Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Картинка: фото перекрытия Енисея: работа, объединившая тысячи людей.






Ничто так не сплачивает коллектив, как совместный одухотворенный труд. Хорошо организованному коллективному труду присущи атмосфера горения, соревнования, взаимной поддержки, то есть всего того, что объединяет людей и умножает их силы, поднимая творческие возможности каждого на высшую ступень.

На формирование такого качества, как коллективизм, оказывают влияние особенности национальной культуры. Психологи обычно приводят в качестве примера стран, для которых в целом характерна коллективистская культура, Китай или Японию; страны же, в культуре которых преобладает индивидуализм, – это Великобритания и США. Буквально с момента рождения родители и школа в коллективистских культурах стремятся воспитывать у детей ценности коллективизма и взаимопомощи, направлять или даже предопределять их жизненный выбор (профессия и т.д.); в индивидуалистских – воспитывают в детях независимость и самостоятельность.

Каждая культурная традиция имеет определенные преимущества и, вместе с тем, предполагает «плату» за них. В конкурентом, индивидуалистическом обществе люди имеют больше личной свободы, больше гордятся своими личными достижениями и менее связаны ожиданиями окружающих, их поведение более спонтанно, раскованно. Но в качестве расплаты за это – больше случаев одиночества, разводов, убийств и стрессовых расстройств. Можно сказать, что в коллективистских культурах вместо независимости личность приобретает взаимозависимость и взаимосвязь.

В то же время внутри каждой культуры возможны значительные индивидуальные различия между ее представителями. В наибольшей степени благоприятствует формированию коллективизма как качества личности принадлежность человека к сплоченным группам с прочными традициями. Однако нельзя путать подлинный коллективизм с выражением группового эгоизма. Настоящий коллективизм проявляется в ситуации, когда человек, защищая высшие интересы группы, может противостоять даже давлению собственной группы. Ведь члены ее по тем или иным причинам могут ошибаться в оценке значимых событий, совершать неправильные действия.

Поведение, получившее название «коллективистское самоопределение», противоположно феномену «огруппления», или некритического группового мышления. Данный феномен заключается в том, что члены группы, чтобы сохранить хорошие взаимоотношения и избежать разногласий, отказываются от объективного и всестороннего рассмотрения вопроса и без обсуждения принимают предлагаемый, чаще всего лидером группы, вариант решения проблемы, какую-то идею или план. Этому способствуют дружеская сплоченность группы, сравнительная изоляция группы от противоречащих мнений и авторитарность ее лидера. Возникает иллюзия единомыслия, не имеющая ничего общего с ценностным единством коллектива. Не следует забывать, что «истина рождается в споре друзей».



Конформизм и нонконформизм. Лучше всего о конформизме поведал Андерсен в сказке «Новое платье короля». Изменение поведения людей в результате реального или воображаемого давления группы называется конформизмом. Обратите внимание: конформизм состоит не просто в том, что кто-то действует так же, как все, но в том, что он поддается влиянию всеобщего действия и ведет себя не так, как делал бы в одиночку. Конформизм может проявляться в двух формах: уступчивость(ведем себя так, как принято, внутренне не соглашаясь, однако, с тем, что делаем) и одобрение (верим в правильность того, что вынуждает нас делать группа).

Многочисленные психологические эксперименты раскрывают две основные причины конформизма. Во-первых, это стремление человека быть принятым группой, получить ее одобрение. Во-вторых, это желание выглядеть убедительным, действующим правильно в ситуации, когда человек чувствует себя недостаточно уверенно при решении трудной задачи, и ему проще делать «как все».

Конформизм – явление широко распространенное, в то же время индивидуальные особенности людей допускают разную степень независимости их поведения. Так, в одном из психологических экспериментов студенты, услышав, что окружающие излагают мнения, совпадающие с их собственными, тут же изменяли свою позицию только для того, чтобы укрепить ощущение собственной неповторимости, т.е. проявляли нонконформизм.

Обычно нам не нравится слишком отличаться от группы, но мы не хотим и выглядеть в точности так, как все. Поэтому наше поведение в значительной степени защищено от общественного влияния нашим чувством собственной неповторимости и индивидуальности. В группе мы лучше всего осознаем, чем отличаемся от других.



Положительной конструктивной заменой конформизма является коллективизм. При коллективизме согласие с позицией группы возникает в результате осознанного совпадения устремлений личности с целями коллектива. Иногда к такому согласию с группой человек приходит через внутреннюю борьбу, в которой побеждает понимание важности общей задачи.

Некоторые выводы:

1. Альтруизм – форма общественного поведения и черта личности, которая проявляется в готовности человека добровольно помогать другим, даже с теми или иными возможными издержками для себя. Альтруизм противоположен эгоизму, или сосредоточенности на своем «Я», на собственных интересах.

2. Коллективизм – особое качество и форма поведения, состоящие в осознанном слежении общим, коллективным интересам. Коллективизм противоположен индивидуализму.

3. Конформизм – разновидность общественного поведения, которая характеризуется стремлением соответствовать мнению большинства.

4. Социальная ориентация личности во многом определяется особенностями культуры, в рамках которой осуществлялось воспитание человека.

Вопросы и задания

1. Какие существуют подходы к объяснению альтруизма и эгоизма?

2. Какие условия и личностные характеристики способствуют проявлению у человека альтруизма?

3. Согласны ли вы с мнением известного режиссера К.С.Станиславского: «Думайте больше о других и поменьше о себе, заботьтесь об общем настроении и общем деле, тогда и вам будет хорошо»?

4. Что такое коллективизм и индивидуализм? Как влияют особенности воспитания на формирование этих качеств личности?

5. Всегда ли принятие мнения группы является проявлением коллективизма? Обоснуйте свой ответ.

6. Как вы считаете, следование моде – это проявление конформизма или нонконформизма? Обоснуйте свою позицию.

7. Как вы думаете, в каких ситуациях и при каких условиях конформизм может рассматриваться как социально желательное явление?

8. Чем отличается коллективизм от конформизма?

 



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.077 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал