Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мастер – класс как педагогическая технология






Мастер класс как педагогическая технология используется при подготовке педагога к творчески ориентированной научно-исследовательской и профессиональной деятельности. Реализуется в форме представления обучающимся авторской педагогической системы в совокупности методов, педагогических приемов, оригинальных педагогических идей и действий, присущих преподавателю (учителю или воспитателю), достигшему высот профессионального мастерства.

В научно-педагогической литературе имеется несколько определений понятия «мастер-класс», которые в силу вариативности структурирования содержания самой технологии (каждый мастер-класс обладает яркими отличительными чертами), рассматривают различные стороны данного педагогического явления.

Мастер-класс - (от англ. masterclass, обозначающего master - лучший в какой-либо области и class – занятие, урок) - современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям психолого-педагогического знания.

Это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания. Центральным звеном является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной субъектной позиции всех участников педагогического процесса. С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм трансляции педагогического опыта, в ходе его проведения организуется непосредственное обсуждение предлагаемого методического продукта и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны обучающихся, так и со стороны педагога, ведущего мастер-класс.

М.М. Поташник [2], характеризуя мастер-класс, акцентирует внимание на организационных признаках технологии как ярко выраженной формы ученичества, в центре которой находится сильная, обладающая авторитетом фигура Мастера, передающего ученикам - единомышленникам и последователям свое искусство и мастерство путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Мастер-класс рассматривается чаще всего как технология передачи концептуально новой авторской идеи построения педагогической системы, выработанной в процессе многолетнего опыта профессиональной деятельности. Индивидуальная (авторская) методическая система педагога, включающая целеполагание, про­ектирование, использование последовательности ряда изве­стных дидактических и воспитательных методик, инновационных идей, содержания занятий, уроков и других педагогических ме­роприятий излагается в процессе мастер-класса с учетом реальных ус­ловий работы с различными категориями обучающихся (учащиеся колледжа, бакалавры, магистры, слушатели курсов повышения квалификации, коллеги и др.).

Мастер-класс трактуется как особая форма учебного занятия, которая основана на практических действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Мастер-класс может реализовываться в качестве технологии обучения, построенной не на сообщении знаний студентам, а на самостоятельной их реконструкции при активном диалоге всех участников процесса, основанном на плюрализме мнений, творческом поиске, интуитивном и рациональном познании. В данном случае признаком такой технологии становится неповторимый стиль педагогического творчества преподавателя.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности как совокупность личностных характеристик преподавателя, проявляется при отборе содержания учебного занятия, комбинировании форм и методов аудиторной работы, в процессе рефлексии и оценки достижений студентов, а также при обсуждении ошибочных точек зрения и явных неудач. Во взаимоотношениях со студентами и слушателями индивидуальный стиль общения проявляется в таких личностных качествах как уровень общекультурного развития педагога, интеллигентность, научные и мировоззренческие взгляды, убеждения, характер, воля, темперамент, коммуникативные способности и др.

Положительный результат обучения в работе мастер-класса состоит в том, что студент, включаясь в творческий процесс познания и размышления, с помощью которого он получает наглядный пример мастерства в профессиональной деятельности, находит способы обновления своих учебных, исследовательских, научных и личностных потенций.

Мастер-класс как технология обучения будущих педагогов, а также форма совершенствования профессиональной компетентности слушателей имеет свои особенности:

- демонстрируются новые возможности педагогики развития, наглядно показывая способы преодоления консерватизма и рутины;

- реализуются современные подходы к процессу обучения, ломающие устоявшиеся стереотипы;

- организуется творческая самостоятельная работа в малых группах, позволяющая добиться раскрепощенности в деловом общении, искренности суждений при обмене мнениями;

- создаются условия для включения в активную деятельность всех участников педагогического общения;

- конструируются образовательные задачи и пути их решения посредством создания игровых ситуаций психолого-педагогического содержания;

- применяются приемы обучения, раскрывающие творческий потенциал как педагога-мастера, так и студентов - участников мастер-класса;

- предлагаются разнообразные формы, методы и технологии познавательной и учебной работы, учитывающие интересы, склонности, образовательный уровень учебной группы;

- представляются возможности обучающимся проявить личностное и профессиональное отношение к предлагаемому методическому материалу;

- формируется ценностное отношение к процессу познания в сравнении с объемом усвоенного знания на занятии;

- совершенствуются формы взаимодействия педагога-мастера и его учеников, которые перерастают в сотрудничество, сотворчество, совместный поиск вариантов решения предлагаемых и возникающих в процессе творческого диалога педагогических задач.

Технология мастер-класса требует реализации следующих психолого-педагогических условий:

- обеспечение формирования мотивации и познавательной потребности в учебной деятельности;

- организация исследовательской деятельности, требующей использования методов педагогической науки;

- стимулирование познавательных интересов в области изучаемой проблемы, субъектной позиции в творчестве;

- отработка умений по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;

- реализация индивидуального подхода к участникам мастер-класса;

- мониторинг позитивных результатов учебно-познавательной деятельности каждого студента или слушателя;

- демократичный стиль общения, косвенное руководство процессом познания, самооценки, самокоррекции.

Мастер-класс как педагогическая технология включает взаимосвязанные блоки: цель и задачи, научная или концептуальная идеи, последовательные действия преподавателя и студента, критерии оценки и качественно новый результат.

Цель мастер-класса - создать условия для профессионального самосовершенствования, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности студентов в процессе учебной, исследовательской и опытно-экспериментальной работы.

Задачи мастер - класса:

1. Передача педагогом-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа алгоритма технологии, логику последовательности действий, методов, приемов, форм педагогической деятельности.

2. Совместная отработка авторских методических подходов и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы.

3. Рефлексия слушателями собственных профессиональных знаний, умений, способностей.

4. Оказание помощи в определении задач саморазвития личности, формирования индивидуальной программы психолого-педагогического самообразования и самосовершенствования.

В ходе мастер-класса его участники изучают научно-методические разработки по теме, участвуют в обсуждении демонстрационного материала, задают вопросы, получают консультации, предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки, высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем. Результатом мастер-класса может быть методический продукт (модель урока или занятия, программа педагогического эксперимента, варианты методик обучения и воспитания и пр.), который разработали студенты с целью внедрения его в практику своей научной или педагогической деятельности.

Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы педагога- мастера, включающий научно-методическую разработку вариантов функционирования данной системы.

Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).

Качественно новый результат – умение моделировать элементы образовательного процесса в режиме той технологии, в которой эффективно работает мастер.

Тематика мастер-классов может включать:

- обзор актуальных проблем и технологий воспитания и обучения;

- ознакомление с разнообразными аспектами, вариантами, подходами к использованию в педагогическом процессе образовательных и воспитательных технологий, методик, комплексных методов обучения и воспитания;

- трансляцию педагогического опыта, авторских методов применения технологий на практике и др.

- обучение продуктивным способам работы в процессе организации деятельности участников при решении поставленной педагогической задачи.

Известно, что авторские технологии не обладают свойством точной воспроизводимости, однако каждая из них включает множество воспроизводимых деталей, приемов, элементов педагогического мастерства. Субьективно-личностнная сторона инфраструктуры авторской технологии с трудом фиксируется при письменном изложении, но наглядно и убедительно передаётся в живом общении с автором, когда слушатель усваивает техническую сторону мастерства, зафиксированную в таких характеристиках как:

- речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);

- мимика, жест, способность управлять эмоциями, считывать эмоциональное состояние по внешним проявлениям собеседника;

- пантомимика (осанка, позы, жестикуляция, умение располагать свое тело в пространстве - сидеть, стоять, передвигаться в аудитории, контролировать движения и действия всех участников и др.);

- способность сосредоточиться на предмете разговора, логически выстраивать нить рассуждения, импровизировать в рамках обсуждаемой проблемы, управлять незапланированными ситуациями;

- раскрепощенность и доброжелательность;

- психологическая избирательность в инициировании диалога, педагогическая зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «неуверенных»;

- способность к педагогической эмпатии, сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;

- умение вести диалог, дискуссию, спор;

- владение чувством времени и др.

Существуют определенные организационно-методические требования к проведению мастер-класса. Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта демонстрирует конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он включает задания, нацеленные на решения предложенной педагогической проблемы. Участники мастер-класса свободны в выборе пути исследования проблемы, вариантов ее решения, использования средств достижения цели, выработке стратегии и тактики, темпа работы. Мастер-класс традиционно начинается с актуализации знаний участников по проблеме. Совместное обсуждение вопроса позволяет актуализировать имеющиеся у группы знания, значительно их расширить за счет опыта каждого из присутствующих на занятии.

В технологии проведения мастер-класса А.В. Машуков и А.Г. Обоскалов [1] предлагают использовать определенный алгоритм[3] поиска решения педагогической проблемы. А лгоритм решения проблемы может иметь следующую структуру: выделение проблемы - панель - объединение в группы для решения проблемы - работа с материалом - представление результатов работы - обсуждение и корректировка результатов работы.

Панель - это этап актуализации знаний в данной проблемной плоскости. Он позволяет озвучить точку зрения участников по проблеме. В ходе обмена мнениями могут высказаться аргументы, как в поддержку предлагаемых идей, так и их опровергающие. Позиция участников мастер-класса может быть основанием для создания соответствующих групп. В ходе обсуждения различных точек зрения происходит уточнение и корректировка проблемы, консолидация и сплочение группы, поиск ресурсов для решения проблемной задачи.

Принятие решения осуществляется в процессе работы с предложенными материалами, в качестве которых выступают текст, литература, документы, краски, звуки, природный материал, модели, схемы и т.д. Этот шаг можно назвать «деконструкцией». Его содержание предполагает «превращение материала в хаос», смешение явлений, слов, событий, вычленение и обособление необходимой информации. Следующий шаг заключается в «реконструкции» проблемы. Он нацелен на создание текста, рисунка, модели, схемы, закона и т.п., которые могут отразить сущность решаемой педагогической задачи.

Таким образом, панель, слово педагога-мастера, актуализирующее деятельность участников по определению пути решения заявленной проблемы, работа с материалами по своей совокупности позволяет подготовиться к представлению результатов работы.

Следующий шаг - обсуждение, а затем корректировка собственного решения педагогической задачи с вариантами, предложенными участниками мастер-класса.

Основными элементами технологии проведения мастер-класса выступают такие процессы как индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, афиширование, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.

Индукция. Системообразующим элементом мастер-класса является проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это может быть зада­ние вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания - чаще всего неожиданное для участников, в чём-то загадочное и обязательно личностное.

Проблемная ситуация характеризует определённое психологическое состояние субъекта, возникающее в процессе выполнения задания, которое требует открытия-усвоения новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен инициировать исследовательский процесс, находится в пространстве профессиональных, учебных, личностных интересов участников мастер-класса.

Мастер представляет область неизвестного, доказывает необходимость работы с ним, обозначает круг объектов, средств, которые позволяют начать работу и постепенно продвигаться от незнания к знанию, от заблуждения к открытию, от осознания проблемы к ее разрешению. Управление мыслительными процессами осуществляется линейно и по концентрическому принципу: новые знания присоединяются к уже имеющимся, возврат к прошлому происходит на новом, более глубоком витке его осмысления, выдвижение смежных вопросов требует дальнейшего осмысления, проработки, исследования хорошо знакомого материала. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называ­ется индуктором (индукцией). Составляя индуктор, важно соотносить его с эмоционально-чувственным, интеллектуальным, исследовательским опытом обучающихся.

Индуктор должен настраивать личность на саморазвитие. Если у студентов (слушателей, педагогов) слабо выражена потребность в самодвижении и саморазвитии, то одного индуктора недостаточно, необходима серия мотивационных приемов формирования данной потребности. Следует актуализировать и другие, не менее значимые потребности, такие как потребность в признании, в самоутверждении, общении, самовыражении, эмоциональном насыщении, свободе, эмоциональном контакте и т.п. Педагог- мастер стремится реализовать широкий спектр потребностей личности, отдавая приоритет потребности саморазвития. Направление педагогических действий на создание у студентов мотива деятельности, принятия цели совместной работы, осмысления путей решения проблемы и уверенность в результативности коллективного творчества – необходимое условие индуцирования познавательного интереса.

Самоконструкция - это выдвижение гипотезы решения задачи, составление проекта будущего текста, рисунка, модели и т.п.

Социоконструкция. Важнейшим элементом технологии мастер-класса является организация групповой работы. Состав малых групп может возникать стихийно, по инициативе участников или по предложению педагога. Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие методического мастерства и психологических качеств участников, учитывая психологические, личностные характеристики членов подгруппы (экстра - и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и т.п.).

Мастер разбивает задание на ряд задач. Группам предстоит предложить способ их решения. Участники свободны в выборе метода, темпа работы, путей поиска. Каждому предоставляется самостоятельность в стратегии и тактике решения задачи, дано право на ошибку и на внесение корректив в создаваемый продукт на каждом этапе работы. Выдвижение идеи, ее оформление и презентация варианта решения и есть социоконструкция.

Социализация. Работа в малой группе актуализирует такие социально-психологические ситуации, которые связаны с взаимным оцениванием друг друга, сопоставлением и коррекцией индивидуальных проявлений, влиянием группы на личность и личности на группу и др. Эти процессы влияют и на характер социализации личности в момент совместного творчества и педагогического общения. Группа, выступая с отчётом о выполнении задания, подключает всех своих членов, предлагая каждому осветить тот или иной аспект решения проблемы. Активность каждого позволяет актуализировать потенциал всей группы, задействовать личный опыт и уникальные способности ее членов, создает условия для успешной самореализации личности каждого участника.

Афиширование - представление продукта деятельности педагога и участников мастер-класса (текстов, рисунков, схем, проектов, решений, модели, урока, занятия и т.п.) и обоснование логики решения задачи.

Разрыв или «озарение», «инсайт», «понимание». Понимание выступает как осознанная проблема познания себя, других, изучаемых приемов, методов, технологий и т.п. Разрыв - это внутреннее осознание участниками неполноты или несоответствия имеющихся знаний для решения новых проблем. Это состояние внутреннего эмоционального конфликта, возникшего на основе потребности критического осмысления имеющихся знаний и сверки поступающей информации с источниками. Разрыв рождает у субъекта потребность в самостоятельном поиске новых знаний, актуализирует научный запрос педагогу-мастеру. Аналогичный процесс можно наблюдать в лабораториях учёных, исследователей, когда длительный поиск приводит не столько к накоп­лению информации по изучаемому вопросу, сколько к качественно новому его переосмыслению, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.

Рефлексия - последний и обязательный этап мастер-класса. Это процесс вербализации чувств и ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса. Рефлексия - богатейший материал для самого педагога-мастера. Она позволяет совершенствовать и оттачивать мастерство в дальнейшей педагогической деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.