Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие социальной адаптации






Адаптация — особый процесс физического, психофизиологического и социального приспособления к среде. В социологии адаптация — процесс взаимодействия личности или группы с социальной средой, благодаря которому индивид усваивает социальные нормы, традиции и ценности другой группы.

Адаптация происходит, когда появляются какие-то новые или неожиданные условия, и к ним индивид со временем должен привыкнуть. Причем полное усвоение, превращение социальных норм в свои собственные принципы — это уже социализация, а не адаптация [11. c. 14-16].

Адаптация предстает комплексным явлением в жизни социальных субъектов. Выделяют четыре принципиальных аспекта рассмотрения процесса адаптации: как разновидности социального отношения, социального процесса, социальной деятельности и институциональной формы. Адаптация как общественный феномен проявляется на всех уровнях социальной жизни людей. Благодаря чему она становится одним из универсальных способов преодоления кризисных общественных ситуаций. Таким образом, может обеспечивать закономерность эволюционного развития общества, гармонизацию социальных отношений и уменьшение риска деструктивных тенденций.

Адаптация к социальным изменениям связана с существованием нормативно регулируемой социетальной системы в определенный исторический период. Ее главными компонентами выступают различные экономические, политические, социальные и идеологические структуры. Социокультурные системы структурируют «ядро» всех форм адаптации населения к социальным изменениям. Так как они непосредственно влияют на восприятие изменений в социальной системе, можно выделить в их основе определенный вид культуры. Адаптация к экономическим изменениям отражает составляющие экономической культуры. Когда человек адаптируется к политическим изменениям, он обязательно сталкивается с нормами политической культуры. Адаптация в духовно-нравственной сфере связана с нравственной культурой. Адаптация молодежи к изменениям в образовании зависит от культуры образования, в досуговой сфере - от культуры досуга, в профессиональной – от профессиональной культуры.

С адаптацией к социальным изменениям намного сложнее. Она имеет отношение не к одной культуре. Поскольку социальные изменения имеют комплексный характер и находятся в зависимости от той или иной социальной сферы человеческой деятельности, социальная адаптация обращается к целому ряду культур.

Понятие социальной адаптации в науку социологию впервые ввели зарубежные исследователи в 20-х годах XX века. Классический труд по изучению социальной адаптации – это фундаментальная работа 1918 года «Польский крестьянин в Европе и Америке» Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого [35. c. 35-57]. Термин социальная адаптация рассматривался этими учеными в контексте изменения социальной организации личности после миграции в другую страну (из Польши в США). Новые условия жизни, смена обстановки, а также общественное давление способствовали изменению идентичности, собственных ценностей и установок. Основным источником информации для написания этого труда послужила переписка польского крестьянина, мигрировавшего в США, со своей семьей, которая осталась на родине.

Английский мыслитель Г. Спенсер, представитель учения об эволюции, рассматривавший общество в качестве живого организма, описал адаптацию как борьбу за выживание индивидов или групп. Он считал, что в результате механизма естественного отбора индивиды оказываются вынужденными приспосабливаться к условиям внешней среды. И вследствие этого, выживают самые сильные индивиды и группы индивидов [9. c. 39]. Такая позиция рассмотрения данного понятия близка к идеям дарвинизма, так как ставит акцент только на внешних условиях среды.

Еще один ученый, упоминающий в своих трудах социальную адаптацию - Толкотт Парсонс. Он видел общество как целостную систему и специфически определял понятие адаптации, так как рассматривал его в качестве поддержания равновесия системы при помощи интегративных общественных механизмов. Парсонс писал, что «Понятие стабильного равновесия предполагает, что с помощью интегративных механизмов эндогенные изменения поддержива­ются в определенных границах, соответствующих основным структурным характеристикам, а с помощью адаптивных меха­низмов в таких границах удерживаются флуктуации в отношениях между средой и системой» [19. c. 113-115]. С этой точки зрения, культурная подсистема является важным элементом, в рамках которого происходит воспроизводство культурного образа всей системы общества.

Социальная адаптация является целенаправленным взаимодействием сознания и поведения субъекта социальных отношений и ценностной системы внешней среды для преодоления разногласий. Адаптацию можно представить как разновидность общественных процессов, отношений и социальных институтов, направляющих ее развитие. Главными целями адаптации в обществе являются установление взаимосвязи социального субъекта с элементами среды, преодоление дисфункций социальной системы.

Методологически значимым и перспективным подходом социальной философии в исследовании социальной адаптации является деятельностный подход. Сама категория деятельности достаточно изучена в научной литературе такими учеными и философами, как Ф.В. Шеллинг, Г.В. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельсом и другие. Они разработали научную категорию, которая способна выражать социальную природу человека через основополагающую роль труда в социальной жизни и через продукты индивидуального труда [22. с. 1145-1146].

Деятельность или «предметная деятельность» (К. Маркс) представляет собой процесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует природу, формируя таким образом из себя деятельного субъекта, а из осваиваемых явлений природы – объекты своей деятельности. Человек не просто взаимодействует с природой, но и, можно сказать, включает её в состав своей материальной и духовной культуры [8. c. 76].

Представители бихевиоризма определяют адаптацию как:

а) состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требование среды, с другой, полностью удовлетворены и гармоничны;

б) процесс, благодаря которому достигается это гармоничное состояние [6. c. 129].

В теории социального научения А.Бандуры обучение является формой адаптации, то есть учение носит адаптивный характер модификации поведения.

Согласно интеракционистской концепцией все разновидности адаптации обусловлены как внутрипсихическими, так и внутренними факторами среды. Особенность данного понимания в том, что существует различие между ситуативной и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям. Общая адаптация (адаптированность) является результатом ряда последовательных ситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям, имеющим определенные общие черты [18. c. 142].

Социальная адаптация направлена на восстановление социально-полезных отношений с социальными группами или отдельными членами общества, позитивные изменения поведения и деятельности личности. Психологическая адаптация — это усвоение социальных стандартов поведения и ценностных ориентаций, сопоставление установок и ценностной направленности личности с ожиданиями социальной среды. Социальная и психологическая стороны адаптации непосредственно взаимосвязаны.

В психоаналитической концепции адаптация личности включает в себя процессы, связанные с конфликтными ситуациями, и свободные от конфликтов. Эту теорию адаптации разработал Г. Хартманн. Он провел различие между адаптацией как процессом и адаптированностью как результатом этого процесса [32].

В гуманистической психологии, одним из представителей которой был К. Роджерс, социальная адаптация рассматривалась относительно проблемы самоактуализации личности как основного мотива поведения человека [21. c. 56]. В процессе преодолении препятствий увеличивается напряжение в развитии самодостаточности, зрелости и компетентности. Актуализация всех своих способностей и возможностей и ведет к развитию «полноценно функционирующего человека».

Социальная адаптация на уровне отдельной личности включает:

1) механизм взаимодействия личности с микросредой посредством приспособления к ней через общение, поведение, деятельность;

2) усвоение норм, моральных ценностей социального окружения за счет их рационального осознания или путем интериоризации;

3) установление динамического равновесия между личностными установками субъекта и ожиданиями общественной среды при наличии социального контроля.

Адаптация — это приспособление уже сформировавшейся личности к новым условиям жизнедеятельности. Сложность механизма социальной адаптации в том, что происходит взаимодействие двух структурно сложных систем — личности и социальной среды. Социальная среда на макроуровне — общество в целом, на микроуровне — это ближайшее окружение человека и его отношения в малых социальных группах, в семье, трудовом или учебном коллективе. Микросреда — та, которая взаимодействует с личностью в процессе её практической деятельности. Микро- и макросреда находятся в неразрывной связи между собой и в постоянном взаимодействии с личностью, формируют как общие, типичные для всех, так и индивидуальные характеристики личности.

Особым толчком к началу процесса социальной адаптации становится осознание личностью (группой) того, что уже усвоенные стереотипы поведения в социальной деятельности не обеспечивают более эффективное взаимодействие и достижение успеха, тем самым становится актуальным изменение поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой социальной среды.

Процесс социальной адаптации включает разные стороны жизнедеятельности человека. Экстремальные ситуации, которые возникают в области социальных, экономических, политических и культурных отношений или в жизни отдельного индивида, требуют от него знаний и умений эффективного использования механизмов адаптации для успешной деятельности в новых условиях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.