Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методологические основы менеджмента






Управление социально-экономическими системами (организациями)

Понятие «организация». Характеристики основных этапов жизненного цикла организации. Общие характеристики организаций. Уровни управления в организации. Особенности горизонтального и вертикального разделения труда.

Организация представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые взаимодействуют между собой для достижения определенной цели.. Любая организация в своей деятельности проходит определенные стадии жизненного цикла. Жизненный цикл организации определяется жизненным циклом товара. В составе жизненного цикла товара выделяют следующие стадии: - стадия разработки нового товара; - стадия внедрения; - стадия роста; - стадия насыщения; - стадия стабилизации; - стадия спада; - стадия ухода с рынка, прекращения производства. Стадии, не относящиеся к товару: краха, ликвидации.. Сферу деятельности любой организации можно разделить на две основные среды: внут- реннюю и внешнюю. Внутреннюю среду организации составляет все еѐ элементы. Внешнюю среду организации можно разделить на среды прямого и косвенного воздейст- вия. В среде прямого воздействия главное – это рынок и законы. К среде прямого воздействия относятся: - поставщики; - потребители; - конкуренты. К среде косвенного воздействия относятся: - международные события; - НТП; - политические факторы.Важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, т.е. специализация управленческих работников на выполнении определенных видов деятельности (функций), Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями. Оно построено на выделении трех уровней управления - низового, среднего и высшего. К низовому уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки. Средний уровень - сюда входят также менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятия, его филиалов и отделений. Высший уровень - это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегиче- ское руководство организацией в целом. Три категории работников: руководителей, специалистов и служащих.

Методологические основы менеджмента

Общие методологические подходы к менеджменту: системный подход, процессный подход, комплексный подход и ситуационный подход.

Понятие «метод управления». Классификация методов управления. Характеристика организационно-распорядительных, экономических и социально-психологических методов управления: Основу системы методов, используемых в управлении, составляет общенаучная методология, к-я предусм-т след. походы к решению проблем. Системный подход предпол.расм-е любого эк.объекта, как сист., т.е совокупности взаимосв.эл-в(подсистем) имеющий вход(ресурсы), выход(продук.гот.), связь с внешней средой. Комплексный подход является специфической формой конкретизации системности, так как его основу составляет рассмотрение проблем управления в их связи и взаимозависимости с использованием методов исследований многих наук, изучающих эти же проблемы. Процесный подход, закл.в том, что деят-ть по выполнению ф-й явл.процессом, треб-м опред-х з-т времени и ресурсов. Ситуац-й подх., основывается на том, что пригодность различ-х методов управл-я осущ-ся ситуацией. Метод управления - это совокуп-ть приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей. Выделяют след.методы управ.: организ.распоряд.; эк-е; соц.психол. Организ-распоряд.методы -это способы прямого и однознач-го воздействия руководителя на подчин-х. К числу орган-х методах относ.организ-е.проектир-е, регламентир-е, нормирование. При этом не указ-ся конкетные лица и даты исполнения. При рпаспоряд-х методах(приказ) указ-ся исполнители и даты исполн-я.3 формы проявления организ-распоряд.методов: обяз-е предписания(приказ), согласование(компромисс), рекомендации. Эк-ие методы управлен. - это совокуп-ть прямого и неоднозначного возд-я, к-е использ.матер-ые интересы работника. В каве осн.методов управ.здесь выступают сист.зараб.пл. и рпемирование. Соц-но психолог.методы -это совокуп-ть косвенного и неод-го воздействия, в основе к-го лежит ориентация на человеч.способности.Эти методы предполаг.2 направления воздействие на повед-е работника и повышение его труд-й активност. К ним относится: моральное пощрение; внкшение; убеждение; личный пример.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.