Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Москва§ Юрайт §2012 3 страница






Период с 1991 г. по август 1995 г. характеризуется банковским бумом и перекачиванием значительной доли национальных финансовых ресурсов в банковский сектор. К началу 1995 г. в стране насчитывалось около 2500 банков и 5500 филиалов КБ (без Сбербанка России). Банки интенсивно наращивали свои активы. В 1995 г. уже шесть российских банков входили в число 1000 крупнейших банков мира. Однако в целом система была слабой и неустойчивой, что привело к кризису рынка межбанковских кредитов (МБК). Кризис выразился в массовой неплатежеспособности банков и резком сокращении их числа (до 1675 к началу 1998 г.). Кризис 1995 г. носил локальный характер, но имел объективные причины (как общие — для стран с переходной экономикой, так и отражавшие национальные особенности социально‑ политической и экономической ситуации в России того периода).

В начале 1990‑ х гг. закладывались основы современной банковской системы России. Многие проблемы, противоречия и диспропорции, возникшие в те годы, напоминают о себе и в настоящее время. О них надо знать, чтобы успешно решать задачи развития банковской системы сегодня.

Основные характеристики банковского сектора экономики:

· стихийный быстрый рост числа КБ с количественным преобладанием средних и мелких кредитных учреждений и нерациональной географией размещения;

· абсолютное преобладание универсальных КБ, ориентированных на спекулятивные операции, приносящие сверхдоходы;

· большинство банков с низким уровнем уставного капитала и слабой депозитной базой;

· низкий профессионализм сотрудников вновь созданных банков;

· ограничение деятельности банков сферой денежного рынка (МБК, валютный рынок, с 1994 г. — рынок государственных краткосрочных облигаций — ГКО) и последовательное сокращение операций по обслуживанию реального сектора экономики. Доля долгосрочного кредитования в кредитных операциях банков в 1995 г. составляла около 4%;

· рост числа правонарушений в банковской сфере.

Негативные факторы функционирования банковского сектора:

· макроэкономические факторы: высокий уровень инфляции, продолжительный и глубокий спад общественного производства, нарастание структурного неравновесия в экономике, сокращение реальных доходов населения, слабость платежной системы и др.;

· несовершенство банковского законодательства — отсутствие ряда важнейших законов, регулирующих деятельность всех участников финансового рынка, наличие существенных противоречий в действующем законодательстве;

· слабость и противоречивость денежно‑ кредитной политики и надзорной деятельности Банка России;

· неравновесная, деформированная институциональная структура банковского сектора;

· низкий уровень банковского менеджмента.

Отличительные черты институциональной структуры банковского сектора экономики:

1) по происхождению выделяются следующие группы банков:

· государственные и полугосударственные банки[32] (Сбербанк России, Внешторгбанк, Внешэкономбанк);

· банки, преобразованные из бывших спецбанков (Промстройбанка СССР, Агропромбанка СССР, Жилсоцбанка), но по‑ прежнему опирающиеся в большей или меньшей степени на государственную поддержку («Промстройбанк», «Уникомбанк», «Возрождение» и др.);

· корпоративные банки, формировавшиеся, как правило, на отраслевой основе, — «министерские» банки («Авиабанк», «Автобанк», «Промрадтехбанк» и т.п.). Для банков, связанных с достаточно устойчивыми отраслями, открывалось много преимуществ, в том числе по использованию средств госбюджета, перечисляемых для обслуживания этих отраслей. Банки, обслуживающие предприятия гибнущих отраслей, часто становились банкротами;

· новые коммерческие банки, не имеющие советского прошлого, следовательно, не имеющие государственной поддержки. Они оказались в самом тяжелом положении: без опыта, связей и сильной ресурсной базы. Эти банки неоднородны по своей структуре, размерам, характеру деятельности. Многие из них криминализированы.

В ходе конкурентной борьбы из этих групп сформировалась банковская элита, включающая примерно два десятка крупнейших банков национального уровня и региональные элитные банки;

2) причины формирования банковской элиты:

· неравномерное распределение финансового капитала.

На долю крупнейших банков приходится 1/3 активов банковской системы, они тесно сращиваются с ее естественными монополистами: предприятиями ТЭК, связи и т.п.;

· тесная связь наиболее устойчивых в финансовом отношении КБ с властными структурами, возможность доступа к важной экономической информации и ресурсам госбюджета;

· слаборазвитая инфраструктура банковского сектора.

Кризис августа 1995 г. стал первым сигналом о неблагополучии в реформировании банковского сектора экономики. Этот сложный период становления банковской системы рыночного типа поставил перед руководством страны и Банком России вопрос о необходимости разработки концепции ее развития и принятии мер, обеспечивающих устойчивость банковского сектора.

Период с августа 1995 г. по август 1998 г. характеризуется существенной трансформацией кредитной системы России, проявившейся в следующем:

· сокращение числа КБ;

· устойчивый рост числа крупных кредитных организаций с объявленным уставным капиталом свыше 30 млрд руб. (в 1997 г. — 20% КБ);

· усиление концентрации и централизации банковского капитала (совокупные активы 30 крупнейших банков на 1 марта 1998 г. составили 60% активов банковской системы);

· совершенствование нормативно‑ правовой базы путем внесения изменений в действующие законодательные и нормативные акты и принятия новых;

· активизация деятельности Центрального банка РФ по повышению надежности банковской системы, ужесточение системы банковского контроля и надзора.

Из законодательных мер государства по совершенствованию банковской системы принципиальное значение имело принятие новой редакции Закона «О банках и банковской деятельности» (от 03.02.1996 № 17‑ ФЗ). В статье 2 Закона было дано определение банковской системы России: «Банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России».

В новой редакции Закона термин «коммерческие банки» был заменен на термин «кредитные организации» (КО), которые подразделялись на две группы: кредитные организации банковского типа (банки) и небанковского типа (инвестиционные и страховые компании, пенсионные фонды и т.д. (см. рис. 1.3). Кроме того, предусматривалась возможность открытия филиалов и представительств иностранных банков на территории Российской Федерации. Структура банковской системы представлена на рис. 1.5.

Союзы и ассоциации КО не являются юридическими лицами, это добровольные профессиональные объединения, правовой статус которых определен в статье 3 Закона № 17‑ ФЗ. О деятельности групп и холдингов говорится в статье 4 Закона.

Банковской группой признается не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).

Банковский холдинг — это не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).

Позитивные сдвиги оказались временными, а кризисные явления пустили глубокие корни. Диспропорции в экономике нарастали, Банку России благодаря благоприятной конъюнктуре на мировом рынке нефти удалось сбить инфляцию, стабилизировать курс национальной валюты, определить в качестве стратегической цели развития банковской системы интеграцию в международное банковское сообщество. Однако серьезные преобразования в банковском секторе провести не удалось. В августе 1998 г. был объявлен дефолт по государственным обязательствам[33].

Причины и факторы кризиса августа 1998 г.

· внешние факторы: кризисы на международных финансовых и товарно‑ сырьевых рынках (падение мировых цен на нефть), миграция международного спекулятивного капитала (в том числе уход иностранного капитала из России);

· внутренние факторы: неадекватная денежно‑ кредитная политика государства, слабость механизмов контроля над финансовым рынком страны и надзора над банковской деятельностью;

· недостаточность капитала (собственных средств) у кредитных организаций (КО);

· слабость банковского менеджмента вообще и особенно риск‑ менеджмента;

· ориентация банковского менеджмента на спекулятивные операции на финансовых рынках и ограниченность кредитования реального сектора экономики;

· активный рост заимствований российских банков на международных финансовых рынках в силу ограниченности возможностей наращивания ресурсной базы в России;

· высокая зависимость КО от бюджетных средств.

Поводом к началу кризиса явился дефолт по ГКО‑ ОФЗ[34] и девальвация рубля.

Последствия кризиса:

· сокращение количества КО;

· удар по ресурсной базе КО (суммарный капитал (без Сбербанка России) сократился с 1 августа по 1 октября 1998 г. на 37, 6%);

· убытки банковской системы (без Сбербанка России) с 1 августа 1998 г. по 1 января 1999 г. составили около 30 млрд руб.;

· резко снизилось доверие как к КО, так и к Центральному банку РФ и Правительству страны;

· снижение международного кредитного рейтинга страны.

Основной вывод: банковский кризис 1998 г. носил системный характер, вскрыл глубинные противоречия переходного периода, но не разрешил их в полной мере.

Период с августа 1998 г. по 2003—2004 гг. имел целью восстановление жизнеспособности банковской системы путем ее реструктуризации.

Главные задачи этого периода:

· быстро очистить банковскую систему от неплатежеспособных банков (Федеральные законы от 25.02.1999 № 40‑ ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», от 08.07.1999 № 144‑ ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций»)[35];

· нарастить собственный капитал дееспособных КО;

· повысить качество банковского менеджмента;

· создать стимулы экономического роста;

· повысить прозрачность банковской деятельности;

· перейти на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и управления банковскими рисками;

· создать конкурентную банковскую среду (в том числе за счет привлечения иностранных банков).

Решая эти задачи, Банк России разделил все банки на три категории по степени их финансовой устойчивости с целью принятия адекватных мер надзора над этими организациями (табл. 1.5)[36].

Таблица 1.5

Распределение активов банковской системы по кредитным организациям, классифицированным по финансовой устойчивости (%)

  01.01.1999   01.01.2000   01.07.2000   01.10.2000  
Финансово устойчивые кредитные организации   54, 2       86, 4  
Кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности   19, 8   3, 9   7, 8   7, 1  
Кредитные организации, находящиеся в критическом финансовом положении   25, 7   10, 7   8, 3   6, 6  

 

Задачи преодоления последствий кризиса 1998 г. к 2000 г. были в основном решены. АРКО успешно завершило реструктуризацию проблемных кредитных организаций к 2003 г. Тогда же банковская система достигла по основным показателям уровня августа 1998 г.

Задачи нового этапа развития были сформулированы в официальном документе Правительства РФ и Банка России «Стратегия развития банковского сектора». Стратегия реализовывалась в два этапа: с 2001 по 2004 г. и с 2004 по 2008 г. Третий этап рассчитывался на 2008—2012 гг. и в долгосрочной перспективе — до 2020 г.[37]

Целью государственной политики в кредитной сфере является формирование конкурентоспособного российского банковского сектора, способного развиваться на собственной основе, быть эффективным инструментом обеспечения устойчивого экономического роста, локомотивом национальной экономики. Приоритетная задача — эффективное позиционирование российского банковского сектора на международных финансовых рынках.

Проблема конкурентоспособности российской банковской системы остро встала в связи со стремлением России вступить в ВТО и постановкой государственной задачи превращения Москвы в международный финансовый центр.

Под конкурентоспособностью банковской системы России понимается ее способность конкурировать с банковскими системами стран с развитой рыночной экономикой. Уровень конкурентоспособности определяется ее функциональной ролью в экономике Российской Федерации, степенью финансовой устойчивости и транспарентности (прозрачности) деятельности, качеством корпоративного управления, соответствием основных показателей банковской деятельности международным стандартам.

Важнейшими при определении конкурентоспособности банковской системы являются показатели:

· отражающие масштаб банковской системы (включая их соотношение с важнейшими макроэкономическими показателями — отношение активов и капитала банков к ВВП, отношение выданных кредитов и привлеченных вкладов к ВВП и др.);

· характеризующие объемы активов и капитала крупнейших российских банков по сравнению с банками развитых стран;

· характеризующие устойчивость, ликвидность кредитных организаций и банковской системы в целом;

· характеризующие уровень насыщения банковскими услугами (количество кредитных организаций, их филиалов, распределение капитала банков по территории страны);

· характеризующие доступность банковских услуг населению;

· рентабельность банковской системы;

· ценовая характеристика банковских услуг.

Обеспечение конкурентоспособности банковской системы России обусловлено ее переходом на международные стандарты банковской деятельности. С 2004 г. банки России уже работают по МСФО, однако им предстоит выйти на стандарты банковского капитала, управления банковскими рисками, банковского менеджмента и т.д. Решение этих задач сдерживается рядом факторов, среди которых специалисты выделяют следующие:

· масштабы российской банковской системы, не соответствующие экономическим потребностям страны и значительно отличающиеся в сторону уменьшения от масштабов банковских систем развитых стран;

· отношение активов и капитала банков к ВВП в России более низкое, чем в развитых странах (табл. 1.6);

· ограниченность источников пополнения долгосрочной ресурсной базы и повышения уровня капитализации банков;

· слабое развитие системы рефинансирования;

· высокие риски кредитования;

· недостаточная юридическая защита законных прав и интересов кредиторов;

· высокие реальные затраты и низкая рентабельность банковской деятельности;

· высокая цена банковских услуг для населения и предприятий.

К числу наиболее важных направлений развития банковского дела относятся:

· развитие кредитных отношений;

· развитие ресурсной базы банков;

· развитие платежной системы;

· развитие банковского розничного бизнеса;

· совершенствование банковских технологий;

· совершенствование корпоративного управления.

Серьезным стимулом к решению этих задач стало усиление позиций иностранных банков в банковском секторе России. Количество действующих кредитных организаций и их филиалов представлено в табл. 1.7.

Таблица 1.7

 

 

Количество действующих кредитных организаций и их филиалов [38]

-

Дата Количество действующих кредитных организаций Количество филиалов действующих кредитных организаций Количество учреждений Сбербанка России Количество российских филиалов за рубежом / КО -нерезидентов в РФ
1.01.96         40/нет данных
1.01.98 1697, в т.ч. банки -   34426, в т.ч. филиалы -   10/нет данных
1.01.04     1329*     17 террит. банков с филиалами и отделениями     4/41**
1.01.08     17 террит. банков с филиалами и отделениями   Нет данных/63
1.01.11 1146, в т.ч. НКО-51   17 ТБ с филиалами и отделениями Нет данных/108
1.01.12     17 ТБ, более 19 тыс. подразделений и 14 банков и филиалов за рубежом Нет данных/113
1.01.13     17 ТБ, 143 филиала, 18400подразделений; 14 –ДБ****, 1 филиал и 2 представительства – за рубежом Нет данных/117 **/ 77***  
           

* Удельный вес государственных банков в капитале КО – 13%.

** КО с долей участия нерезидентов в уставном капитале КО свыше 50%

*** КО с долей участия нерезидентов в уставном капитале КО 100%

**** ДБ- зарубежные дочерние банки

Крупнейшим банком России является Сберегательный банк РФ[39].

В период с 2004 по август 2008 г. российский финансовый рынок окреп, а банковская система выглядела достаточно устойчивой. Это привлекало иностранный капитал, стабильно росло число сделок по слияниям и поглощениям — M& A (табл. 1.8) — как наиболее быстрого и удобного способа для иностранного банка получить лицензированный Центральным банком дочерний банк, долю рынка и узнаваемый бренд.

К началу 2010 г. (по данным Банка России) иностранные банки составляли 10% общего числа банков, а их активы — 18, 3% совокупных активов банковской системы. Следовательно, иностранные банки разворачивают свой бизнес в России почти вдвое быстрее, чем среднестатистический российский банк.

Проверку на прочность банковская система России проходит с началом глобального финансового кризиса 2007—2008 гг., охватившего и финансовый сектор России, начиная с августа 2008 г.

В специальной литературе, СМИ и на интернет‑ сайтах высказываются разные точки зрения как на причины мирового кризиса вообще, так и на причины и особенности его проявления в России. Все позиции сходятся в одном: финансовый и банковский сектор России в значительной степени интегрировался в международную финансовую систему и не изолирован от мировых финансовых проблем.

Внешние факторы развития кризиса проявились в:

· глобализации экономики;

· кризисе ипотечного кредитования в США;

· секьюритизации банковских активов.

К внутренним факторам развития кризиса, прежде всего, можно отнести:

· высокие риски банковской деятельности, особенно кредитные риски;

· слабость системы риск‑ менеджмента в большинстве кредитных организаций;

· зависимость ресурсной базы многих банков от иностранных кредитов.

В России на государственном уровне был принят комплекс мер, направленных на стабилизацию ситуации на внутреннем финансовом рынке и поддержку банковской ликвидности[40]. Эти меры можно разделить на две группы: предназначенные для всей банковской системы и направленные на поддержку наиболее крупных и финансово устойчивых кредитных организаций, прежде всего с государственным участием.

В целях поддержки ликвидности банковской системы были приняты следующие шаги:

· использованы средства фонда обязательных резервов (ФОР) посредством снижения ставки резервных требований до 0, 25%[41];

· увеличен до 700 тыс. руб. размер страхового покрытия вкладов граждан в КО;

· Банк России ввел новые инструменты рефинансирования банков (кредиты банкам без обеспечения на срок до одного года и др.);

· кредиты Агентству по страхованию вкладов граждан без обеспечения, на срок до пяти лет на цели предупреждения банк­ротства банков и др.;

· поддержка крупных банков: ВЭБ (Внешэкономбанк) — размещение депозитов до 50 млрд. долл.; Сбербанк России — субординированные кредиты до 500 млрд. руб. до 2019 г. и др.[42]

На уровне управления кредитными организациями была принята антикризисная политика, направленная на поддержку ликвидности, сохранение основной клиентской базы, стимулирование сберегательного поведения населения, снижение затрат, реструктуризацию ссудной задолженности клиентов в целях снижения риска ее непогашения.

Кредитная система России успешно преодолела острую фазу глобального финансового кризиса. Удалось не допустить массового банкротства кредитных организаций[43].

Перечислим основные результаты борьбы с финансовым кризисом:

· восстановлено доверие к отечественным банкам (резкий рост вкладов населения в банках в 2010 г. (31, 3%, ежедневно в среднем — 5, 2 млрд руб.), правда, преимущественно в крупных банках с государственным участием)[44];

· рост банковского сектора в 2009 и 2010 гг.[45];

· повышение кредитной активности банков (но мало надежных заемщиков);

· активизация рынка ценных бумаг;

· снижение инфляции и, следовательно, процентных ставок по банковским операциям.

Есть и другие признаки восстановления банковского сектора, однако о его финансовой стабильности и устойчивости в долгосрочном периоде говорить пока прежде­временно.

К сдерживающим факторам следует отнести высокие риски кредитования и слабость риск‑ менеджмента, дефицит среднесрочных и долгосрочных ресурсов банков, недостаточную инвестиционную привлекательность российского финансового рынка.

Эксперты оценивают состояние и перспективы российской банковской системы в целом положительно. Если финансовый кризис оздоровит банковскую систему, обогатит риск‑ менеджмент знаниями и опытом, можно надеяться, что российские банки выйдут на новый уровень развития, соответствующий стратегическим целям модернизации экономики. Считается, что 2011-2012 годы были для банковской системы России удачными (более 20% роста активов и получение рекордной прибыли - более 1 трлн. руб.). 2013 год характеризовался ростом кредитной активности банков, прежде всего, в сфере потребительского кредитования. Это повлекло за собой увеличение рисков, снижение норматива достаточности капитала по банковской системе в целом, отзывом банковских лицензий у ряда кредитных организаций.

Основные задачи развития банковского сектора России на современном этапе сформулированы в «Основных направлениях единой государственной денежно‑ кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов» и «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» (разд. 5)[46].

Вопросы для самопроверки

1. Каковы исторические предпосылки появления денег и этапы их эволюции?

2. В какой степени современные деньги сохраняют свою товарную природу? Справедливо ли утверждение: «Деньги являются всеобщим товарным эквивалентом»?

3. Каковы роль и функции денег в экономике?

4. В чем специфика современных денег?

5. Перечислите каналы движения денег и определите роль банков в организации денежного обращения.

6. Когда возникло банковское дело и каковы были причины появления банков?

7. Какую роль играют банки в экономике?

8. Чем банк отличается от других финансовых посредников?

9. В чем разница между понятиями «функции банка» и «операции банка»?

10. По каким критериям можно отличить активные операции банков от пассивных операций?

11. Что общего и в чем различие понятий «банковская услуга» и «банковский продукт»?

12. Что представляет собой финансовый рынок и каковы его сегменты?

13. Что такое банковская система? Каковы причины ее возникновения и отличительные признаки?

14. Каковы характерные черты современного этапа развития банковских систем?

15. Чем процесс развития банковского дела в России отличался от других стран (Западная Европа и США)?

16. Каковы особенности функционирования банковской системы советского периода?

17. Каковы причины и этапы реформирования банковской системы советского типа?

18. Сравните причины, глубину и последствия кризисов 1998 г. и 2008—2009 гг. Оцените результаты их преодоления.

19. Какие количественные и качественные показатели характеризуют уровень развития банковской системы России? Каково их значение на текущий момент?

20. Выделите основные проблемы современной банковской системы России.

21. В чем смысл реформирования банковского сектора России на современном этапе?

22. Каковы признаки развитой банковской системы? Можно ли отнести банковскую систему России к категории развитых? Если нельзя, то почему?

Глава 2
Банк России — центральное звено банковской системы

Краткое содержание главы 2

2.1. Статус, цели, функции и организационное построение Банка России

Правовой статус Банка России. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

2.2. Инструменты и методы денежно‑ кредитной политики Банка России

Цели и основные направления денежно‑ кредитной политики, ее инструменты и методы.

2.3. Банковское регулирование и надзор

Сущность и методы регулирования банковской деятельности. Контроль и надзор в банковской практике. Базельские принципы банковского надзора.

2.1. Цели, функции и организационное построение Банка России

Банк России (Центральный банк РФ) является главным банком страны — «Банком банков»[47]. В своей деятельности он руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 10.07.2002 № 86‑ ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон № 86‑ ФЗ).

Правовой статус Центрального банка РФ (Банка России):

· Банк России является юридическим лицом;

· функционирует на основе принципа независимости, т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти;

· Банк России — особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения;

· уставный капитал[48] и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью;

· Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свои расходы за счет собственных доходов;

· государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства;

· Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность Центрального банка РФ.

Цели деятельности Банка России:

· защита и обеспечение устойчивости рубля;

· развитие и укрепление банковской системы России;

· обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

· Формирование условий сбалансированного и устойчивого экономического роста.[49]

 

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Большая часть прибыли (75%), фактически полученной Банком России по итогам 2009, 2010, 2011, 2012 гг., остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ, после утверждения годовой финансовой отчетности Советом директоров перечисляется Банком России в федеральный бюджет. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.

Налоги и сборы уплачиваются Банком России и его организациями в соответствии с НК РФ.

Основная функция Банка России закреплена в Конституции РФ (ст. 75): защита и обеспечение устойчивости рубля. Он осуществляет ее независимо от других органов государственной власти. Остальные функции Банка России определены в Законе № 86‑ ФЗ (ст. 4). Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно‑ кредит­ную политику;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; утверждает графическое обозначение рубля в виде знака (Федеральный закон от 12.06.2006 № 85‑ ФЗ);






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.