Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 1. 1.1. Ориентировочная анкета (ОА) Авторы: В.Смейкл и М.Кучер






1.1. Ориентировочная анкета (ОА) Авторы: В.Смейкл и М.Кучер

1.1.1. Цель и назначение методики. Область применения Основная цель методики — определить направленность лич­ности в общении с людьми для решения задач в процессе их со­вместной деятельности. Выбор направленности личности как одной из сложных личностных характеристик не случаен, поскольку это качество определяет все поведение человека, отношение к себе и окружающим, а также к задачам деятельности /4/.


Часть II. Глава 3. Стратегии и тактики решения управленческих задач. Методы решения задач

Ориентировочная анкета В.Смейкла и М.Кучеры имеет важное практическое значение, в частности, в кадровой работе в связи с необходимостью эффективного подбора персонала, правильной рас­становки кадров для рационального использования человеческих ре­сурсов, в особенности в условиях производственной деятельности.

1.1.2. Теоретическое обоснование методики

Сложное по своему содержанию понятие " направленность личнос­ти" изучалось многими учеными (B.C. Мерлин, К.К. Платонов, Л.И. Божович, П.М. Якобсон, М.С. Неймарк и др.). Большинство из них пришли к выводу, что направленность личности очерчивает особенно­сти тенденций поведения и действий человека, а также определяет его отношение к другим людям, к самому себе, своему будущему и к тем задачам, которые он ставит и решает.

Направленность личности конкретизируется в особенностях ин­тересов, целей, доминирующих мотивах и потребностях, а также в установках. Система мотивационно-потребностной сферы человека составляет основу направленности его личности.

В психологии наблюдается тенденция рассмотрения направленнос­ти как целого, которое включает в себя подструктуры, например, же­лания, стремления, интересы, склонности, убеждения и т.д., то есть все то, что входит органически в мотивационную структуру личности.

При анализе направленности личности выделяют: а) личную, б) груп­повую и в) деловую направленность. Чешские исследователи В.Смейкл и М. Кучер сконструировали в начале 70-х гг. ориентировочную анкету (ОА). Их подход к оценке направленности личности идентичен со взгля­дами наших отечественных психологов.

Авторы ориентировочной анкеты исходили из того, что направ­ленность как система отношений личности к действительности пред­ставляет собой некое триединство: а) отношение к другим людям как членам коллектива; б) отношение к труду и результатам, продук­там труда; в) отношение к самому себе, своей личности.

В.Смейкл и М.Кучер различают направленность на взаимодей­ствие (ВД); деловую направленность на задачу (НЗ) и личную на­правленность на себя (НС).

Направленность на взаимодействие (ВД) наблюдается в случаях, когда действия субъекта определяются его потребностью в общении с другими людьми, стремлением поддерживать коммуникативные отно­шения. В большинстве случаев люди с этим видом направленности конформны, стараются уйти от ответственности и не стремятся быть







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.