Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика этапов построения проблемной лекции




Этап Путь реализации Результат Спектр изменений личности студента
1. Актуализация опорных знаний Цель: вспомнить и актуализировать имеющиеся знания Что мы знаем или должны знать? Фронтальный опрос, рассказ-вступление, решение задачи, индивидуальный устный ответ с последующими необходимыми уточнениями и добавлениями Наличие у студентов опорных знаний, необходимых для осмысленного восприятия противоречий Формируется умение соотносить ответы с образцом, четко формулировать ответы, управлять своим вниманием, развивается стремление к взаимопомощи и оказанию поддержки
2. Анализ проблемного задания Цель: понять начальные условия Почему это происходит? Коллективное обсуждение, изложение преподавателя, постановка проблемного опыта Понимание существования, наличия какого-то несоответствия Формируется умение ответственно относиться к своей позиции и сопоставлять ее с позицией другого, корректировать свою точку зрения
3. Вычленение проблемы Цель: выявление сути противоречия В чем наше затруднение? Что мы не знаем? Изложение преподавателем, индивидуальные суждения-выступления, коллективное обсуждение Вербальная формулировка проблемы Формируется развитие логического мышления, вербализация перехода от анализа противоречия к поиску направления его разрешения, самостоятельность суждений, развитие навыков интеллектуального взаимодействия с партнерами по образовательному процессу
4. Выдвижение всевозможных предположений Цель: выдвижение предположений по решению проблемы Как можно ответить на вопрос, какие могут быть гипотезы? Предложения, выдвинутые преподавателем (изложение); индивидуальные суждения; групповая работа. Наличие ряда гипотез Проявляется гибкость мышления, формируется умение мысленно прослеживать путь решения, аналитико-прогностические умения
5. Сужение поля поиска Цель: проработать каждое из выдвинутых предложений с целью отсева неперспективных Какие гипотезы неперспективны? Какие более перспективны? Изложение-рассуждение преподавателя, индивидуальные суждения, коллективное обсуждение Сужение поля поиска решения, определение рабочей гипотезы Формируется умение делать эскизный проект решения проблемы, анализировать перспективность гипотез, определять недостатки и достоинства предложений, несмотря на их авторство
6. Доказательство рабочих гипотез   Цель: доказать рабочую гипотезу Какое теоретическое или практическое обоснование мы можем предложить? Как доказать справедливость выдвинутой гипотезы? Доказательство гипотезы самим преподавателем (мини-лекция, объяснение), коллективное доказательство под руководством преподавателя (фронтальная беседа) Наличие стройной системы доказательства и уяснение ее сути Формируется умение формулировать и выстраивать логику доказательства, конструировать цепочку причинно-следственных связей, выстраивать свою позицию и быть готовым к ее коррекции или замене
7. Проверка гипотез Цель: осуществить рефлексию проделанной работы, сделать вывод Как проверить правильность решения? или Как доказать правильность доказательства? Задания (на поэтапную проверку правильности выполненных действий, соотнесение начальных условий с характером и содержанием решения и т.д.); упражнения (на проверку правильности вывода путем переноса его на другие, аналогичные исходной, ситуации) Убежденность в правильности полученного вывода Формируется способность к объяснению, оценке собственных действий, убежденность

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.