Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Москва§ Юрайт §2012 5 страница






Для государственной регистрации кредитных организаций и получения лицензии на осуществление банковских операций представляются следующие документы:

· заявление с ходатайством о государственной регистрации на имя представителя ЦБ РФ и бизнес‑ план кредитной организации;

· учредительный договор[64];

· устав;

· протокол собрания учредителей;

· свидетельство об уплате государственной пошлины (0, 1% уставного капитала);

· копии свидетельств о государственной регистрации учредителей;

· декларации о доходах учредителей — физических лиц;

· анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера.

Условием получения лицензии является 100%‑ ная оплата в месячный срок со дня уведомления Банком России о положительном решении уставного капитала (УК) кредитной организации. Норматив минимального размера УК устанавливается Банком России.

С 1 января 2010 г. минимальный размер капитала действующего банка должен составлять не менее 90 млн. руб., а с 1 января 2012 г. — не менее 180 млн руб.[65] Он составляется из основного капитала (величины вкладов учредителей или акционеров) и дополнительного.

Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия. Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии должен быть мотивирован.

3.2. Организационная структура банка

Кредитная организация (банк) может быть создана на основе любой формы собственности. Учредителями банка могут быть юридические лица и другие кредитные организации, располагающие средствами, необходимыми для внесения в уставный капитал.

Кредитная организация для выполнения своих функций должна быть упорядочена, т.е. иметь построение, позволя­ющее в соответствии со стратегическими целями деятельности банка эффективно координировать использование финансовых, трудовых, материальных и информационных ресурсов.

Кредитные организации самостоятельно выбирают организационную структуру в зависимости от:

· требований законодательства;

· размера банка и масштабов его деятельности;

· юридического статуса (реализации отношений собственности);

· специализации или универсализации деятельности.

В международной банковской практике наиболее распространены три вида организационных структур: линейная, многолинейная (штабная), линейно‑ штабная. Они базируются на двух основных принципах:

· субординации — инстанции органов управления, принимающих решения;

· функциональной направленности деятельности — разделение управленческих и исполнительских функций на всех уровнях.

Типовая организационная структура коммерческого российского банка включает выделение отделов по видам операций (рис. 3.1):

· кредитные;

· расчетные;

· кассовые;

· вексельные;

· фондовые (с ценными бумагами);

· межбанковские;

· с иностранной валютой;

· комиссионные (посреднические) и др.

Пример организационной структуры одного из крупных коммерческий банков России приведен в приложении 2.

Общее собрание акционеров (пайщиков) является высшим органом управления банком. В его исключительную компетенцию входит:

· принятие устава банка и внесение в него изменений и дополнений;

· реорганизация банка;

· ликвидация банка;

· избрание Наблюдательного совета;

· избрание Председателя правления банка из числа членов Наблюдательного совета;

· формирование уставного капитала;

· утверждение, распределение годовых отчетов, распределение прибыли и убытков.

Наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью банка:

· принимает стратегию банка, определяет приоритетные направления деятельности;

· созывает общие собрания акционеров (учредителей);

· осуществляет контроль над деятельностью банка и Правления;

· утверждает внутренние документы, определяющие порядок деятельности органов управления.

Разработка стратегии развития банка представляет собой сложный и чрезвычайно важный элемент управления кредитной организацией. Она должна учитывать множество факторов, влияющих на ее деятельность. Как правило, стратегия определяет среднесрочные и долгосрочные цели развития организации, но может корректироваться в случае резкого изменения условий ее функционирования (например, возникновения финансового кризиса). В теории менедж­мента выделяют несколько видов стратегий в зависимости от концептуального подхода к управлению[66]. В современных условиях стратегические цели банков включают ориентацию на достижение конкурентных ­преимуществ на рынке и рост рыночной стоимости. Наряду с постановкой базовой цели развития многие кредитные организации формулируют миссию своей деятельности, позволяющую банку позиционировать себя в бизнес‑ среде и обозначить свои конкурентные преимущества. Так, Сбербанк России, как самый крупный банк с долей государственного участия более 57%, является социально ориентированным, обслуживающим большую часть населения России. Однако в последнее время он расширил представление о своей миссии, подчеркнув общенациональное значение своей деятельности как проводника государственной экономической политики.

Исполнительные органы банка — Правление и Председатель правления — осуществляют руководство текущей деятельностью банка и его филиалов.

Организационным ядром деятельности банка является функциональный блок, в который входят подразделения банка, непосредственно оказывающие услуги клиентам (кредитный департамент (отдел), отдел по работе с ценными бумагами, отдел валютных операций, расчетно‑ кассовых операций и т.д.), иногда эти подразделения называют фронт‑ офисом. В последнее время банки ориентируются на клиентские группы: управления по работе с корпоративными клиентами, управления малого и среднего бизнеса, управления розничного бизнеса (физические лица), подразделения по работе с наиболее состоятельными клиентами. Во многих банках используют комбинацию функционального подхода и ориентированного на определенные группы клиентов.

Инфраструктура банка включает отделы и службы, обеспечивающие его нормальное функционирование, — юридические, информационные подразделения, ИТ‑ инфраструктуру, службу безопасности, управление персоналом и, конечно, финансовый блок. Финансовая структура банка включает управление активами и пассивами, планово‑ экономический отдел, бухгалтерию, казначейство, отдел внутрибанковских и межбанковских расчетов и др. Единой, универсальной модели организации деятельности банка не существует, поскольку все банки отличаются по размерам, формам собственности и условиям функционирования.

Контроль над финансово‑ хозяйственной деятельностью банка осуществляет Служба внутреннего контроля, функционирующая на основе положения Банка России от 16.12.2003 № 242 «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах». Суть Положения сводится к приближению внутреннего контроля к международным стандартам банковской деятельности.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение коммерческого банка.

2. Какие функции, операции и сделки в соответствии с законодательством могут выполнять отечественные банки?

3. Какие базовые документы регламентируют процедуру создания банка?

4. Перечислите основные элементы устава банка.

5. Назовите основные этапы создания банков.

6. Какие виды банковских лицензий может иметь банк и кто их выдает?

7. Перечислите основные структурные подразделения банков и их функции.

8. Каковы действующие требования к формированию уставного капитала банка?

9. Чем коммерческий банк отличается от центрального банка и от предприятий и организаций нефинансового сектора экономики?

10. Какая связь и в чем различие стратегии и миссии банка?

11. Назовите основное отличие банковской группы от банковского холдинга; приведите примеры банковских объединений.

12. Перечислите руководящие органы банков разных организа­цион­но‑ правовых форм. Каковы их полномочия?

13. Какие факторы влияют на выбор организацион­но‑ правовой формы и структуры кредитной организации?

14. Чем функциональная модель организации работы банка отличается от модели, ориентированной на конкретные группы клиентов?

15. Какие факторы влияют на организационную структуру банка?

Глава 4
Ресурсы банка

Краткое содержание главы 4

4.1. Формирование и использование собственных средств (капитала) банка

Структура ресурсов банка. Собственные средства (капитал) банка. Источники формирования капитала. Структура капитала банка. Достаточность капитала.

4.2. Привлеченные средства и другие ресурсы банка

Сущность и структура привлеченных средств. Депозитные источники формирования ресурсов банка. Система страхования вкладов. Начисление процентов по вкладам. Недепозитные (заемные) источники формирования ресурсов банка.

4.1. Формирование и использование собственных средств банка

Успешное функционирование банка в значительной степени зависит от его ресурсной базы. Все источники формирования ресурсов отражаются в пассиве баланса банка.

Ресурсы банка — это его собственные средства (капитал) и обязательства (привлеченные средства), используемые для проведения активных операций. Ресурсы банка являются базой формирования его кредитного потенциала. Кредитный потенциал банка представляет собой разницу между суммой всех мобилизованных банком средств и обязательными резервами.

Капитал банка (К) выполняет следующие функции:

· регистрационную — при создании кредитной организации;

· эмиссионную — при формировании акционерного капитала;

· регулирующую — капитальная база расчета экономических нормативов деятельности банка;

· резервную (защитную) — обеспечивает определенные гарантии вкладчикам, кредиторам и клиентам банка;

· оперативную — обеспечивает развитие банка, возможности наращивания объема банковских операций.

На размер и структуру капитала влияют следующие факторы:

· приток средств из внутренних и внешних источников;

· использование собственных средств.

Структура капитала банка отражает процесс его формирования. Базой является уставный капитал банка — величина, зарегистрированная в соответствии с установленным Банком России минимально необходимым размером капитала для вновь создаваемых банков. В дальнейшем эта величина может пересматриваться по решению его собственников, акционеров или пайщиков.

На практике процесс формирования капитала банков осуществляется в соответствии с требованиями положения Банка России от 10.02.2003 № 215‑ П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций».

Капитал делится на:

1) основной (первичный, капитал первого уровня) — акции или паи (УК); эмиссионный доход; часть фондов и часть прибыли отчетного года.

Под основным капиталом КО понимается постоянная (неизменяемая по стоимости) часть капитала, которая может быть использована на покрытие любых убытков;

2) дополнительный (вторичный, капитал второго уровня) — величина, изменяемая в зависимости от изменения стоимости активов КО или рыночных рисков:

· эмиссионный доход, образуемый при продаже акций по цене выше номинала;

· фонды банка (резервы под кредитные риски (первая группа) и часть резервов по ценным бумагам);

Первое место по размеру капитала занимает Сбербанк России (на 01.01.2011 его капитал составил 1271 млрд руб.).

Структура капитала (К) банка отражена в балансе.

В Плане счетов бухгалтерского учета раздел I назван «Капитал и фонды» (см. табл. 4.1), капитал представлен по формам существования (счета первого порядка) и группам собственников (счета второго порядка).

Размер собственных средств (капитала) определяется банком самостоятельно с учетом нормативов, установленных Банком России.

Капитал характеризует финансовую устойчивость любой КО по следующим элементам:

· размер капитала;

· структура (относительные доли составляющих капитала);

· темп роста как капитала в целом, так и его составляющих;

· доля собственных средств — нетто[67].

Перечислим основные источники увеличения капитала банка:

· выпуск акций при акционерной форме организации банка;

· дополнительные взносы пайщиков при паевой форме организации банка;

· использование прибыли и эмиссионного дохода на увеличение капитала (создание резервного и других фондов);

· субординированные долги (кредит, полученный банком в российской валюте на срок не менее пяти лет).

Достаточность капитала — относительный показатель, характеризующий деятельность банка с точки зрения его устойчивости при возникновении различных рисков по активным операциям.

Требования к управлению капиталом банков и расчету норматива достаточности капитала определены Соглашением Базельского комитета, так называемый Базель‑ 2, которое оценивается как международный стандарт, определяющий финансовую устойчивость банков.

Выделены следующие операционные компоненты стандарта:

· определение базовой потребности в капитале;

· интенсивный контроль надзорного органа над соответствием минимальной потребности в капитале качеству организации деятельности банка;

· соблюдение дисциплины рынка.

В инструкции Банка России от 03.12.20112 № 139 03.12.2012 № 139‑ И « Об обязательных нормативах банков» выделены пять групп активов с установленным коэффициентом риска от 0 до 100, в отдельных случаях -150%.

Норматив (Н1) рассчитывается как отношение капитала к его активам, взвешенным с учетом риска:

где К — собственные средства (капитал); А ii ‑ йактив банка; К pi — коэффициент риска i ‑ го актива; Р i — величина резерва, созданная под возможные потери по ссудам; КРВ — величина кредитного риска по инструментам, отражаемым на внебалансовых счетах бухучета (по условным обязательствам кредитного характера); КРС — величина кредитного риска по срочным сделкам; РР — величина рыночного риска, ОР- величина операционного риска, ПК- операции с повышенным риском, ПКр – Кредитные требования к физическим лицам.[68]

Минимально допустимое значение норматива Н1 до 1 января 2010 г. было установлено:

1) для банков с капиталом от 5 млн евро и более:

· с 1 февраля 1999 г. — 8%;

· с 1 февраля 2000 г. — 10%;

2) для банков с капиталом менее 5 млн евро:

· с 1 февраля 1999 г. — 9%;

· с 1 февраля 2000 г. — 11%.

Минимальное значение капитала банков - 180 млн руб. С 1.01.2015 г. не менее 300 млн. руб. Минимально допустимое значение Н1 — 10%.

Общий критерий достаточности капитала: обеспечение максимальной прибыли, с одной стороны, и ликвидности — с другой.

Норматив достаточности капитала определяется как отношение активов, подверженных риску, к собственным средствам банка. Норматив не может быть менее 8%, следовательно, в России требования к капиталу превышают международный стандарт, но методика расчета менее жесткая. Рекомендации Базельского комитета не смогли предотвратить финансовый кризис. Правительства ведущих стран («Группа 20»), объединив усилия в борьбе с кризисом, принимают решение о повышении степени регулирования финансовой системы, а Базельский комитет разрабатывает новые, более жесткие требования к управлению рисками, прежде всего к капиталу банков. Они известны как Базель‑ 3. В рамках первого компонента банкам предложено детально разработанная методология расчета достаточности капитала[69].

Ее суть – повышение качества капитала:

Соотношение К 1-го уровня к А (взвешенных по риску) увеличивается с 4% до 4, 5% и до 6% к 2015 г.

Н1осн./А риск. увеличится к 2015 г. с 2% до 4, 5%

К 2019 г. Н1 – 10, 5% [70]

 

4.2. Привлеченные средства и другие ресурсы банка

Привлеченные средства клиентов и других кредитных организаций составляют второй, значительно превосходящий по размерам, капитал, источник формирования ресурсов банка.

Размер и структура привлеченных средств банка зависит от:

· специализации банка;

· конъюнктуры банковского рынка;

· макроэкономической ситуации;

· регулирующей политики Центрального банка.

Привлеченные средства по источникам формирования делятся на депозитные (вклады) и недепозитные источники.

Структура привлеченных средств (см. рис. 4.1) отражает категории вкладчиков и сроки их привлечения или формы изъятия (до востребования или срочные вклады).

Основная часть привлеченных средств — депозиты в форме вклада или сертификата[71]. С целью привлечения средств банки предлагают разнообразные виды вкладов.

Депозит — денежные средства или ценные бумаги (драгоценные металлы), переданные КО на хранение на определенный срок, подлежат возврату с выплатой процентов.

Депозиты до востребования — бессрочные вклады, изымаемые по частям или полностью в любой срок по требованию вкладчика. Эти средства могут находиться на расчетных (текущих) счетах клиентов и корреспондентских счетах банков.

Расчетные счета — рабочие счета юридических лиц. Их филиалы, бюджетные организации и физические лица могут открывать текущие счета.

Корреспондентские счета — счета по расчетам с другими банками.

Сберегательные вклады населения могут быть как вкладами до востребования, так и срочными в зависимости от условий договора вклада.

Срочный депозит — вклад, по которому устанавливается определенный срок хранения:

· до 30 дней;

· от 31 до 90 дней;

· от 91 до 180 дней;

· от 181 дня до одного года;

· от года до трех лет;

· свыше трех лет.

Наиболее разнообразные виды вкладов предлагает Сберегательный банк России, который привлекает основную часть денежных средств населения. Сберегательный и депозитный сертификат являются ценной бумагой, удостоверяющей сумму вклада, внесенного в кредитную организацию на определенный срок[72].

Оптимальная структура депозитной базы ресурсов банка определяется по критериям ликвидности и доходности.

Депозиты до востребования — дешевый ресурс. Процентные ставки начисляются на остатки средств в минимальных размерах. Низкая ставка уменьшает процентные расходы банка, но их высокая доля может ослабить его ликвидность.

Срочные депозиты — наиболее прогнозируемая часть привлеченных средств, которые могут быть размещены в кредиты на определенные сроки под более высокий процент. Однако чем больше срок депозита, тем дороже этот ресурс для банка.

Все виды вкладов оформляются договором вклада или сберегательной книжкой в соответствии с положениями ГК РФ (гл. 45).

Для защиты интересов вкладчиков Банк России формирует обязательные резервы кредитных организаций по рублевым счетам (сч. 30202) и по счетам в иностранной валюте (сч. 30204), перечисляемые в Банк России. Защитная функция обязательных резервов ограничена: норматив не может превышать 20%. Реальные гарантии дает Федеральный закон от 23.12.2003 № 177‑ ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»[73].

Начисление процентов по вкладам. Процент — это цена ссудного капитала. Его количественное определение — ставка или норма процента. Процент по вкладам — основной стимул привлечения денежных средств. Для банка важно проводить привлекательную для вкладчика процентную политику.

Кредитные организации осуществляют начисление процентов по депозитам в соответствии с положениями ГК РФ, Закона о банках и банковской деятельности и нормативных документов Банка России. Порядок начисления процентов подробно изложен в положении ЦБ РФ от 26.06.1998 № 39‑ П «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» (разд. 2 «Термины и определения»). Положение определяет порядок начисления процентов по активным и пассивным операциям банка, связанным с привлечением и размещением денежных средств его клиентов — физических и юридических лиц, как в национальной валюте Российской Федерации, так и в иностранных валютах, а также с использованием денежных средств, находящихся на банковских счетах, осуществляемым на основании договоров, заключаемых в соответствии с нормами ГК РФ, и порядок отражения в бухгалтерском учете указанных операций.

Уплата (получение) процентов по привлеченным или размещенным денежным средствам осуществляется в денежной форме: юридическими лицами — только в безналичном порядке, а физическими — в безналичном порядке и наличными денежными средствами без ограничения суммы на основании приходных (расходных) кассовых ордеров.

Проценты по привлеченным денежным средствам (во вклады, депозиты, на другие банковские счета) начисляются банком‑ заемщиком в порядке и размере, предусмотренным соответствующим договором и пунктом 3.5 Положения (разд. 4 «Порядок начисления банком процентов по привлеченным средствам»).

Перечислим факторы, воздействующие на процентную ставку:

· ставка рефинансирования ЦБ РФ;

· ставки, выплачиваемые другими банками;

· срок и размер вклада;

· вид вклада;

· способы начисления процентов, используемые банками.

Способы начисления процентов по вкладам. Общим условием начисления процентов на конкретный вклад является использование годовой ставки процента. Сумма начисленных за год процентных денег вычисляется по формуле

(1)

где Iгод — годовая сумма процентных денег; Р — сумма, на которую начисляется процент; i (%) — годовая ставка процентов.

При продолжительном вкладе в несколько лет (n):

(2)

В случае, когда срок вклада меньше года (например, шесть месяцев), сумма процентных денег вычисляется по формуле

(3)

или в днях:

(4)

Сумма депозита с начисленными на нее процентами представляет собой наращенную сумму вклада, она может быть начислена по способу использования либо простого либо сложного процента.

При простой ставке процент начисляется на исходную величину вклада. Сложная ставка процентов начисляется в каждый последующий период на первоначальную сумму депозита с начисленными за предыдущие периоды процентами, так называемая капитализация процентов. Она применяется, как правило, в долгосрочных операциях.

Наращение по сложным процентам определяется по формуле

(5)

где S — наращенная сумма; P — первоначальная сумма вклада; i — годовая ставка сложных процентов; n — срок ссуды; (1 + i) n — множитель наращения.

Если n — целое число лет, то:

· через год S составит P(1 + i); (6)

· через два года — P(1 + i)(1 + i) = P(1 + i)2; (7)

· через три года — P(1 + i)(1 + i)(1 + i) = P(1 + i)3; (8)

· через n лет — P(1 + i) n. (9)

Если в течение года установлены несколько периодов начисления (m), например ежемесячно, а число периодов начисления — n, проценты будут начисляться по ставке i/m. Наращенная сумма составит

(10)

При наращении суммы вклада по сложным процентам он увеличивается в геометрической прогрессии, а при наращении по простым ставкам процента — в арифметической прогрессии.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите основные пассивные операции коммерческого банка.

2. Дайте определение кредитному потенциалу банка.

3. Перечислите функции капитала банка.

4. Охарактеризуйте структуру капитала банка.

5. Назовите минимальный размер капитала банка на текущий год.

6. Чему равен норматив достаточности капитала и как он рассчитывается?

7. Какую роль в формировании ресурсной базы банка играют собственные и привлеченные средства?

8. Каковы основные элементы собственного капитала банка?

9. Какие требования к управлению капиталом кредитной организации выдвигает Базельский комитет?

10. Каким документом установлен норматив достаточности капитала и порядок его расчета?

11. Каково назначение привлеченных средств в организации деятельности банка?

12. Определите сущность и содержание понятия «депозит». Какие виды депозитов вам известны?

13. В каких случаях банки используют недепозитные источники формирования ресурсов?

14. Какие депозитные продукты предоставляют отечественные банки?

15. В каких формах могут существовать депозиты до востребования?

16. В каких случаях целесообразно начисление простого процента по вкладу, а в каких — сложного процента?

17. Какие факторы определяют депозитную политику банка?

18. Что понимается под стабильностью ресурсной базы банка и как она влияет на его финансовую устойчивость?

19. Какую роль играет депозитная политика банков в повышении доверия клиентов к банковской системе?

20. Каковы особенности действующей в России системы страхования вкладов граждан?

Глава 5
Финансовая отчетность банка и основные показатели его деятельности

Краткое содержание главы 5

5.1. Особенности финансовой отчетности банков

Виды финансовой отчетности.

5.2. Баланс банка

Структура и принципы построения баланса. Особенности учета активных и пассивных операций.

5.3. Ликвидность и платежеспособность банка

Понятие ликвидности банка и ликвидности баланса банка. Понятие платежеспособности банка. Обязательные нормативы деятельности банков. Инструкция Банка России № 110‑ И.

5.4. Рейтинг банков

Понятие банковского рейтинга, его цели и виды. Зарубежные и отечественные подходы к оценке банков. Основные финансовые показатели деятельности банков.

5.1. Особенности финансовой отчетности банков

Эффективная работа банка зависит от разнообразных факторов, влияющих на его финансовую устойчивость. Все операции банков подвержены рискам, поэтому их клиенты, инвесторы и контрагенты нуждаются в определенных гарантиях возвратности вложенных в банки денежных средств. Особое значение в современных условиях имеет прозрачность деятельности всех участников рынка, прежде всего кредитных организаций. Она достигается полнотой финансовой информации об их деятельности.

Банки составляют следующие виды финансовой отчетности: обязательную бухгалтерскую отчетность, предоставляемую в Центральный банк РФ[74], публикуемую отчетность (в СМИ и на интернет‑ сайтах)[75], отчетность, составляемую в соответствии с МСФО с 1 января 2004 г.

Кроме того, банки обязаны представлять ежемесячно отчет о выполнении экономических нормативов деятельности, отчет о кассовых оборотах и ежеквартально — данные, характеризующие кредитный портфель и расход клиентами — юридическими лицами средств на потребление. Требования к составу и содержанию отчетности российских банков изложены в указании Банка России от 16.07.2012 №2851-У от 16.01.2004 № 1376‑ У «О правилах составления и представления отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» (в ред. от 09.02.2009). Основные показатели, характеризующие деятельность банков, определены в указании Банка России от 30.04.2008 № 2005‑ У «Об оценке экономического положения банков».

5.2. Баланс банка

5.2.1. Структура и принципы построения баланса

В отечественной практике синтезирующим источником информации о деятельности банка является бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Правила ведения бухгалтерского учета в КО, изложенные в положении Банка России от 16.07.2012 №385-П 26.03.2007 № 302‑ П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». Принципы и качественные характеристики бухгалтерского учета изложены в пункте 1.12 Правил. № 302‑ П.

Баланс банка — сводный итоговый документ, отража­ющий обобщенные статьи пассивных и активных операций на определенную дату. В отличие от других хозяйствующих субъектов банковский баланс составляется ежедневно.

Балансы банков строятся по унифицированной форме, установленной ЦБ РФ. Достоверность балансов подтверждается аудиторскими проверками. Бухгалтерский баланс в полной мере должен отражать операции, проводимые банком, служить базой для принятия управленческих решений, отражать реально получаемую прибыль.

Информация о движении средств формируется в процессе бухгалтерского учета и отражается на соответствующих счетах. В балансе банка отражено состояние собственных (капитала) и привлеченных средств банка и их размещение (активные операции). Анализ банковского баланса позволяет определить такие финансовые показатели, как ликвидность, доходность, степень риска отдельных операций банка и их источники.

Балансовые счета группируются по видам операций на основе однородности, ликвидности и срочности. Активы упорядочены по степени снижения ликвидности, пассивы — по уменьшению степени востребованности.

На внебалансовых счетах отражаются ценности и документы, не влияющие на актив и пассив баланса (например, бланки строгой отчетности, инкассо, документы и ценности, принятые на хранение).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.