Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет № 20. 1 Турстрановедческая характеристика страны (по выбору).1




1. Турстрановедческая характеристика страны (по выбору).
2. Исторические предпосылки становления и развития сервисной деятельности в России.
3. Экономическое развитие общества и основные типы потребления: тип потребления доиндустриального общества, тип потребления индустриального общества, «общество массового потребления», тип потребления постиндустриального общества. Взаимосвязи между типами потребления и сервисной деятельностью.

 

1 Турстрановедческая характеристика страны (по выбору).1. Общие сведения о стране: Чешская республи-ка, столица – Прага, площадь = 78,9 тыс. км22. ГП: расположена в Центральной Европе, на сев. граничит с Польшей, на зап - с Германией, на вост - со Словакией, на юге - с Австрией.3. Особ-ти природы: 3.1 Рельеф: разнообразен и имеет сложное строение. Выделяют 2 осн части: Чешский массив на зап и Моравскую равнину на вост. ЧМ - слабо всхолмленное плато с высотами 460 – 610 м, над которым поднимаются отд невысокие возвы-шенности. С трех сторон ЧМ ограничивают горы ср высоты, лишь в отд местах превышающие 1000 м. Наиболь-шую протяженность и высоту имеют Судеты; здесь находится гора Снежка (1602 м) – самая высокая точка страны. Моравская равнина состоит из отдельных низин и небольших возвышенностей. Она сужается к северу, а там, где Судеты и Карпаты сближаются, становится совсем узкой, образуя так называемые Моравские Ворота - одно из самых низких мест (310 м) главного европейского водораздела. 3.2 Климат. условия, погода. Климат форм-ся под возд-ем движущихся с Атлант океана воздушных масс. Климат в целом мягкий, с рядом переходных черт между морским и континентальным. Зима на большей части страны нехолодная и сравнительно сухая, лето, как правило, жаркое и влажное. Наибольшее количество осадков выпадает в горах, в то время как равнинные территории получают всего 480 мм. В Праге ср температура января - 1° C, июля +19° C. Климатические различия в пределах страны сравнительно невелики и определяются во многом характером рельефа и высотой над уровнем моря. 3.3 Внутренние воды: Для речной системы существенно положение страны в пределах главного водораздела Европы. Речная сеть густая, принадлежит 3 осн водосборным бассейнам: р. Лабы (Эльбы) с осн притоком р. Влтавой; р. Моравы, левого притока Дуная, и Одры. Судоходны только Лаба и Влтава (от Праги). Влтава - крупнейшая река протяженностью около 440 км. Чехия очень богата целебными минеральными водами, что стало причиной развития курортов. Наиболее популярные водоемы для отдыха: Слапы, Липненское водохранилище, Махово озеро. 3.4 Природные зоны: Леса покрывают около 30% территории. Преобладают промышленно-ценные хвойные породы, прежде всего ель и сосна. Выше границы леса расположены альпийские луга. Эффективно охраняется животный мир, благодаря чему в стране довольно много птиц и зверей. В нац парках среди первозданной природы обитают олени, косули, серны, медведи, рыси. Есть также питомники диких животных, охотничьи резервации. В горных лесах водятся олени и рыси, из многочисленных мелких животных – лисы, белки, ласки. 4. Оценка эконом потенциала, хоз-во страны: Среди всех посткоммунистических гос-в обладает одной из наиболее стабильных и успешных эконом систем. Её основой является пром-ть (машиностро-ение, электротехника и электроника, химия, пищевая пром-ть и чёрная металлургия), строительство и сфера услуг. Доля сельского и лесного хозяйства, а также горнодобывающей промышленности незначительна и продолжает уменьшаться. 5. История страны: Чешские земли известны с конца IX века. Королевство Чехия обладало значительной силой, но религиозные конфликты опустошали его. Позднее оно попало под влияние Габсбургов и стало частью Австро-Венгрии. После краха этого гос-ва Чехия, Словакия и Подкарпатская Русь объединились и сформировали независимую республику Чехословакия в 1918 году. В 1938 году отделилась Словакия. После первой мир войны Чехию оккупировала Германия в 1939. После Второй мировой войны Чехословакия попала в советскую сферу влияния. В 1968 году вторжение войск Варшавского договора либерализировало партийное правление и создало «социализм с человеческим лицом». В 1989 Чехословакия свернула с пути социалистического развития в результате Бархатной революции. 1 января 1993 страна мирно разделилась на две, с образованием независимых Чехии и Словакии. Чехия вступила в НАТО в 1999 и в Европейский союз в 2004. Одновременно с вступлением в ЕС Чехия подписала Шенгенское соглашение. 6. Гос устройство: Чехия является парламентской республикой. Глава гос-ва – президент. Чешский парламент двухпалатный, состоит из палаты депутатов и сената. 7. Население. 95 % составляют этнические чехи. Иностранцы - около 4 % населения страны: украинцы, словаки, вьетнамцы, русские и поляки. Средняя плотность населения = 132 чел. на 1 кв.км. В городах и городских поселках проживает около 71 % населения. Общая численность населения Чехии на 2012 год — 10 532 770 человек. Средний возраст населения Чехии — 39,3 лет (женщины — 41,1 лет, мужчины — 37,5 лет). Средняя продолжительность жизни составляет 72,9 года у мужчин и 79,7 лет у женщин. Экономически активное население составляет 51,5 % от общей численности. Уровень безработицы составляет 7,3 %. В последние годы уровень образования заметно вырос. Каждый третий экономически активный житель Чехии имеет законченное среднее образование (соответствует уровню 12-13-летнего обучения), а каждый десятый гражданин Чехии имеет или получает высшее образование. Наибольшее число верующих — католики (26.8 % населения), следующая по численности группа — протестанты (2.5 %).





8. Культурные особенности. Здесь смешались практически все стили архитектурного искусства, начиная от романтизма и заканчивая современностью. Расцвет романского стиля пришелся на XII век (возведен каменный мост Юдифи, церковь св. Якуба, церковь св. Клемента). На смену романскому пришел готический (церковь святой Барбары, собор святого Вита, замок Карлштейн, ансамбль Карлова моста). К стилю барокко относят пражский костел Девы Марии Победительницы, Влаштскую капеллу, церковь Св. Николая и другие.Около 1910 года в чешской архитектуре появился уникальный стиль кубизм. Последующая архитектурная эпоха модерна практически освободила постройки от декора и монументальных украшений, найдя выражение стиля в простоте и рациональности пространства и в новых конструкционных элементах. Самый известный чешский композитор Бедржих Сметана создал многочисленные музыкальные произведения, посвященные темам истории и природы Чехии (симфоническая поэма "Влтава" из шестичастного цикла "Моя родина", оперы "Проданная невеста" и "Либуше"). Кухня достаточно разнообразна и сочетает в себе, как европейские так и национальные компоненты. Визитной карточкой чешской кухни считаются знаменитые кнедлики самых разнообразных типов: картофельные или пшеничные, с салом, фруктами или другими начинами. Чешский национальный напиток, несомненно, пиво, некоторые сорта которого известны далеко за пределами страны. В центральной и южной Моравии изготавливают прекрасные местные вина, занимающие достойное место среди лучших европейских вин. Знаменитый чешский ликер "Бехеровка", производимый в Карловых Варах, настоян на 42 травах и давно уже приобрел международную известность. 9. Оценка туристского потенциала. Наиболее посещаемый туристами город в Чешской Республике — столица Прага на реке Влтава с Пражским Градом и Старым городом. Кроме Праги, есть много других городов Чехии, привлекательных для туристов — в частности, исторические объекты, такие как Кутна-Гора, Чески-Крумлов, Карлштейн, Шпиндлерув-Млин или Ледницко-Валтицкий комплекс, а также бальнеологические курорты: Карловы Вары, Марианске-Лазне, Подебрады и Франтишкови-Лазне. Чешские бальнеологические курорты посетили за первый квартал 2011 года более 150 тысяч человек. Основные зоны отдыха за пределами городов: Чешская Швейцария, Чешский карст, Чешский рай, Крконоше, Национальный парк Шумава.Для вьезда в Чехию требуется Шенгенская виза (краткосрочная - 35 евро, долгосрочная 2500 крон, оплачивается в евро по актуальному курсу). Таможенные правила. Иностранные граждане могут свободно ввозить и вывозить чешскую и иностранную валюту. Сумма, превышающая 200 000 крон, должна быть декларирована. На одно лицо можно ввозить до 200 шт. сигарет (или 100 шт. сигарилл, 50 шт. сигар или 250 гр. табака), до 1 л. крепких спиртных напитков или 2 л. вина, до 50 гр. парфюмерии или 0,25 л. туалетной воды, а также лекарства и другие медикаменты в количестве, необходимом для обеспечения минимальных личных потребностей. Табачные изделия могут быть ввезены только лицами старше 16 лет, алкогольные - старше 18 лет. Беспошлинно ввозятся подарки на общую сумму 3000 крон (вывоз подарков и сувениров не ограничивается какой-либо суммой). Продукты питания обязательно должны иметь маркировку срока годности. Без разрешения банка страны запрещен ввоз золота в слитках, в виде пластин или монет. Запрещен ввоз нелегально изданных печатных материалов. При вывозе обязательному таможенному контролю подлежат оружие, предметы старины и искусства, изделия из золота и драгоценных металлов. Вывоз памятников культуры запрещен.

 

2 ервисная деятельность -- это вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей людей путем оказания индивидуальных услуг. Сервисной деятельностью занимаются индивидуальные предприниматели и сервисные организации. Результатом их труда является услуга. Услуга представляет собой продукт труда, назначением которого является удовлетворение конкретных потребностей людей.

Услуга -- это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (заказчика), а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности человека. Услуга -- это деятельность по удовлетворению нужд и потребностей людей.

Доиндустриальное общество.Доминирующей характеристикой деловой активности в доиндустриальном обществе является добывающая отрасль (сельское хозяйство, рыболовство, лесничество, горная промышленность). Уровень технологии низкий или отсутствует вообще. Продуктивность зависит от таких элементов, как время года, дождь, почва, физическая сила человека. Человек действует унаследованными от предыдущих поколений методами (традиционное общество), и его восприятие окружающего мира формируется под влиянием природных условий определенной местности: смены времен года, ураганов и бурь, плодородия почвы, запасов воды, глубины залегания полезных ископаемых, периодических засух и наводнений. Социальная жизнь организована вокруг семьи и домашней работы. Возникает большое количество людей, работающих или пригодных для работы в области личных и домашних услуг.

Ранее всего возникает специализация административной деятельности (вожди в первобытном обществе, управленческий аппарат обществ с государственной организацией), производства социальных услуг служителями культа (шаманы и священники) и производства услуг по защите прав собственности (профессиональная армия, судьи). По мере развития общества выделялись все новые и новые сферы услуг. Уже в античном обществе существовал широчайший спектр сервисных видов деятельности, почти полностью совпадающий с современным – транспорт, торговля, наука, здравоохранение, образование, финансы, искусство, шоу-бизнес и т.д.

Доиндустриальная цивилизация наиболее длительная, продолжительность ее существования исчисляется тысячелетиями.

Индустриальноеобщество. Переход к индустриальному обществу начался около 300 лет назад. Доминирующей характеристикой деловой активности в индустриальном обществе является производство товаров, основанное на применении энергии. Экономическая и социальная жизнь механизирована и более эффективна. Машины и энергия, которая их питает, заменили мускульную силу. Разделение труда распространяется все дальше, люди, машины и рынки организованы для эффективного производства и продажи товаров. Именно количество товаров, которыми обладает личность, является индикатором образа жизни.

К уже известным сервисным видам деятельности лишь в 19–20 вв. добавились немногие относительно новые виды – связь, некоторые виды маркетинга, аудит.

Именно из-за невысокой роли сферы услуг в экономике с 18 в. до середины 20 в. (а в нашей стране – до конца советской эпохи) считалось, что работа в этой сфере вообще не увеличивает общественное богатство.

При этом переход от индустриального к постиндустриальному обществу имеет несколько этапов:

- на первом этапе развитие промышленности предполагает экспансию транспорта и общественных служб как услуг, связанных с движением товара;

- второй этап сопровождается ростом сферы распределения (оптовой и розничной торговли), финансов, операций с недвижимостью и страхованием в условия массового потребления благ;

- на третьем этапе рост национального дохода характеризуется снижением доли расходов на питание, высвобождаемый в результате чего остаток направляется сначала на приобретение товаров длительного пользования, а затем предметов роскоши, на отдых и потребление других услуг.

В условиях индустриального общества в настоящее время проживает большая часть населения мира, в том числе нашей страны, хотя уровень развития индустриальной стадии в различных государствах неодинаков.

Постиндустриальноеобщество.Доминирующей характеристикой деловой активности в постиндустриальном обществе является производство услуг. Значение имеют не мускулы и мощность машины, а информация и знание. Подобные процессы обозначаются в науке как «информационная революция» и «сервизация экономики». Центром экономической жизни является профессионал. Он владеет разного рода навыками и знаниями, повсеместно требуемыми в обществе. Требование расширенных специальных знаний и навыков на рабочем месте делает высшее образование необходимой предпосылкой для того, чтобы войти в постиндустриальное общество и достойную жизнь. Индикаторами образа жизни являются количество и качество услуг, которые человек может себе позволить. Массовое производства товаров и рост населения требуют расширения оптовой и розничной торговли, а также таких услуг, как финансовые, операции с недвижимостью, страхование. По мере роста доходов процент денег, которые расходуются на продовольствие, снижается. Прирост доходов в первую очередь тратится на товары длительного пользования, такие как жилье, автомобили, бытовые приборы. Дальнейшие увеличения доходов расходуются на образование, здравоохранение, отпуск, путешествия, развлечения и спорт.

Процесс активного инвестирования на основе наукоемких и информационно-коммуникационных технологий выходит за рамки собственно индустриального производства и направлен в инфраструктурные отрасли – управленческую деятельность, информационно-производственные потоки, наконец, на повышение уровня культуры и профессиональных качеств самих работников обслуживания.

Таким образом, рынок услуг определяется следующими факторами:

- экономическими (изменение доходов населения, уровень цен, инфляционные процессы);

- научно-техническими (информационная революция);

- психологическими (общественное мнение, потребительские предпочтения, восприимчивость потребителей к рекламе);

- социально-демографическими (динамика рождаемости и смертности, миграции населения) и другими.

Вместе с тем существуют и другие доводы, объясняющие рост сферы услуг:

- увеличение эффективности в сельском хозяйстве и промышленности высвобождают рабочую силу для услуг;

- урбанизация, демографические перемены;

- расширение международной торговли;

- рост услуг, сопутствующих производству.

В современных условиях постиндустриальная цивилизация динамично развивается и упрочивает свои позиции. Стремление более углубленно исследовать феномен постиндустриального мира приводит ученых к разработке новых теоретических подходов, концепций, акцентирующих внимание на тех или иных процессах, сторонах, факторах и т.п., характеризующих сущностные моменты новой эпохи в развитии человеческого общества. Все это обусловило терминологическую пестроту, обычно присущую на начальном этапе изучения сложного явления. В настоящее время в литературе можно встретить свыше 30 названий современного общества.

Широкое распространение получила теория информационного общества и соответствующий термин.

Нередко информационноеобщество трактуется как синоним постиндустриального общества, особенно это было распространено в 70-80-е годы 20 в. Более того, позднее, со второй половины 80-х годов, американские и европейские специалисты большее внимание стали уделять роли и значению не столько информации, сколько знаний, что отразилось в понятиях «knowledge society», «knowledgeable society».

Экономика, основанная на знаниях, или экономика знаний, - экономика, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. Это такая экономика, в которой знания обогащают все отрасли, все секторы и всех участников экономических процессов. Это одновременно экономика, которая не только использует знания в разнообразной форме, но и создает их в виде высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, научной продукции и образования.

 

3 Экономическое развитие общества и основные типы потребления: тип потребления доиндустриального общества, тип потребления индустриального общества, «общество массового потребления», тип потребления постиндустриального общества. Взаимосвязи между типами потребления и сервисной деятельностью.В соответствии с концепцией трех стадий развития цивилизации (доиндустриальной, или аграрной, индустриальной и постиндустри­альной) можно выделить четыре основных типа потребления: Охарактеризуем основные особенности этих типов потребления. 1. Тип потребления доиндустриального общества - Относительное однообразие ассортимента потребляемых благ. - Еще не возникло того изобилия разнообразных товаров и услуг, которое предлагают сейчас современные супермаркеты, туристи­ческие и транспортные компании, учреждения образования, здра­воохранения, культуры и т. п. - Преобладание природных продуктов и материалов, не прошед­ших глубокой промышленной переработки. Люди потребляют простой хлеб, мясо, молоко, древесину, холсты, кожу в виде не­ сложных, домашним способом приготовленных блюд и ремеслен­ных изделий. - Преобладание уникальных, нестандартизированных товаров и ус­луг. В каждой местности складываются свои традиции приготов­ления пищи, шитья одежды, изготовления транспортных средств, особое фольклорное искусство, традиции общения и приемы ока­зания услуг. - В потребительском поведении приобретают большое значение духовные блага, обычаи и традиции. Потребитель воспринимает с недоверием появление новых товаров и услуг, особенно если они плохо вписываются в местные культурные традиции. - Большой удельный вес домашних услуг. Магазинов, прачечных, парикмахерских и других предприятий бытового обслуживания очень мало, основная масса услуг оказывается в пределах домаш­него хозяйства. - Потребление энергии невелико, широко используется энергия че­ловека и животных. В эпоху доиндустриального общества, как мы знаем, не применялось электричество и не был известен двига­тель внутреннего сгорания, а простейшие модели паровых двига­телей создаются только в XVIII в. - Преобладание потребления продовольственных товаров в общем объеме потребления. 2. Тип потребления индустриального общества - Увеличение количества и расширение ассортимента потребляемых благ. Потребность в услугах намного выше, чем в доиндустриальном обществе. - Стандартизация, спецификация и рационализация потребления.Расширение товарного производства и сферы услуг закономернопривело к созданию специализированных профессиональных сер­висных служб и организаций. Для их работы необходимы правила и стандарты обслуживания. - Граждане индустриального общества стремятся потреблять как можно больше. - Требования к сервису теперь основаны не на обычаях и традициях, а в первую очередь на трезвом, рациональном расчете.- Сначала потребление энергии на душу населения растет, затем стабилизируется на высоком уровне. Входят в моду, например, всевозможные бытовые электроприборы. - Происходит сокращение доли потребления продовольственных товаров в общем объеме потребления. Растет доля потребления непродовольственных товаров и услуг, которые становятся все бо­лее многообразными и доступными для большинства населения. - Сохраняется существенный разрыв между уровнем денежного дохода и уровнем потребления. Это происходит из-за сохранения натурального, нетоварного потребления. Существует глубокое неравенство потребителей из-за имущест­венного расслоения. 3. «Общество массового потребления» Это высшая стадия развития индустриального общества. На этой ступени к старым, уже сложившимся особенностям потребления ин­дустриальной эпохи добавляется несколько специфических черт: --Нарастание материального гедонизма, погоня за удовольствия­ми, приводящая к деформации потребительского поведения. Воз­никает крупномасштабная индустрия развлечений, которые для многих потребителей превращаются в основу жизненного поведе­ния и высшую ценность. - Возрастание роли психологического фактора и моды в потребле­нии; превышение уровня удовлетворения физиологических потребностей, широкое распространение престижного потребления. После того как основные физиологические потребности большин­ства населения стали полностью удовлетворяться, спрос потреби­телей начал зависеть от нового набора факторов — моды и пре­стижа. - Включение имиджа и стереотипа потребления в требования соци­ального престижа. У каждого социального слоя складываются не­ гласные традиции потребления строго определенного набора то­варов и услуг. Принадлежность к тому или иному слою диктует человеку специфический стандарт потребительского поведения. 4. Тип потребления постиндустриального общества Постиндустриальное (другие названия — информационное, технотрон­ное) общество начинает формироваться во второй половине XX в. Однако основные закономерности его функционирования пока не устоялись, и можно изучать только первоначальные тенденции этой новой фазы развития цивилизации. Тем не менее, уже ясно, что формирующийся новый стиль потребления будет сильно отличаться от существовавшего в прошлом (и сохраняющегося во многих стра­нах сейчас). Вот основные особенности этого нового стиля: - Высокий уровень потребления основной массы населения, изоби­лие материальных благ и услуг. Предпосылка этого типа потреб­ления — высокий уровень дохода. - Распространение городских форм и условий потребления на сель­скую местность. Городской стиль жизни превращается во всеобщий образец и вытесняет другие жизненные стили вместе с их традициями потребления.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал