Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. А. Розанов. тальным альтернативам приписываются баллы в иерархической пос-| ледовательности







тальным альтернативам приписываются баллы в иерархической пос-| ледовательности. Затем анализируются баллы всех участников груп-1 пы по всем альтернативам и для каждой подсчитывается средняя: ] величина.

На втором этапе работы участники сравнивают свои оценки col
средними величинами и в 10-балльной системе указывают, в какой!
степени они совпадают. Затем подсчитывается вторая средняя ве-|
личина. На третьем этапе перемножаются две средние величины!
по каждой альтернативе и по результатам определяется наиболее!
предпочтительная альтернатива, т.е. одно мнение из семи предло-|
женных по поводу распределения премии. Это будет альтернатива!
с наименьшей величиной. Для подсчетов используется матрица зна-|
чений /2, 3, 5/. '

Метод " 635"

Одним из вариантов мозгового штурма являет-1 ся метод " 635". В пределах одной группы обмен!

информацией осуществляется в письменном виде. Данный метод| отвечает требованиям:

а) возросшей степени связей, имеющихся между отдельными иде-1
ями, в дальнейшем участники группы углубляют идеи, предложен-]
ные на первом этапе;

б) более ограниченной свободе действий, следствием чего явля-j
ется более высокая конкретность в проработке идей.

С помощью метода " 635" решения вырабатываются постепенно на! протяжении нескольких этапов. Согласно применяемому методу, дол- ] жны разрабатываться только основные идеи, чтобы обеспечить суже-1 ние данного метода по сравнению с методом " мозгового штурма".

Метод " 635" реализуется следующим образом. Основные идеи! сообщают поочередно членам группы. Каждый добавляет свои мыс-1 ли по поводу возможного решения проблемы. Обычно в группе; принимают участие примерно 6 человек. Каждому участнику твор­ческой группы раздаются специальные бланки, где отражаются ; 18 идей (6 чел. х 3 идеи). После этого у всех 6 участников бланки содержат уже 108 идей. Для письменного представления основных I и дополнительных идей, которые прорабатываются индивидуально каждым участником группы, требуется не так уж много времени — порядка 30 минут.

При этом методе соблюдаются следующие условия:

— обеспечивается неоднородность состава группы;


Часть II. Глава 3. Стратегии и тактики решения управленческих задач. Методы решения задач

проблемы формулируются до начала работы группы;

— проблемы сообщаются за 2 — 3 дня до начала работы;

— запрещается устный обмен информацией между участниками
творческой группы.

Метод " 635" может комбинироваться с другими методами, на­пример с методом " мозгового штурма". Идеи могут быть оформле­ны в виде рисунков, если есть такая необходимость. Этот метод может применяться в условиях территориальной разобщенности. Представленные на бланке идеи обоснованы и четки в большей степени, чем устные предложения. Поскольку работа осуществляет­ся письменно, группа активно участвует в проработке идеи /5/.

I Этот метод используется для обсуждения етод голосования с ПОМОщЬЮ экспертов определенных концеп- за и против | цИ£ щщ элементов решения задачи управле-

ния, полученных при помощи метода дневников или метода " 635". Для применения данного метода формируется группа из 15 — 20 человек. Каждый представляет в схематическом виде возможные варианты ре­шения задачи, чтобы все члены группы могли наглядно увидеть их.

Выбираются несколько вариантов, оцениваются в балльной сис­теме членами экспертной группы (жюри). К каждому обсуждаемо­му варианту выделяют два представителя концепции " за" (т.е. за­щитников этого варианта решения) и два представителя " против" (отвергающих данный вариант).

Все сторонники концепции " за" и " против" получают слово и предлагают свои аргументы, которые фиксируются экспертами на специальном табло доводов для наглядности. Продолжительность первого этапа работы — 10—15 минут.

На втором этапе представители концепции " за" и " против" ме­няются местами и приводят дополнительные доводы " за" и " про­тив" рассматриваемых вариантов, которые также фиксируются на табло доводов.

На третьем этапе все доводы обсуждаются экспертами и, если это необходимо, дополняются новыми. После обсуждения эксперты распределяются по 4 — 6 человек для Дальнейшего совершенствова­ния предложенных вариантов.

Подгруппы стремятся усовершенствовать варианты решения разными способами: методами " мозгового штурма", методом " 635" или методом дневников /5/.


Метод

Сущность этого метода заключается в том,

утопических игр высказываются различные идеи, которые в дай ное время не могут быть реализованы. Это

высказанные нереалистичные (утопические) утверждения в виде не: которых идей /5/.

Каждый член группы не испытывает психологических барьеров в общении со своими коллегами по творческой группе. При этом сти-j мулируется их фантазия. Основными приемами метода являются:

— члены группы не ориентируются на деятельность конкретной
организации, особенности ее функционирования;

— не принимается во внимание также порядок планирования в
организации;,

— принятые ранее решения (целевые установки, директивы и
т.п.) не влияют на работу творческой группы.

Единственными требованием, которому должны следовать члены группы, является требование перспективы. Все члены группы де­лятся группы: по 4 —6 человек. Каждая из групп выбирает своего " модератора". Время подачи идей составляет 20 минут. Каждая идея представляется в наглядном исполнении.

Все идеи делятся на две категории (с помощью балльных оце­нок): на модель " утопий" и на модель " неутопий". В модель " утопий" попадают прогнозы желаемого будущего, а в модель " неутопий" — прогнозы нежелаемого будущего. Причем, модель " утопий" допол­няется факторами, препятствующими реализации утопических идей. К модели " неутопий" предъявляется список факторов, вызывающих нежелательные тенденции.

Все высказанные идеи оцениваются при помощи матрицы предпоч­
тений. Такой способ оценки заключается в суммировании индивидуаль­
ных оценок. Он может быть использован также в ряде других форм
коллективного творчества. К методу " утопических игр" может быть под­
ключен метод " мозговой атаки" или метод " за — против" /5/.
TI I Применяется в решении задач, требующих знаний

л _ в различных областях: при сборе информации и конт-

роле за содержанием; при составлении прогнозов, а

также при выявлении взаимосвязанности сложных задач. Данный метод предполагает активный творческий подход всех членов груп­пы в решении проблем. Пассивное участие членов группы исклю­чается. Исходная задача в виде изменения организованной структу-


Часть II. Глава 3. Стратегии и тактики решения управленческих задач.
Методы решения задач___________________________________________

ры состоит в ликвидации разрыва между желаемой и фактической сторонами.

Настоящий метод включает несколько этапов: 1 а) определение проблемы;

б) выявление факторов, способствующих и препятствующих вы­
полнению данной цели, а также установление связи между ними;

в) нахождение вариантов решения проблемы и выбор оптималь­
ного варианта.

Предполагается следующий порядок работы.

1. Каждый член группы независимо друг от друга кратко описы­
вает конкретную управленческую ситуацию. На это отводится
15 минут.

2. Зачитываются самые характерные предложения. Модератор
их фиксирует.

3. С помощью вопросов и ответов модератор исправляет ошибки
и неточности формулировок.

4. Фиксируется число одинаковых предложений.

5. Число отличающихся предложений сводится к минимуму.

6. Модератор обобщает предложения, выражающие мнение группы.

7. Каждый член группы описывает в кратком виде желаемое
положение вещей.

8., Проводится дискуссия в течение 20 минут. Цель ее— выводы, оценивающие данную ситуацию.

9. После дискуссии каждый член группы вносит три предложе­
ния, ранжируя их по степени важности.

10. Цель формулируется в виде предложения, с которым согла­
шается большинство участников.

11. Составляется список факторов, препятствующих достижению
цели.

12. Определяются факторы, способствующие достижению цели.

13. Составляется план реализации организационного изменения.
Мы взяли лишь некоторые, наиболее часто употребляемые на

практике методы решения управленческих задач. Более подробное знакомство с методами, применяемыми при решении управленчес­ких задач, может быть осуществлено при изучении литературы по практическим вопросам менеджмента /5/.


В. А. Розанов:

Резюме

1. Стратегия решения задачи управления имеет непосредствен^
ное отношение к поставленной цели. В понятии " стратегия" реше|
ния задач управления заключено противоречие между актуальный
и реальным, т.е. желаемым и действительным. j

2. В выборе тактики решения руководитель исходит из оценки
значимости задач, временной перспективы и соотношения перепек^
тивных и текущих задач. j

3. Индивидуальный опыт руководителя, а также объективные тре­
бования и личностные особенности лежат в основе использования
определенных тактик.

4. Причины выбора стратегий и тактик решения управленческих
задач во многом носят психологический характер.:

5. В практике управления насчитывается достаточно большое koi
личество методов решения задач управления, выбор которых дикту­
ется организационными целями и ситуационными факторами.

Ключевые слова

Стратегия — Общий, всесторонний план дости-

жения цели.

Тактика Краткосрочная стратегия для дос-

тижения цели, разрабатываемая на
уровне руководителя среднего зве­
на управления. ■

Ответственность — Обязательство выполнить задание

и обеспечить его удовлетворитель­ное решение.

Конфликтная ситуация — Ситуация, которая может привести

к конфликту.

Конфликт Столкновение разнонаправленных

целей, интересов, стремлений, по­зиций, мнений, субъектов взаимо­действия.


Часть II. Глава 3. Стратегии и тактики решения управленческих задач. Методы решения задач

Практическое задание

Каждый менеджер заинтересован в повышении производитель­ности труда. Менеджеры стремятся чтобы отдача от инвестиций была максимальной. Но инвестиция — понятие весьма широкое. Это — не только вложенные деньги. Это — и возможности самого работника, его удовлетворенность трудом, руководителем, отноше­ниями с сотрудниками фирмы и т.д.

Измерить удовлетворенность трудом — дело совсем не простое. Но большинство менеджеров следят не за человеческими потребно­стями и особенностями, а за успехами своего бизнеса. И во многом от этого проигрывают.

Если бы вы были руководителем фирмы, задачей которой являет­ся выживание на рынке, какую стратегию вы выбрали бы?

1) Принуждать работников к более интенсивной работе? __________________

2) Наказывать засбои в их работе? ________________________________

3) Стимулировать деньгами? ____________________________________

4) Обучать их новым методам работы? _____________________________

5) Постоянно находиться в человеческих контактах с ними? ________________

6) Предоставлять им возможность принимать участие в решении
проблем фирмы? ______________________________

7) Заинтересовать их не только денежным вознаграждением? _______________

Каким образом вы стали бы их заинтересовывать? ____________________

8) Какие нетрадиционные формы вы можете предложить?

Вопросы для усвоения

1. Как реализуется управленческая цель?

2. Что такое стратегия решения задачи?

3. Что такое тактика решения задачи?

4. Какие причины лежат в основе их выбора?

5. Что составляет основу стратегии решения управленческой за-

дачи?

6. Какие методы решения задач управления вам известны?

7. Кто принимает решения при мозговом штурме?


В. А. Розанова

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Что содержится в понятии стратегии решения управленческой

задачи?

2. Чем отличается стратегия от тактики?

3. Каковы психологические причины их выбора? Обсудите их.

4. Существуют ли универсальные методы решения управленчес-

ких задач?

5. Предложите конкретную управленческую ситуацию и проиг­
райте в группе применение различных методов для решения
управленческой задачи.

6. Какую из стратегий поведения в условиях социального конф­
ликта вы считаете наиболее целесообразной?

ф- Литература

1. Мвскон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с
англ. - М.: Дело, 1997.

2. Розанова В.А. Психология решения управленческих задач. — М.: АНХ
при СМ СССР, 1989.

3. Розанова В А. Психология управления. Учебно-практическое пособие, —
М.: ЗАО " Бизнес-школа " Интел-Синтез", 1996.

4. Щекин Г.В. Практическая психология менеджмента. Как делать карье­
ру. Как строить организацию / Научно-практическое пособие. — Киев: Ук­
раина, 1994.

5. Шушански Я. Методология рационализации / Пер. с венг. — М.: Эко­
номика, 1987.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.