Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель проведения мастер-класса






 

Этапы работы мастер-класса Содержание этапа Деятельность участников
Подготовительно-организационный: Постановка целей и задач (образовательных, развивающих и воспитательных). Приветствие, вступительное слово педагога - мастера, нетрадиционное начало занятия. Включаются в диалог, проявляют активную позицию, выступают в роли со- организаторов занятия, помогают педагогу установить деловой контакт с группой в целом и с каждым участником в отдельности.
Основная часть. Содержание мастер-класса, его основная часть: - план действий; - поэтапная реализация темы. Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, демонстрация авторских приемов педагогической деятельности и комментарии к ним. Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.
Афиширование-представление выполненных работ. Заключительное слово. Анализ ситуации в соответствии с критериями: - овладение обобщенными способами интеллектуальной деятельности; - развитие способности к рефлексии; - формирование коммуникативной культуры. Организация обмена мнениями, оценка происходящего. Рефлексия: активизация самооценки и самоанализа деятельности в процессе участия в мастер-классе.

 

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса используются критерии:

Презентативность. Наличие яркой инновационной идеи и культура ее презентации. Научный уровень отражения педагогического опыта.

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность, масштаб и уровень реализации идеи, оригинальность технологии или методики решения инновационной идеи.

Прогрессивность. Актуальность, научность идеи, ее соответствие современному состоянию образования, обоснованность методов и форм педагогической деятельности. Наличие содержания, превышающего рамки образовательного стандарта.

Мотивированность. Применение приемов и способов мотивации, обеспечивающих включение каждого участника мастер-класса в активную творческую деятельность по созданию нового продукта.

Оптимальность. Самодостаточность используемых обучающих средств на занятии, их сочетаемость, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным) деятельности.

Эффективность. Результативность совместной работы педагога и обучающихся, адекватный самоанализ участниками итогов мастер-класса.

Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры), наличие оригинальных приемов актуализации, проблематизации («разрыва»), приемов поиска и открытия, удивления, озарения, рефлексии в форме самоанализа и самокоррекции.

Артистичность. Наличие индивидуального стиля работы педагога, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта.

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

 

Алгоритм технологии мастер-класса, разработанный Г.А. Русских [3] включает:

1. Презентация педагогического опыта педагогом-мастером:

- предлагается краткая характеристика обучающихся, обосновываются результаты предварительной диагностики, прогнозируется развитие учеников;

- кратко характеризуются основные идеи технологии;

- описываются достижения в педагогической работе;

- доказывается результативность деятельности, свидетельствующая об эффективности технологии;

- определяются проблемы и перспективы в работе педагога.

2. Представление системы учебных занятий:

- описывается система учебных занятий в режиме презентуемой технологии;

- определяются основные приемы работы, которые мастер будет демонстрировать слушателям.

3. Проведение имитационной игры:

- педагог-мастер проводит учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы;

- слушатели одновременно исполняют роли учеников экспериментального класса (группы) и экспертов, присутствующих на открытом занятии.

4. Моделирование:

- слушатели выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера;

- мастер дает консультации, организует самостоятельную работу слушателей и управляет ею;

- мастер совместно со слушателями проводит обсуждение авторских моделей учебного занятия.

5. Рефлексия:

- проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

Мастер - класс может быть включен в процесс профессионального образования в форме лекций, практических занятий, интегрированных лекционно-практических занятий, методологических семинаров, выступать содержательным модулем учебно-исследовательской практики, разделом в индивидуальном плане выпускной квалификационной работы бакалавров и магистров педагогики.

Литература:

 
1. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации / сост. А.В. Машуков // под ред. А.Г. Обоскалова. – Челябинск, 2007.

2. Поташник, М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие / М.М. Поташник.- М.: Центр педагогического образования, 2009.

 

3. Русских, Г.А. Мастер-класс - технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности / Г.А. Русских // Методист.- 2002.- № 1.- С. 38-40.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.