходимо показать явление или процесс в статике.

Кинофильм

Обеспечивает динамический показ изучаемых явлений и процессов, что недостижимо средствами статической проекции.

И т. д.

При подготовке к уроку с использованием СО преподавателю надо:

- внимательно ознакомиться с содержанием отобранного материала

- провести хронометраж с целью определения затрат времени

- определить с какой целью, для решения каких задач будет использовано выбранное экранное, звуковое или иное средство обучения, в какой части урока целесообразно показать этот материал:

-для постановки проблемы в начале урока

- в качестве иллюстративного материала при изложении новой темы

- при закреплении нового материала в целях активизации познавательной деятельности

- при проверке домашнего задания.

Необходимо выяснить:

- следует ли использовать при иллюстрировании свои слова или предложить учащимся самостоятельно смотреть фильм

- сочетать показ со своими словами или предоставить возможность учащимся самим комментировать кадры

- разбить фильм на порции в соответствие с характером учебнеого материала, найти способ реализации каждой порции, форму сочетания кадров со словами, практической работой.

- подготовить вопрос и задание по каждой по каждой порции и по всему фильму.

 

Лекция Место методики преподавания в образовательном процессе высшей

Школы.

На смену трудовому обучению с 1994 года пришла новая образовательная область «Технология». Программа по технологии включает в себя большой раздел, посвященный различным видам художественной обработки материалов. В связи с этим в подготовку учителей данного профиля была дополнительно введена дисциплина «Декоративно-прикладное искусство», т.к. ДПИ невозможно без художественного творчества, также как невозможно без ремесленных основ владения технологией обработки тех или иных материалов.

Методика преподавания ДПИ, основанного на традиционной народной культуре, сравнительно молодой раздел образовательной области «Технология». Сегодня наряду с общеизвестными педагогическими принципами, в нее включены следующие принципы:

- опора на изучаемое ремесло и его каноны

-связь с теоретическими положениями эстетики

- формирование понятийного аппарата

- целенаправленное развитие интересов

Рациональный выбор учебных изделий.

 

Цель методики преподавания заключается в формировании личности учителя – носителя национальной культуры, способного передать культуру будущим поколениям. В ходе творческих и практических занятий ставятся следующие задачи:

- формирование знаний в области методологии обучения ДПИ

- развитие творческого педагогического мышления

- подготовка специалистов, владеющих современными технологиями обучения

Предмет Методика преподавания ДПИ представляет собой организацию учебно-воспитательного процесса, отвечающего современным требованиям.

В процессе изучения этой дисциплины формируются следующие знания:

- история возникновения и развития различных на ДПИ и развитие детского творчества

-психологических основ преподавания ДПИ

- форм дополнительного образования в области ДПИ

- содержания образования, принципов и методов обучения ДПИ

- современных требований к уроку ДПИ

- структуры образовательных программ нового поколения

- основных аспектов разработки теории и методики

- применять полученные знания в практической деятельности

- планировать занятия ДПИ согласно современным требованиям

- анализировать уроки ДПИ

- разрабатывать наглядные методические пособия, дидактический материал

- разрабатывать образовательные программы.

Занятия ДПИ (в традиционном варианте) и художественным народным творчеством имеют много общего. Они развивают у учащихся умение видеть и активно утверждать прекрасное в человеческих отношениях, в труде, в природе, способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи.

Методика ДПИ неизбежно будет совершенствоваться. В нее могут войти конкретные приемы и даже интересные методические пособия из школьной методики изобразительного искусства. И конечно обязательно будут формироваться собственные оригинальные методы и конкретные приемы, отвечающие специфике содержания ДПИ в практической работе.

 

Лекция Урок ДПИ, его техника, методика и составные части.

 

План

1. Элементы урока:

- приветствие

- проверка отсутствующих

- проверка внешнего состояния помещения

- проверка внешнего вида учащихся

- организация внимания

2. Способы объяснения урока и требования к объясняющему учителю

- способ рассказа

- лекционный

- способ собственного объяснения

3. Структура урока

- вводная часть

-самостоятельная работа и текущий инструктаж, его организация

- заключительный инструктаж, и его основные дидактические цели.

 

Обучение ДПИ – длительный процесс, складывающийся из отдельных уроков. Урок как форма учебной работы существует с XVII в..

Методика проведения урока складывается из следующих элементов. В первый организационный блок входит: взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка отсутствующих, проверка внешнего состояния помещения и внешнего состояния учащихся, организации внимания.

Взаимное приветствие – элементарный акт вежливости. Оно выражает взаимное уважение, симпатию, настрой на творчество. Вот почему процедуру приветствия нельзя проводить небрежно или формально. Педагог приветствует фразой «Здравствуйте ребята», а учащиеся вставанием.

Педагог заинтересован, чтобы каждый ученик по его предмету успевал. Поэтому 2 задачи в проверке отсутствующих: 1. Кто именно отсутствует, 2. По какой причине. Если немедленное выяснение причины оказывается невозможным, то педагог не задерживается на этом, оставляя этот вопрос на внеурочное время.

 

Кабинет – это рабочее место и совсем не безразлично в каком он состоянии. Помещение тоже воспитывает. Если оно удобное, уютное, радует глаз порядком и красотой, то воспитывается любовь к чистоте, уважение к рабочей обстановке, а также навыки дисциплинарного поведения. В такой обстановке хочется и приятно работать. И наоборот: где пыльно, грязно, голые стены у учащихся могут воспитываться противоречивые качества6 безразличное, пренебрежительное отношение к чистоте и уюту. Современный урок должен проходить в предметном кабинете. Если предмет – «Живопись», то кабинет должен быть оборудован мольбертами и др. материалами для успешного обучения.

Кабинет нужен, чтобы создать условия для комплексного использования наглядных пособий и технических средств обучения. В кабинете должны быть запасные кисти, краски, бумага и т.д.

Преподаватель всегда должен обращать внимание на внешний вид учащихся. Недопустимы грязные руки в работе с белой бумагой, тканью тестом. И конечно же обращать внимание на рабочее место учащегося.

Нельзя начинать урок, если вы не владеете вниманием учеников. Достаточно произнести фразу «Внимание ребята, начнем работу».

Объяснение материала осуществляется одним из 3-х способов: способом рассказа, способом собственного объяснения, лекционным способом.

Самый типичный способ – способ собственного объяснения. Нельзя начинать объяснение, если ребята заняты своими делами. Требуется психологическая разрядка, чтобы заинтересовать их., сделать их внимание устойчивым. Способы привлечения внимания могут быть разные:

-демонстрация заранее приготовленных предметов, образцов

- иногда привлекает внимание сама тема

- ребенок по природе любознателен и его любознательность может быть направлена на то, что имеет с его точки зрения жизненно-практическое значение (подарок, украшение).

При объяснении можно создавать проблемную ситуацию – это значит по-новому показать учащимся ту же задачу. Мысленный поиск решения познавательной задачи, разгадка проблемной ситуации – это приобщение к творчеству (создать проблему, которая помогает изучить историю предмета. Для этого необходимо обратиться к специальной и популярной литературе.)

К учителю, объясняющему материал урока, предъявляются следующие требования:

1.Место учителя там, где его все видят

2. Можно сидеть за столом, пока работа не требует вмешательства, но нельзя сидеть весь урок.

3. Нельзя садиться человеку небольшого роста, т.к. его не видно большинству учеников.

4. В сидячем положении грудная клетка оказывается стесненной, и у кого слабый голос, он оказывается едва слышимым

5. Стоять нужно так, чтобы видеть каждого

6. Нельзя ходить как маятник от окна к двери и обратно. Ученики вынуждены менять направление взгляда, а это утомляет

7. От голоса зависит многое. Громкий голос мобилизует. От излишне тихого, монотонного клонит в сон. Фраза «Я громче не могу» не оправдана. Извольте заняться разработкой своего голоса.

8. Не всегда благополучно обстоит дело с дикцией. Необходимо научиться не глотать слова или их окончания, говорить невнятно, скороговоркой. и т. д.

9. Темп речи.

Трудную часть материала следует излагать замедленным темпом. В целом речь должна быть спокойной и неторопливой.

9. Язык.

10. Нельзя объяснять ребятам незнакомыми словами, длинными фразами, избегать словесного мусора, речевых паразитов

11. Выделение существенных признаков излагаемого

12. Последовательность изложения. «Тему будем изучать по следующему плану. Переходим к первому вопросу».

13. Очень важна демонстрация учебных пособий, раздаточного материала, чертежей, эскизов и т. д.

14. Использование технических средств (музыка, компьютер, слайды и т. д

15. Новый материал можно изучать и на экскурсии. Это коллективный выход на природу, в музей с образовательной целью. Экскурсии предпринимаются тогда, когда необходимо наблюдать явления в их естественной обстановке.

 

СТРУКТУРА УРОКА

1. Вводная часть

Дает целевую установку актуализации знаний, создает ориентировочную основу действий учащихся. Тему желательно написать на доске. Заострить внимание на наиболее сложных и важных приемах работы. Особое внимание уделить вопросам техники безопасности, если учащиеся будут работать с электроприборами, химическими реактивами.

2. Самостоятельная работа и текущий инструктаж.

Это основная часть урока, где формируются у учащихся умения и навыки. Успех упражнений зависит от многих факторов:

1. от организованного начала, потому что не только экономия и бережное отношение во времени, но и важнейшее условие настроя учащихся на серьезную результативную работу в ходе урока.

2. Организация текущего инструктирования – это основная форма обучающей деятельности преподавателя дополнительного образования.

Основными целями текущего инструктирования в процессе урока является:

1. Добиваться того, чтобы учащиеся выполняли задания с наименьшим количеством ошибок и недостатков

2. Добиваться того, чтобы ошибки. в ходе упражнений устранялись настойчиво и до конца

Текущее инструктирование проводится индивидуально. Основной формой его являются- целевые обходы мест учащихся. Суть их в том. Что при каждом обходе педагог ставит определенную цель инструктирования (например, проутюжена ли ткань перед сметкой). При каждом обходе учитель следит за работой всех учащихся и делает по ходу необходимые замечания и указания, исправляет и предупреждает ошибки. Но у каждого учащегося он проверяет ту сторону его работы, которая является целью данного обхода. При индивидуальном текущем инструктировании применяются следующие приемы:

1. Активное вмешательство в ход работы учащегося в том случае, когда его действия могут привести работу к нулевому результату, т.е. все придется переделывать сначала.

2. Советы, повторный показ приемов, личный пример

3. Требования и указания способствующие воспитанию у учащихся аккуратности, внимания, бережного отношения к оборудованию, эл. Энергии, самостоятельности, настойчивости, ответственности.

Лучше всего наблюдать за учащимися незаметно, чтобы они об этом не догадывались, тогда можно увидеть действительно то, что есть на самом деле. Наблюдая за работой, важно правильно определить момент оказания учащемуся помощи. Не следует вмешиваться без необходимости, но и нельзя запаздывать с помощью. Ошибки и неточности могут развиться и закрепиться. Большое значение имеет характер указаний как исправить ошибку. Важно приучать учащихся к регулярному самоконтролю, самостоятельному анализу своего труда.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.