Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проведение дискуссии






Выделяется несколько этапов дискуссии.

Этап 1-й, введение в дискуссию:

– формулирование проблемы и целей дискуссии;

– создание мотивации к обсуждению – определение значимости проблемы, указание на нерешенность и противоречивость вопроса и т.д.;

– установление регламента дискуссии и ее основных этапов;

– совместная выработка правил дискуссии;

– выяснение однозначности понимания темы дискуссии, используемых в ней терминов, понятий.

Приемы введения в дискуссию:

– предъявление проблемной производственной ситуации;

– демонстрация DVD сюжета;

– демонстрация материалов (статей, документов);

– ролевое проигрывание проблемной ситуации;

– анализ противоречивых высказываний – столкновение противоположных точек зрения на обсуждаемую проблему;

– постановка проблемных вопросов;

– альтернативный выбор (участникам предлагается выбрать одну из нескольких точек зрения или способов решения проблемы).

Этап 2-й, обсуждение проблемы: обмен участниками мнениями по каждому вопросу. Цель этапа – собрать максимум мнений, идей, предложений, соотнося друг с другом;

Обязанности преподавателя (ведущего):

– следить за соблюдением регламента;

– обеспечить каждому возможность высказаться, поддерживать и |стимулировать работу наименее активных участников с помощью вопросов: «А как считаете вы?», «Вы удовлетворены таким объяснением?», «Вы согласны с данной точкой зрения?», «Нам очень 5ы хотелось услышать ваше мнение» и т.д.;

– не допускать отклонений от темы дискуссии;

– предупреждать переход дискуссии в спор ради спора;

– следить за тем, чтобы дискуссия не переходила на уровень межличностного противостояния и конфликта;

– стимулировать активность участников в случае спада дискуссии.

Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения:

– «уточняющие вопросы» – побуждают четче оформлять и аргументировать мысли («Что вы имеете в виду, когда говорите, что...?», |«Как вы докажете, что это верно?»);

– «парафраз» – повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать переосмысление и уточнение сказанного («Вы говорите, что...», «Я так вас понял?»);

– «демонстрация непонимания» – побуждает студентов повторить, уточнить суждение («Я не совсем понимаю, что вы имеете |в виду. Уточните, пожалуйста»);

– «сомнение» – позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания («Так ли это?», «Вы уверены в том, что говорите?»);

– «альтернатива» – ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе;

– «доведение до абсурда» – ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;

– «задевающее утверждение» – ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения;

– «нет-стратегия» – ведущий отрицает высказывания участников, не обосновывая свое отрицание («Этого не может быть»).

Этап 3-й, подведение итогов обсуждения:

– выработка студентами согласованного мнения и принятие груп­пового решения;

– обозначение ведущим аспектов позиционного противостояния и точек соприкосновения в ситуации, когда дискуссия не привела к полному согласованию позиций участников. Настрой обучающихся на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения;

– совместная оценка эффективности дискуссии в решении обсуждаемой проблемы в достижении педагогических целей, позитивного вклада каждого в общую работу.

 

«Лекция вдвоем»

Лекция вдвоем – разновидность проблемной лекции, в которой изложение материала происходит в диалоге двух преподавателей, по заранее разработанному сценарию.

В данном виде лекции реализуются принципы проблемности и диалогического общения. Это – работа двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно организованном материале, как между собой, так и с аудиторией. Участниками могут быть представители различных научных школ, теоретик и практик, сторонник и противник того или иного подхода.

Виды «лекции вдвоем»:

предметная «лекция вдвоем» – читается преподавателями одной учебной дисциплины,

межпредметная «лекция вдвоем» – проводится преподавателями двух различных дисциплин.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.