Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Москва§ Юрайт §2012 4 страница






3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9) осуществляет надзор над деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор);

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно‑ кредитных, валютно‑ финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные; осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом;

19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

 

С 1 сентября 2013 года Банку России передаются полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (в соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков").

 

2.1.1. Операции Банка России

Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством РФ, которые являются инструментами реализации его функций и закреплены в гл. 8 Закона № 86‑ ФЗ, для достижения целей, предусмотренных этим законом:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете; предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более одного года российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня. Перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения кредитоспособности получателей кредитов, и их необходимых минимальных показателей, дополнительные требования к получателям кредитов, а также порядок и условия предоставления соответствующих кредитов устанавливаются Советом директоров;

2) покупать и продавать ценные бумаги на открытом рынке, а также продавать ценные бумаги, выступающие обеспечением кредитов Банка России;

3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

7) выдавать поручительства и банковские гарантии;

8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории РФ и территориях иностранных государств;

10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Структура пассивных и активных операций Банка России представлена в его балансе (табл. 2.1).

2.1.2. Организационная структура Банка России

Высшим органом Банка России является Совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности и осуществляющий руководство и управление Банком России. Совет директоров состоит из 15 членов, включая Председателя Банка России, и назначается на 5 лет. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на 5 лет большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент РФ не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России (ст. 14 Закона № 86‑ ФЗ)[50].

При Банке России действует Национальный банковский совет — коллегиальный орган Банка России. Его численность составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — Президентом РФ, трое — Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России (ст. 12 Закона № 86‑ ФЗ).

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Число департаментов, входящих в структуру Банка России, периодически изменяется в зависимости от необходимости выполнять те или иные функции (на 2012 г. их было 29, в н.в. структура ЦБ РФ претерпевает изменения).

В соответствии с законодательными новеллами для реализации надзорных функций ЦБ РФ на финансовом рынке создан Комитет финансового надзора.

2.2. Инструменты и методы денежно‑ кредитной политики Банка России

Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно‑ кредитную политику.

Основные цели денежно‑ кредитной политики:

· достижение финансовой стабилизации;

· снижение темпов инфляции;

· укрепление курса национальной валюты;

· обеспечение устойчивости платежного баланса страны;

· создание условий для стимулирования экономического роста

 

Новая редакция ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), ст.34 гласит: «Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе при формировании условий сбалансированного и устойчивого экономического роста».

2.2.1. Типы денежно‑ кредитной политики

В зависимости от состояния хозяйственной конъюнк­туры выделяются два основных типа денежно‑ кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Рестрикционная денежно‑ кредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков путем повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно‑ кредитная политика может быть использована в целях как борьбы с инфляцией, так и сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежно‑ кредитная политика сопровождается, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок и понижением уровня процентных ставок.

По масштабам воздействия денежно‑ кредитная политика может быть тотальной и селективной. При тотальной денежно‑ кредитной политике мероприятия ЦБ РФ распространяются на все кредитные учреждения, при селективной — на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности.

В соответствии с целями и типом проводимой Банком России денежно‑ кредитной политики определяются ее конкретные методы и инструменты. Тот или иной тип денежно‑ кредитной политики в чистом виде встречается нечасто. Как правило, центральные банки используют сочетание тех или иных инструментов и методов, наиболее соответствующих сложившейся ситуации на финансовых рынках.

В соответствии со ст. 35 Закона № 86‑ ФЗ основными инструментами и методами денежно‑ кредитной политики Банка России являются[51]:

· процентные ставки по операциям Банка России;

· нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

· операции на открытом рынке;

· рефинансирование кредитных организаций;

· валютные интервенции;

· установление ориентиров роста денежной массы;

· прямые количественные ограничения;

· эмиссия облигаций от своего имени.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции (известны ставка рефинансирования, учетная, депозитная, ломбардная ставки). В практике Банка России ведущую роль играет ставка рефинансирования.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России других банков.

Для проведения операций с векселями может быть установлена и самостоятельная, учетная ставка. Ломбардной является процентная ставка по краткосрочному кредиту банкам под залог государственных ценных бумаг.

С 1998 г. широко используются ставки по депозитным операциям Банка России. С конца 1999 г. устанавливались ставки по девяти видам депозитов ежедневно с учетом рыночной конъюнктуры. Ставки по депозитам Банка России характеризуют реальную цену денег на денежном рынке[52]. Депозитные операции введены с целью поддержания банковской ликвидности.

Регулируя уровень ставок по рефинансированию, ЦБ РФ влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса коммерческих банков на кредит. Повышение официальных ставок затрудняет для КБ возможность получить кредитные ресурсы, а в результате и возможность расширять операции с клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые КБ самостоятельно в соответствии с условиями рынка кредитных ресурсов и не находящиеся под прямым контролем ЦБ РФ. В России в условиях роста инфляции ставка рефинансирования изменялась многократно. В отдельные годы она несколько раз повышалась или снижалась (например, в течение 2000 г. ставка рефинансирования снижалась пять раз). В 2008 г. в связи с развитием кризиса ставка рефинансирования росла, а в 2010 г. Банк России проводил политику постепенного снижения ставки. Своего исторического минимума она достигла в июне 2010 г. — 7, 75%[53].

в 2013 г. ставка сохранялась на уровне - 8, 25%.[1] Для сравнения ставки ФРС США и ЕЦБ (Европейский центральный банк) находятся соответственно на уровне 0, 25% и 0, 50%. Это чрезвычайно низкие ставки, решение об их сохранении или изменении принимает государственный регулятор.

 

Между величиной ставки рефинансирования и рыночными процентными ставками нет прямой зависимости: они могут отклоняться от ставок Банка России в ту или иную сторону. Ставка рефинансирования — индикатор рынка, влияющий на все остальные ставки процента. Если банки не реагируют на сигнал ЦБ РФ, регулятор по закону не может их принудить установить какие‑ то конкретные ставки. Однако в отдельных случаях Банк России переходит от рекомендаций к надзорным мерам[54].

 

2.2.2. Резервные требования

Резервные требования используются в качестве инструмента регулирования масштабов кредитно‑ депозитной эмиссии и величины денежной массы.

Минимальные резервы выполняют следующие функции:

· как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств КБ по депозитам их клиентов;

· минимальные резервы являются инструментом, используемым ЦБ РФ для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных требований Банк России регулирует масштабы активных операций КБ, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в ЦБ РФ превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте превосходит необходимую потребность, Банк России проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления в Фонд обязательных резервов Банка России (ФОР). Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

В настоящее время норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к объему привлеченных коммерческими банками средств. Ставки могут быть дифференцированными по видам депозитов или едиными[55]. Порядок расчета отчислений в ФОР установлен положением Банка России от 29.03.2004 № 255‑ П «Об обязательных резервах кредитных организаций».

 

Операции на открытом рынке (open market operation) — операции купли‑ продажи Банком России государственных ценных бумаг, прежде всего с коммерческими банками, приводящие к изменению объема денежной массы. Покупая (или продавая) дополнительное количество облигаций, например ГКО, Правительство РФ при посредничестве Банка России устанавливает такие цены (номинал облигаций) и доходность по ним (процентная ставка), которые должны стимулировать участников денежного рынка покупать ГКО при высоком уровне доходности и снижать спрос на них — при низком. В первом случае масса денег в обращении сокращается, во втором — увеличивается. Теоретически снижение процентных ставок должно способствовать росту капиталовложений (реальных инвестиций), однако прямой зависимости здесь нет; должно быть еще много других стимулирующих факторов (налоги, риски и т.д.).

Валютное регулирование осуществляется путем проведения валютных интервенций Банка России, т.е. куп­ли‑ прода­жи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

 

В случае недостатка в стране твердой валюты ЦБ РФ может ввести ограничения на ее покупку и продажу — валютный контроль, позволяющий повысить внешнюю и внутреннюю стабильность национальной валюты.

Период с 2000 по 2008 г. в силу благоприятной для России конъюнктуры мирового рынка характеризовался значительным чистым экспортом, что обеспечивало приток иностранной валюты. Однако при определенных условиях это может привести к росту инфляции. Поэтому в качестве важнейшего направления денежно‑ кредитной политики было определено снижение избыточной массы денег (стерилизация).

В связи с изменениями, внесенными в валютное законодательство РФ, с 1 января 2007 г. отменен ряд ограничений на валютные операции резидентов и нерезидентов. Система валютного регулирования (Банк России и Правительство РФ являются органами валютного регулирования, а уполномоченные банки — агентами валютного регулирования) стала развиваться по пути либерализации внешнеэкономической деятельности, что обусловило переход к рыночному регулированию валютного курса[56].

Денежно‑ кредитная политика Банка России в целом ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России стремится гибко реагировать на изменение реального спроса на деньги, снижение или рост процентных ставок, инфляционные ожидания и темпы инфляции, обеспечивая укрепление реального валютного курса рубля и стабильность финансовых рынков.

Основными целевыми ориентирами денежно‑ кредитной политики в последние годы было:

· обеспечение низкого уровня инфляции;

· укрепление национальной валюты с использованием режима плавающего валютного курса;

· снижение процентных ставок и постепенная переориентация денежных потоков из финансового в реальный сектор экономики.

В условиях финансового кризиса Банк России был вынужден скорректировать денежно‑ кредитную политику. В большей степени это коснулось использования обязательных резервов и политики рефинансирования. Наряду с изменением ставки рефинансирования Банк России ввел новые инструменты кредитования банков. Так, было принято решение выдавать российским кредитным организациям
кредиты без обеспечения на срок не более шести месяцев для увеличения ликвидности банков (предотвращения кризиса платежеспособности)[57]. Механизм выдачи кредитов без обеспечения — кредитный аукцион, который проводится Банком России как процентный конкурс заявок кредитных организаций на участие в кредитном аукционе. Кредитный аукцион проводится с использованием системы торгов ММВБ.

Валютная политика Банка России в условиях кризиса также претерпела изменения. Резкие, непредсказуемые колебания курсов доллара США и евро потребовали корректировки структуры бивалютной корзины, преодоление кризиса ликвидности привело к резкому снижению золотовалютных резервов. В этих сложных условиях Банк России в целом успешно использовал все доступные ему инструменты и методы валютного регулирования.

В настоящее время Правительство РФ и Банк России в качестве основного направления денежно‑ кредитной политики определили борьбу с инфляцией в соответствии с основными параметрами прогноза социаль­но‑ экономиче­ского развития страны[58].

2.3. Банковское регулирование и надзор

Цели и задачи банковского регулирования и надзора. В соответствии с Законом № 86‑ ФЗ Банк России является органом регулирования и надзора над деятельностью кредитных организаций. Главная цель надзорной деятельности ЦБ РФ — поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Исходя из этой цели Банк России должен решать следующие задачи:

· предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);

· защищать интересы вкладчиков и кредиторов;

· не допускать монополизацию финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;

· способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.

Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:

· макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;

· социально‑ экономические приоритеты развития общества;

· совершенство законодательной базы;

· проводимая Банком России кредитная политика;

· степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;

· исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.

В международной банковской практике известны четыре способа организации банковского регулирования и надзора:

1) под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны);

2) под эгидой правительства, как правило, в лице министерства финансов (Франция);

3) независимое агентство несет ответственность перед парламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора — Германия);

4) смешанный тип организации, например в США — Федеральная резервная система (ФРС), Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД), Контролер денежного обращения (КДО), Федеральный комитет открытого рынка (ФКОР).

Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и более либеральный (защитное регулирование). На практике чаще используется сочетание этих методов. Зарубежная банковская теория использует термин «разумный банковский надзор» (рис. 2.2).

Механизм регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности. Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные.

Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты (например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки).

Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ РФ поведение коммерческих банков).

Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля над их исполнением.

Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся прежде всего на законах «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и нормах международного банковского права[59]. Они предполагают использование как административных, так и экономических методов.

Надзорные методы нацелены на организацию контроля над выполнением банковского законодательства и инструкций ЦБ РФ.

В структуре Банка России действуют специальные подразделения — Департамент банковского регулирования и надзора и Главная инспекция кредитных организаций. Надзор над деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:

· анализ отчетности коммерческих банков, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;

· проверка отдельных направлений деятельности или кредитной организации в целом представителем Банка России (ревизия на месте);

· проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России;

· стресс‑ тестирование, направленное на проверку и мониторинг кредитных организаций с наиболее высокой концентрацией рисков.

Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и отчеты о прибылях и убытках.

Если в результате надзорной деятельности Банк России выявил нарушение коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право:

· взыскать штраф;

· назначить временную администрацию для управления проблемным банком;

· отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Основные тенденции развития банковского регулирования и надзора в России:

· постепенный переход на международные стандарты регулирования и надзора;

· введение системы «раннего оповещения» и «быстрого реагирования» на появление проблемных кредитных организаций;

· укрепление банковского менеджмента[60];

· совершенствование методов банковского регулирования и надзора;

· ограничение деятельности финансово несостоятельных кредитных организаций[61].

Совершенствование регулирования и надзора Банк России определяет в соответствии с «Базовыми принципами эффективного надзора за банковской деятельностью», сформированными Базельским комитетом[62].

С 31 декабря 1999 г. все кредитные организации обязаны публиковать в СМИ ключевые показатели своей деятельности:

· баланс;

· отчет о прибылях и убытках;

· размер капитала;

· норматив достаточности капитала (Н1);

· величину резервов на возможные потери по ссудам и иным активам.

Банк России публикует сводный отчет «О финансовом состоянии» крупных кредитных организаций.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте этапы становления и развития Банка России.

2. Сформулируйте основные цели деятельности Банка России и определите его статус.

3. Перечислите основные функции Банка России, укажите базовые функции в соответствии с Конституцией РФ. В чем выражается противоречие в текстах Конституции РФ и Закона о Банке России в отношении трактовки основной функции Банка?

4. Назовите основные операции Банка России.

5. Какой смысл вложен в определение ЦБ РФ как «банка банков»?

6. Раскройте содержание эмиссионной функции Банка России.

7. Кто является в настоящее время Председателем Банка России?

8. В чем сущность денежно‑ кредитной политики, каковы ее функции?

9. Какие факторы влияют на денежно‑ кредитную политику Банка России?

10. Каков механизм реализации денежно‑ кредитной политики?

11. Дайте характеристику основных направлений денеж­но‑ кредит­ной политики за последние пять лет и на текущий год.

12. Перечислите основные цели и задачи банковского регулирования и надзора.

13. Назовите способы организации банковского регулирования и надзора. Укажите основные инструменты и методы надзора.

14. Охарактеризуйте основные тенденции и задачи развития банковского надзора в России.

15. Чем обусловлена необходимость перехода банковской системы России на международные стандарты регулирования и надзора?

16. Какие правовые и организационные меры предприняты Банком России в последние три — пять лет в целях повышения эффективности функционирования банковского сектора?

 

Глава 3
Основы организации деятельности кредитных организаций

Краткое содержание главы 3

3.1. Организационно‑ правовые основы создания и функционирования кредитных организаций

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». Порядок учреждения кредитных организаций. Регистрация банков и лицензирование банковской деятельности. Устав банка.

3.2. Организационная структура коммерческого банка

Филиалы и представительства кредитной организации. Банковские объединения. Внутренний контроль в банках.

3.1. Организационно‑ правовые основы создания и функционирования кредитных организаций

Кредитные организации России осуществляют свою деятельность на основе Федерального закона от 03.02.1996 № 17‑ ФЗ «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон № 17‑ ФЗ) (с учетом изм. и доп.).

Кредитные организации могут быть трех видов: банки, небанковские кредитные организации и иностранные банки. В соответствии с Законом № 17‑ ФЗ любая кредитная организация — это юридическое лицо, которое на основании лицензии Банка России осуществляет банковские операции с целью извлечения прибыли.

Банки имеют право осуществлять все банковские операции, перечисленные в указанном законе, а небанковские организации — только установленные для них Банком России.

К банковским операциям относятся:

· привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

· размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

· открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

· осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков‑ корреспондентов, по их банковским счетам;

· инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

· купля‑ продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

· привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

· выдача банковских гарантий.

Кредитная организация (КО) вправе осуществлять сделки — услуги клиентам: трастовые, лизинговые, консультационные, информационные и др., а также ведет профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством.

Порядок регистрации и лицензирования установлен в Законе № 17‑ ФЗ (гл. 2) и подробно изложен в инструкции ЦБ РФ от 02.04.2010 № 135‑ И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организации и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»[63].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.