Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды и механизмы адаптации в социокультурном пространстве






Существуют разные формы взаимоотношений человека с окружающим миром, поэтому необходимо находить оптимальные механизмы и способы адаптации человеческого организма (физиологическая организация) с индивидуально-личностными характеристиками (психическая организация) и потребностями, нуждами, требованиями и нормами социального устройства (система социальных отношений).

Выделяют, как правило, четыре вида адаптации человека: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная. Все они тесно связаны, но иногда могут приобретать временный приоритет перед другими или иметь относительную независимость.

Специфической чертой человеческой адаптации является его связь с социализацией человека, с процессом усвоения социальных норм поведения. Социальную адаптацию в принципе можно назвать важнейшим механизмом социализации. Но «социализация» все-таки представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, а «социальная адаптация» предполагает освоение личностью новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени, она может возникнуть в результате территориального или социального перемещения или при изменении социальных условий.

Процесс социальной адаптации по-разному влияет на личность, определяет выбор механизмов действия в зависимости от определенного исторического периода.

Социальную адаптацию необходимо рассматривать на трех уровнях:

• общество (макросреда) — адаптация личности и групп к особенностям социально-экономического, политического, культурного и духовного развития общества;

• социальная группа (микросреда) — адаптация человека или же несовпадение его интересов с социальной группой (трудовой коллектив, семья и пр.);

• сам индивид (внутриличностная адаптация) — достижение внутренней гармонии и ее оценка другими индивидами [25. c. 21-22].

Человек, ориентируясь в конкретном социуме, входит в широкую систему межличностных, профессиональных, деловых, социальных отношений. Система социальной адаптации включает разные виды адаптивных процессов:

· политическая и экономическая адаптация;

· производственная и профессиональная;

· бытовая;

· досуговая;

· адаптация к разным формам общественного сознания (наука, религия, искусство и пр.)

Любой вид социальной адаптации требует от человека определенных способностей. Характер и степень адаптации (дезадаптации) личности зависит от её физиологических, психических свойств и уровня его социального развития. Хотя организация профессиональной работы социальных служб различного профиля направлена на обеспечение помощи личностям, группам, социальным слоям независимо от их развития и уровня социальной адаптации.

Адаптация как вид взаимодействия личности с общественной средой во многом зависит от первоначальной самоидентификации индивида в системе общественной иерархии. Самоидентификация личности осуществляется в соответствии с самоопределением личности, с сопоставлением себя и измененной социальной среды.

Под адаптацией понимают сам процесс, а также результат взаимодействия индивида или группы с кардинально меняющейся средой. В ходе согласования требований и ожиданий обеих сторон, индивид получает возможность выживания и процветания.

Можно выделить еще четыре основополагающих аспекта в рассмотрении комплексного процесса адаптации:

· как разновидности социального отношения;

· социального процесса;

· социальной деятельности;

· институциональной формы.

Адаптация как общественный феномен выступает сложным структурно-функциональным образованием, проявляющимся на всех уровнях социальной жизни. Тем самым, адаптацию можно назвать одним из самых важных универсальных способов преодоления кризисных социальных явлений и подготовки людей к включению в инновационные социальные системы. Адаптация при этом обеспечивает последовательность и закономерность эволюционной трансформации общества, гармонизацию общественных отношений, снижение риска проявления деструктивных тенденций.

В изменяющихся условиях жизнеобеспечения российского общества появляется необходимость модификации содержания одних социальных норм и выработки других. Задача совершенствования социальной системы требует глубокого изучения способов поддержания и изменения социальной организации с помощью создания новых норм и с их помощью регуляции человеческой деятельности.

Социальная адаптация, как правило, формируется по двум основаниям: личностно-субъективном и внешне-объективном. Можно выделить следующие разновидности социальной среды:

· (С+) — микросреда с положительной направленностью;

· (С-) — микросреда с отрицательной направленностью.

Характеристики личности можно представить как:

· (Л+) — личность, характеризующаяся положительной направленностью, устоявшимися взглядами и ценностными ориентациями;

· (Л-) — личность, характеризующаяся устойчивой антиобщественной индивидуалистической направленностью, отрицательными взглядами, установками.

По данной схеме можно выделить несколько типов взаимодействия личности и среды [12. c. 93-104].

Первый тип взаимодействия: успешная социальная адаптация (А+) возможна, если взаимодействуют положительная среда и положительная личность [(С+) х (Л-)].

Второй тип механизма взаимодействия личности и среды характеризуется несовпадением ожиданий и требований микрогруппы (семьи, производственного коллектива) и уровня притязаний самой личности адаптируемого. В такой ситуации возможны два варианта:

- первый — вхождение в новое социальное окружение с положительной нравственной и правовой ориентацией лиц с антиобщественной индивидуалистической направленностью (это вариант социальной адаптации с неустойчивой положительной направленностью): (А+) = (С+) х (Л-). В этом случае у личности с антиобщественной направленностью есть возможность усвоить правовые установки, преобразовать их в свои личные качества и цели;

- второй вариант возникает в случае вхождения в новое социальное окружение с отрицательной нравственной и правовой ориентацией лиц с положительными личностными качествами (вариант адаптации с неустойчивой отрицательной направленностью): (А+) = (С-) х(Л+). Здесь микросреда может формировать черты личности, которые не отвечают интересам общества, после, посредством длительного взаимодействия или же принуждения может произойти передача отрицательных образцов, шаблонов поведения. При этом не исключается вариант появления и развития антиобщественной направленности личности, что впоследствии может реализоваться в противозаконном поведении.

Третий тип механизма взаимодействия осуществляется, когда отсутствие или недостаток положительных социальных связей компенсируется отрицательными, которые закрепляют антиобщественную направленность личности, поэтому человек остается в асоциальной или преступной среде.

Исходя из анализа всех возможных типов механизмов взаимодействия личности и социальной среды, под социальной адаптацией целесообразно понимать такой процесс, который заключается во взаимодействии посредством общения личности и позитивной социальной среды. Приспособление личности к негативным или даже криминальным условиям социальной среды следует называть скорее «псевдоадаптацией».

В современных социальных условиях России позитивная социальная адаптация людей часто сочетается с выраженной «псевдоадаптацией» многих социальных групп. Возникают определенные противоречия, когда личность усваивает и использует образцы и шаблоны поведения и деятельности, характерные для ближайшей микросреды, но при этом не достигает органичного единства с макросредой, не интегрируется с ней и обществом в целом, следственно, не является социализированной личностью.

Процесс формирования механизмов социальной адаптации основан на различных видах преобразовательной деятельности личности и проходит в трех основных фазах: деятельности, общении, самосознании, которые характеризуют его социальную сущность [6. c. 131].

Деятельность - ведущий механизм в адаптации человека, осуществляющий полноценную включенность, активное приспособление индивида к социальной среде.

Общение - механизм социальной адаптации, обеспечивающий усвоение социальных ценностей при контакте с другими индивидами или социальными группами. Процесс общения - это не только потребность, но и самостоятельный вид деятельности отдельного человека.

Самосознание личности – еще один механизм социальной адаптации личности через формирование собственной позиции и осмысление своей социальной принадлежности (роли).

В ходе адаптации, как двуединого процесса, субъект не только испытывает воздействие со стороны социальной среды и социальных институтов (семьи, системы образования, СМИ и других), но сам также может активно воздействовать на внешнюю среду, трансформируя ее в соответствии со своими потребностями. Обладая многоуровневой структурой и функциями, адаптация оказывается способна к глубоким изменениям в сознании и поведении субъекта и ко внесению весомых корректив в инновационную среду. Содержание адаптации значительно шире, чем просто социальная реабилитация, благодаря этому она имеет отношение к институционально-организационным, вербально-коммуникативным, эмоционально-чувственным, ценностно-ориентационным и многим другим компонентам взаимодействия субъекта и среды.

Механизм социальной адаптации личности выступает как единый процесс деятельности, общения, самосознания человека, в ходе которого происходит преобразование его внутреннего мира, реализация скрытого потенциала, помогающего активной личности полностью включиться в процесс социальной адаптации.

Существуют и другие механизмы социально-психологической адаптации личности, например:

· когнитивный, включающий все психические процессы, связанные с познанием: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение;

· эмоциональный, содержащий моральные чувства и эмоциональные состояния: беспокойство, озабоченность, сочувствие, осуждение, тревога и другие;

· практический (поведенческий) [26]. Предполагает определенную направленную деятельность человека в социальной практике.

В общем, эти социально-психологические механизмы социальной адаптации личности составляют абсолютное единство. В основе социальной адаптации лежит активное или пассивное приспособление, взаимодействие с существующей социальной средой, а также способность преобразовывать и качественно изменять непосредственно саму личность человека.

В общем рассмотрении выделяют четыре стадии адаптации личности в новой социальной среде:

1) начальная стадия, во время которой индивид или группа осознают, как именно они должны вести себя в новой социальной среде, но пока не готовы принять систему ценностей этой среды и все еще стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда индивид (группа) и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация, или принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды и одновременное признание некоторых ценностей индивида, группы самой средой;

4) ассимиляция - полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды [14. c. 5].

Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. Во время серьезных социальных изменений или даже катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и затрагивают практически все слои общества. Этот процесс хорошо можно отследить на примере постсоветского общества. Проблему адаптации к новым социальным условиям, утверждения своей позиции в обществе приходится решать почти каждому человеку, и не у всех это получается одинаково успешно.

Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом определенной социальной роли. Можно говорить о двух формах адаптации: активной, если индивид стремится воздействовать на среду, вызывая реакцию изменения, и пассивной или конформной, когда он не стремится к такому воздействию.

В социальной адаптации как в процессе освоения личностью относительно стабильных условий социальной среды присутствуют объективная и субъективная составляющие. Условия деятельности человека как социального субъекта объективны, в связи с этим объективен процесс усвоения и приобретения личностью различных социальных свойств, отражающих ее место в системе общественных отношений, так же как и сам процесс развития механизмов адаптации. Но результаты его деятельности уникальны и персонифицированы, потому что связаны с индивидуальными особенностями человека. Так проявляется субъективная составляющая процесса социальной адаптации, творческое начало и активная роль человека в изменении либо усвоении существующих социальных ценностей общества.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.