Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, факторы и условия миграционной адаптации






Миграция – это перемещения населения, связанные с переменой места жительства, сложный общественный процесс, который выполняет важные функции в жизни отдельного человека и общества в целом.

Особого внимания в изучении миграции заслуживают методологические положения в рамках стукурно-функционального подхода. Это работы Л.Л. Рыбаковского [23. c 15-30], Ж.А. Зайончковской, В.М. Моисеенко, Б.С. Хорева и других. Существует еще несколько подходов, например, системный или анализ миграции как социально-экономического процесса, разработанный коллективом ученых, во главе с Т.И. Заславской [5. c. 9-20], этносоциологический подход В.А. Арсентьева, конфликтологический подход А.В. Дмитриева, объясняющего возникновение на территориях, принимающих мигрантов, социального напряжения и конфликтов. Все они акцентируют внимание на проблемах взаимодействия участников, факторах, социальных последствиях миграционных перемещений.

В современной западной базе социологического изучения миграций следует отметить интегративную теорию П. Бурдье и сетевую гипотезу Д. Массея. Как считал Н. Шиллер, в условиях глобализации современности мигранты не могут приспосабливаться к принимающему обществу, это вызывает принципиально новый вид миграционного движения - «трансмиграцию». JI. Прис разработал понятие «транснационального социального пространства», в котором социальные сети мигрантов объединяются за пределами границ государства, формируют их жизненные пути, трудовые карьеры, фрагментируют национальную идентичность.

На сегодняшний день актуальны исследования трудовой миграции (Витковская Г.С., Гордон JI.A., Тюрюканова Е.В и другие), миграции вынужденных переселенцев и беженцев (Назарова Е.А., Филиппова Е.И), этнической миграции (Рязанцев С.В., Петров В.Н., Мукомель В.И. и другие) международной миграции (Ионцев В.А., Зайончковская Ж.А., Красинец B.C., Ушкалов И.Г.).

Наряду с ростом знаний о миграционных процессах развивались теоретические подходы к изучению социальной адаптации мигрантов.

Адаптацией можно назвать приспособление человека или группы мигрантов к новой социокультурной среде с целью взаимного с ней существования и взаимодействия. Адаптацию рассматривают как явление в жизни мигрантов, охватывающее экономическую, социальную, культурную и психологическую сферу взаимодействия прибывших из других стран и представителей коренных жителей, национальностей (этносов).

Адаптация мигрантов проходит определенные стадии:

1. целенаправленный конформизм (мигранты знают, как действовать в новой среде, но не признают систему ценностей новой среды и придерживаются своей старой системы);

2. взаимная терпимость (личность и среда проявляют взаимную терпимость к ценностям и формам поведения друг друга);

3. аккомодация (взаимная терпимость сторон и взаимные уступки);

4. ассимиляция (полное приспособление, при котором индивид отказывается от своих прежних ценностей и принимает систему ценностей новой среды) [16. c. 120-134].

По мнению многих авторов, процесс адаптации обязательно должен привести в итоге к ассимиляции.

Первое социологическое понимание процесса адаптации мигрантов было предложено Р. Парком как объяснение процесса слияния культур, индивидов и социальных групп, с точки зрения теории «экологии человека». Им и была введена в научный оборот категория ассимиляции.

Первая попытка типологизации адаптационного поведения мигрантов была предпринята У.А. Томасом и Ф.В. Знанецким [35]. В своей работе они постарались объяснить процесс усвоения личностью социального опыта, а социальная адаптация мигрантов - это взаимодействие социальных ценностей (характеристики общества), и социальных установок (характеристики личности).

Не менее значимыми теориями адаптации мигрантов являются следующие:

· концепция Р. Тафта, расматривающая адаптацию в полиэтническом обществе, через монистическую ассимиляцию, согласно которой включение мигрантов в принимающее общество происходит за счет растворения принятого меньшинства с их добровольным отказом от своей идентичности; плюралистическую ассимиляцию или сосуществование самобытных этнических групп; интеракционистскую ассимиляцию, которая представляет собой состояние в результате взаимодействия мигрантов и принимающего населения вследствие их постоянной коммуникации;

· концепция С. Айзенштадта, который вводит понятие абсорбции и различает три ее измерения:

1. культурное измерение, включающее в себя аккультурацию, которая понимается им как обучение ролевым навыкам и нормам принимающего общества;

2. личностное измерение, в котором важная роль отводится эмоциональной удовлетворенности индивидов;

3. институциональное измерение, в основе которого лежит размещение мигрантов в важнейших сферах принимающего общества; [13. c. 255-258]

· концепция М. Гордона. Он различал поведенческую ассимиляцию, которая заключается в принятии новых способов поведения, культуры и ценностных ориентаций, и структурную ассимиляцию, под которой подразумевается проникновение в статусную систему принимающего общества [30].

В начале XX века получил широкое освещение этносоциологический подход Гумилева Л.Н., который понимал под адаптацией и миграционными перемещениями закономерные явления, обусловленные «пассионарностью» Земли и особенностями разных этносов. Позднее Дробижевой Л.М. была выдвинута идея общности культурного пространства этноса, независящее от места нахождения его членов.

Рыбаковский Л.Л. рассматривает социальную адаптацию мигрантов в своей концепции трех стадий миграционного процесса, как завершающий этап миграционного перемещения [23. c. 13].

Современный теоретико-методологический подход Т.Н. Юдиной, объясняет социальную адаптацию мигрантов с точки зрения миграционной мобильности людей, которая в свою очередь обусловливается ресурсами социального потенциала мигрантов и принимающего общества [27. c. 45-49].

К вопросам поведения этнических сообществ, развитию идентичности, мигрантофобии, проблемам толерантности обращались ученые коллектива под руководством Н.М. Лебедевой. Выбор направления адаптации, модели взаимодействия коренного населения и мигрантов исследовались в работах Дж. Берри [30. c. 232-253].

В социологии принято выделять четыре основные адаптационные стратегии, которые используют мигранты:

1. Стратегия «геттоизации» (пассивной автаркии), реализуется в ситуациях, когда адаптанты, оказавшись в новом окружении, стремятся избежать прямых контактов с чужой культурой и тем самым устранить негативные симптомы культурного шока. Мигранты, следующие данной стратегии, создают свой особый микро - мир, в котором присутствует только «родная» этнокультурная среда, где живут соотечественники и соплеменники. Пассивная автаркия чаще всего характерна для представителей этнических меньшинств (переселенцев, беженцев), проживающих в мегаполисах, крупных городах.

2. Стратегия «культурной колонизации» (агрессивной автаркии) характеризуется активным проявлением у мигрантов этноцентризма и интолерантности. В этом случае новая реальность воспринимается достаточно неадекватно, иные культуры критикуются и совершенно отвергаются. А также мигранты активно стремятся привнести свои культурные атрибуты и стереотипы в новую среду, навязать свое мировоззрение и образ жизни принимающему обществу.

3. Ассимиляция предполагает отказ мигрантов (добровольный или вынужденный) от родной культуры и полное растворение в новом этнокультурном обществе.

4. Интеграция (аккультурация) – наиболее предпочтительная и успешная стратегия адаптации, заключающаяся в сохранении этническими меньшинствами приверженности своей культуре и одновременном принятии инокультурных моделей. Интеграция предполагает активизацию паритетного межкультурного диалога между мигрантами и коренным населением, их взаимное приспособление: мигрантам необходимо усвоить базовые ценности, нормы образцы новой социокультурной среды, а принимающему сообществу – адаптировать свои социальные институты к потребностям и запросам всех этнических групп в его составе [7. c. 90-91].

Выбор той или иной стратегии зависит от целого ряда факторов: микро- и макросоциальных. Микросоциальные факторы следующие:

а) индивидуально-личностные характеристики адаптантов (возраст, уровень образования и профессиональной компетентности, коммуникабельность, ценностные ориентации, мотивация, самооценка, жизненный опыт);

б) характеристики взаимодействующих культурных этногрупп, прежде всего культурная дистанция (объективно существующая и субъективно воспринимаемая степень сходств или различий между этническими культурами).

К макросоциальным факторам относят:

1) политическую и социально-экономическую ситуацию в принимающей стране;

2) характер иммиграционной и национальной политики властей;

3) правовой статус мигрантов;

4) наличие (отсутствие) общественных организаций и ассоциаций соотечественников (национально-культурных автономий и т.п.), масштабы их деятельности;

5) уровень коррупции и преступности.

Как правило, ученые выделяют еще две группы факторов, влияющих на характер адаптации: внутренние и внешние.

К внутренним факторам можно отнести индивидуальные характеристики - личные или демографические (пол, возраст, образование и другое), жизненный опыт индивида, потому что лучше адаптируются те, кто имеет определенные знания и представления о новой среде даже до взаимодействия с ней. Адаптационную стратегию также относят к внутренним факторам и выделяют конформистскую и неконформистскую стратегии. Первая - это выражение соответствующей социальной установки, она осуществляется с помощью совокупности адаптивных комплексов и проявляется в разнообразных формах поведения.

С точки зрения миграционных процессов выделяют три варианта стратегий:

1. закрытая - компенсационная адаптация: противодействие, уравновешивание, нейтрализация;

2. открытая - это модификационная адаптация: выживание, усвоение, освоение;

3. промежуточным и наиболее «выгодным» вариантом адаптации является сосуществование стратегий, когда индивиды усваивают знаковые системы новой социальной среды, признают ее традиции, но в быту сохраняют самобытность.

Еще одним важным внутренним фактором адаптации является культурный шок, который индивид испытывает на начальных этапах адаптации. Чаще всего он имеет негативные последствия для мигранта, проявляющиеся в процессе маргинализации, аномии и различных форм девиантности. Но его позитивная сторона в том, что он ведет к принятию новых ценностей и моделей поведения индивидами, у которых наблюдался первоначальный дискомфорт и, в итоге, помогает в саморазвитии и личностном росте.

Ведущие мировые психологи, определяя понятие «культурного шока» иностранцев, выделяют пять основных этапов адаптации мигрантов к культуре и своему новому положению в другой стране [37].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.