Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Введение. Министерство Российской Федерации






    Министерство Российской Федерации

    По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

     

     

    Главное управление

    По делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

    Красноярского края

     

     

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    ПО ОРГАНИЗАЦИИ, ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ КОМАНДНО - ШТАБНЫХ (ШТАБНЫХ) УЧЕНИЙ, КОМАНДНО - ШТАБНЫХ (ШТАБНЫХ) ТРЕНИРОВОК ПО ОТРАБОТКЕ ВОПРОСОВ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

    В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

     

     

    Красноярск

    Год

    СОДЕРЖАНИЕ

    № пп Наименование Стр.
      Введение  
    1. Основы организации командно - штабных (штабных) учений, командно - штабных (штабных) тренировок  
      Общие положения  
      Требования, предъявляемые к организации проведения командно - штабных (штабных) учений, командно - штабных (штабных) тренировок  
      Организация руководства  
    2. Подготовка командно - штабных (штабных) учений, командно - штабных (штабных) тренировок  
      Принятие решения по основным вопросам подготовки и проведения командно - штабных (штабных) учений, командно - штабных (штабных) тренировок и постановка задач органам управления и силам на подготовку и участие в них  
      Разработка документов  
      Подготовка руководства, штаба руководства и посреднического аппарата  
      Развертывание системы управления руководства командно - штабных (штабных) учений, командно - штабных (штабных) тренировок  
      Подготовка обучаемых  
    3. Организация работы в ходе проведения командно - штабных (штабных) учений, командно - штабных (штабных) тренировок  
      Общие положения  
      Отработка учебных вопросов по этапам учения  
      Наращивание обстановки  
      Проведение практических мероприятий  
      Проведение исследований  
    4. Подведение итогов командно - штабных (штабных) учений, командно - штабных (штабных) тренировок  
      Подготовка и проведение разбора  
      Обобщение итогов командно - штабных (штабных) учений, командно - штабных (штабных) тренировок  
    5. Особенности организации и проведения штабных, специальных, исследовательских учений и командно - штабных (штабных) тренировок  
    6. Участие МЧС России в учениях, проводимых другими федеральными органами исполнительной власти  
    7. Заключение  
    8. Приложения 36-64

     


    Данное методическое пособие предназначено для руководителей территориальных подсистем РСЧС, городских, районных и объектовых звеньев.

    Введение

    Успешное решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций в значительной степени зависит от уровня подготовки руководящего состава, органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).

    В целях повышения уровня подготовки и поддержания высокой степени готовности руководящего состава, органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС к выполнению мероприятий гражданской обороны, решению задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводятся командно-штабные (штабные) учения, командно-штабные (штабные) тренировки.

    В настоящих Рекомендациях излагаются основные положения по организации и проведению командно-штабных учений, являющихся наиболее важной формой подготовки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств гражданской обороны и РСЧС.

    Изложенный в настоящих Рекомендациях материал следует применять творчески, сообразуясь с конкретными задачами подготовки. Опираясь на положения данных Рекомендаций, необходимо вести постоянную работу по дальнейшему совершенствованию организации и методики проведения учений.

    1. Основы организации командно-штабных учений

    Общие положения

    Командно-штабные учения (далее - КШУ) являются высшей формой совместного обучения руководящего состава и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, комиссий по чрезвычайным ситуациям, сил гражданской обороны и РСЧС.

    Сущность командно-штабного учения заключается в том, что на фоне созданной учебной оперативной (тактической) обстановки обучаемые в составе органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям выполняют комплекс присущих их функциональным обязанностям задач по руководству силами и средствами в соответствии с темой и целями учения.

    Основными целями КШУ являются:

    совершенствование практических навыков должностных лиц органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в организации применения сил и средств, в управлении ими при ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время и решении задач гражданской обороны;

    достижение слаженности в работе органов управления и сил различных уровней при решении задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнении мероприятий гражданской обороны;

    совершенствование вопросов взаимодействия с органами, осуществляющими управление гражданской обороной, а также органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС;

    проверка реальности планов в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    исследование проблемных вопросов гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    КШУ классифицируются:

    по уровню проведения - федеральные, региональные, территориальные и местные;

    по назначению - плановые, специальные, показные, опытные (исследовательские), проверочные;

    по методу проведения - на картах, с проведением практических мероприятий;

    по условиям проведения - совместные и раздельные;

    по числу привлекаемых органов управления - одностепенными и многостепенными.

    На одностепенные учения привлекается руководящий состав одного органа управления, например, краевого.

    На многостепенные учения привлекается руководящий состав двух и более органов управления, например, краевого, городского и районного.

    В целях более полной и всесторонней проверки реальности разработанных планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения готовности сил и средств к выполнению задач, на КШУ могут привлекаться силы территориальных и функциональных подсистем РСЧС и их звеньев для проведения с ними комплексных и тактико - специальных учений.

    В ходе КШУ органы управления размещаются, как правило, на городских пунктах управления и используют существующие средства связи и обмена информацией. При необходимости могут развёртываться дополнительные средства связи. В некоторых случаях (при отработке вопросов химических и радиационных аварий, а также тем военного времени) органы управления могут находиться на запасных и подвижных пунктах управления.

     

    Требования, предъявляемые к организации проведения командно-штабных учений

    КШУ проводятся в соответствии с Планом основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации, Комплексным планом основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России, планами основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций региональных центров, края, города, района, организации, Организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС, а также указаниями соответствующих должностных лиц.

    Характер и особенности каждого учения в решающей степени зависят от экономических, физико-географических, климатических и других особенностей района проведения учения, вероятности возникновения и ожидаемых последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, характерных для данного региона, практического опыта их предупреждения и ликвидации, наличия возможностей (необходимых сил и средств) для защиты населения и территорий от опасностей мирного и военного времени.

    На учениях создаётся сложная и поучительная обстановка, максимально приближенная к имевшим место или наиболее вероятным в данном регионе чрезвычайным ситуациям. Целесообразным является некоторое " уплотнение" аварийных ситуаций (т.е. наращивание обстановки с высокой интенсивностью), что вполне оправдано и с методической и с практической точки зрения, так как позволяет в ограниченное рамками учения время приобрести всем органам управления и силам необходимые навыки для действия в реальных условиях.

    Практическое проведение мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий даёт возможность более полно проверить реальность планов гражданской обороны, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, способствует выработке дополнительных мер, которые необходимо провести для снижения разрушительных последствий военных действий и возможных чрезвычайных ситуаций мирного времени.

    Учения организуются и проводятся по принципу " старший начальник обучает своих подчинённых". Это повышает степень ответственности участников, способствует быстрейшему внедрению в жизнь разработанных в ходе учений мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выработке дополнительных мер, которые необходимо провести для снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также для снижения людских и материальных потерь при применении современных средств поражения в военное время.

    При проведении учений важное значение придаётся выполнению его участниками обязанностей и отработке тех задач, которые им придётся решать в реальных чрезвычайных ситуациях и в особый период.

    По итогам учений намечаются конкретные мероприятия, которые необходимо дополнительно провести для дальнейшего совершенствования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

     

    Организация руководства

     

    Учения проводятся под руководством Министра МЧС России, его заместителей, начальника Сибирского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его заместителей, Губернатора края, его заместителей, начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям края, его заместителей, органов местного самоуправления (городов и районов края), органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городов, районов края, руководителей и органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям организаций.

    Для подготовки и проведения учения создается соответствующий аппарат руководства и посредников. В него обычно входят: руководитель учения, заместители и помощники руководителя учения, штаб руководства, посредники при должностных лицах обучаемых органов управления и привлекаемых на учение силах.

    Состав руководства учения зависит от уровня учения и от объема решаемых в ходе его проведения задач.

    Схема организации руководства учения (вариант) приведена в приложении.

    Руководитель учения несёт личную ответственность за подготовку и качество проведения учения. Он обязан определять и утверждать замысел учения, организовывать разработку наиболее важных документов, определять порядок и сроки разработки документов, подготовки органов управления и сил, мест проведения практических мероприятий, а также осуществлять подготовку руководства учением и посредников.

    Заместители (помощники) руководителя учения обязаны: принимать участие в разработке материалов и проведении мероприятий по подготовке учения в части, их касающейся, разрабатывать частные планы работ по выполнению возложенных на них по учению задач, выполнять другие задачи по решению руководителя учения.

    Штаб руководства является основным органом, обеспечивающим подготовку и проведение учения. Он разрабатывает необходимые документы по учению, обеспечивает подготовку к учению посреднического аппарата, обучаемых органов управления, привлекаемых сил и района учения, организует связь и комендантскую службу. По отношению, к обучаемым штаб руководства выполняет функцию вышестоящего органа управления.

    Начальником штаба руководства, как правило, назначается один из заместителей начальника (руководителя) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. В зависимости от масштабов и целей на учении могут назначаться заместители (помощники) начальника штаба руководства, а также (в удаленных районах проведения учения) создаваться оперативные группы штаба руководства.

    Штаб руководства создается с таким расчетом, чтобы обеспечивалось организационно-методическое руководство учением и управление участвующими в нем органами управления, силами и средствами в роли вышестоящего органа управления. По своей структуре штаб руководства в зависимости от целей учения может быть различным. Он должен включать оптимальное количество должностных лиц, которые организационно входят в группы (как правило, это группы: розыгрыша, организационная, сбора и обобщения информации, подготовки разбора, практических мероприятий, исследований). Кроме указанных могут создаваться группы: экспертов, обеспечения деятельности иностранных наблюдателей, прессы и др.

    Группа розыгрыша является основным органом штаба руководства, обеспечивающим целенаправленную подготовку и поучительное проведение учения. На нее возлагается: при подготовке учения - разработка исходных материалов учения, плана наращивания обстановки и других учебно-методических документов по обеспечению проведения учения; в ходе учения- уточнение содержания ранее разработанных учебно-методических документов, анализ решений обучаемых по учебной обстановке, организация наращивания обстановки и розыгрыша действий обучаемых, а также работы посреднического аппарата.

    Организационная группа решает организационные вопросы по размещению, перемещению и обеспечению работы руководителя учения, его заместителей, помощников, штаба руководства и посредников.

    Группа сбора и обобщения информации в ходе проведения учения проводит анализ разработанных участниками КШУ документов, проверяет соответствие планам временных и количественных показателей, а также качество и своевременность отработки документов, готовит предложения в разбор.

    Группа подготовки разбора разрабатывает планы проведения общего и частных разборов, осуществляет сбор, обобщение и анализ донесений и докладов от посредников, готовит материалы разбора, необходимые карты и схемы.

    Группа организации практических мероприятий разрабатывает план их проведения, осуществляет контроль за подготовкой учебных мест, анализирует действия обучаемых и готовит предложения в разбор по своему направлению.

    Группа исследований разрабатывает документы по организации исследований на учении, обобщает и анализирует результаты исследований при подготовке и в ходе учения, изучает принятые обучаемыми решения, готовит обобщенный отчет по исследуемым вопросам.

    Задачи другим группам штаба руководства определяет начальник штаба руководства командно-штабного учения.

    Посреднический аппарат создается в целях оказания помощи руководителю в проведении учения, в создании для обучаемых сложной обстановки, а также осуществления контроля за работой обучаемых и оценки их действий.

    Посредники назначаются при обучаемых органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и силах, участвующих в КШУ, подчиняются руководителю учения, начальнику штаба руководства и выполняют только их указания.

    На одностепенное учение в зависимости от его темы и учебных целей посредники могут не назначаться, а их обязанности возлагаются на штаб руководства.

    Комплектование посреднического аппарата осуществляется из числа наиболее подготовленных должностных лиц, не привлекаемых на учение в качестве обучаемых, а также из профессорско-преподавательского состава военных академий и училищ. При этом следует учитывать, что посредники должны быть старшими или равными по должности и воинскому званию по отношению к соответствующим обучаемым должностным лицам.

    До начала учения посредники изучают порядок проведения учения, планирующие документы той инстанции, где будут выполнять свои обязанности, задачи, выполняемые обучаемой инстанцией, а также контролируют ход подготовки обучаемых к учению (особенно – привлекаемых к проведению практических мероприятий).

    В ходе учения посредники осуществляют постоянный контроль за действиями обучаемых, наращивают обстановку и осуществляют розыгрыш действий с учетом замысла командно-штабного учения, изучают содержание принимаемых решений, отрабатываемых документов, объективно оценивают работу обучаемых (особенно их практических действий). В сроки, установленные руководителем, представляют материал в разбор учения, готовят и проводят частные разборы.

    Руководству учения и посредникам запрещается раскрывать обучаемым замысел учения, план-календарь проведения учения и план наращивания обстановки.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.