Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. А. Розанова. Инструкция по использованию теста: Перед вами 10 утвер­ждений






Тест

Инструкция по использованию теста: " Перед вами 10 утвер­ждений. Каждое из них имеет два выбора: " а" и " б". Прочитайте каждое утверждение и выберите подходящий для вас ответ".

1. а) Обычно я настойчиво добиваюсь своего.

б) Чаще я стараюсь найти точки соприкосновения.

2. а) Я пытаюсь избежать неприятностей.

б) Считаю, что когда доказываешь то, в чем ты считаешь себя правым, не следует обращать внимание на дискомфорт.

3. а) Мне неприятно отказываться от своей точки зрения,
б) Я всегда стараюсь войти в положение другого человека.

4. а) Думаю, что не стоит волноваться из-за разногласий

с другими лицами: б) Разногласия всегда волнуют меня.

5. а) Я стараюсь успокоить другого человека и сохранить с ним

нормальные отношения, б) Я считаю, что надо всегда доказывать свою точку зрения.

6. а) Я считаю, что всегда надо искать общие точки зрения,
б) Я думаю, что надо стремиться к осуществлению своих

замыслов.

7. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и прошу его выска-,

зать свое мнение.

б) Я считаю, что лучше показать преимущество своей логики рассуждения.

8. а) Обычно я пытаюсь убедить других людей.

б) Чаще всего я пытаюсь понять точки зрения других людей.

9. а) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы,
б) Беседуя, я слежу за развитием мыслей собеседника.

10. а) Я отстаиваю свою позицию.

б) Я склонен принять другую позицию, если меня убедят.

Обработка результатов данного теста производится следую- i щим образом. Подсчитывается количество совпадений по следую- { щему ключу:

П (стратегия противоборства): 1 — а, 2 — б, 3 — а, 4 — а, 5 — б, ' 6 - б, 7 - б, 8 - а, 9 - а, 10 - а.

Стратегия сотрудничества: 1 — б, 2 — а, 3 — б, 4 — б, 5 — а, ':. 6 - а, 7 - а, 8 - б, 9 - б, 10 - б.


Часть II. Глава 3. Стратегии и тактики решения управленческих задач. Методы решения задач

Оценка результатов

Подсчитывается количество совпадений по двум стратегиям: про­тивоборству и сотрудничеству. Оценивается степень абсолют­ного числа совпадений по этим двум стратегиям. Наибольшее число их будет соответствовать одной из этих стратегий.

3.3. Методы решения управленческих задач

Самым древним методом решения задач является использование так называемой " хорошей идеи", которая в сущности является про­явлением интуиции. Ее называют управленческим " ноу-хау". В этом случае не всегда четко формулируется проблема. Однако нередко на основе интуиции приходит молниеносное видение проблемы и способы ее решения. Роли эвристики придается уникальное значе­ние в решении задач управления. В условиях развития новаторских идей она является составной частью любого организованного сози­дательного процесса /15/.

Для стимулирования творческой фантазии применяются опреде­ленные групповые методы, которые оказывают помощь в выявле­нии, осознании и определении проблемы. На этой стадии исключа­ется оценка, сопоставление и анализ, и создается ситуация для возможно большего числа альтернативных идей по решению про­блемы. При этом отсеиваются нерациональные идеи, сокращаются ограничения, возникающие при решении проблемы, стимулируется желание творческого мышления.

Подобные методы используются в коллективной работе, и только малая часть их применяется индивидуально. Групповая форма при­меняется на протяжении всего процесса реализации программы производства.

В процессе решения управленческих задач доста-

Мозговой штурм

точно часто применяется метод мозгового штурма. в отличие от используемых в работе традиционных совещаний по решению проблем, метод " мозгового штурма" не имеет серьезных недостатков. Обычно методом " мозго­вого штурма" руководит специалист, который часто является орга­низатором рационализации. Его называют модератором.

Сущность данного метода состоит в генерации идей участника­ми творческой группы /8/. Решение по проблеме принимают спе-


В. А. Розанова^


циалисты обычно в количестве 5 — 6 человек. Они знакомятся с пред- i ложенными во время " мозгового штурма" идеями и выбирают те из i них, которые стоит реализовать.

Обычно отбираются примерно 10% выдвинутых идей, а осталь­ные отбрасываются.

Метод

Выбор идеи связан с обсуждением ее специалистами, имеющи-! ми свое мнение по этому вопросу. Процесс обсуждения проблемы' группой, обобщение выдвинутых идей и анализ их специалистами > растягиваются во времени. Существуют различные варианты мето-1 да " мозгового штурма". Одним из них является метод синектики. i Он позволяет не растягивать принятие решения на длительный срок. | Метод синектики отличается от метода " мозгового! штурма" организацией работы творческой группы. Про-!

синектики цедура применения метода синектики содержит четы-]

ре фазы работы.

На первой фазе все участники творческой группы обдумывают проблему и пытаются найти пути ее решения. Свои варианты они фиксируют на бланках (в рабочих тетрадях).

На второй фазе участники группы избирают своего лидера, ко­торый подробно излагает свое мнение по решению задачи.

На третьей фазе каждый участник излагает свои соображения по поводу возможного способа решения задачи. После этого проис­ходит творческая дискуссия, которая направляется лидером.

В процессе дискуссии члены группы достигают согласования различных точек зрения и разрабатывают модель решения задачи. При оценке различных альтернатив, если дискуссия не приводит к выработке общего подхода к решению управленческой задачи, ис­пользуются разнообразные методы согласования.

На последней, четвертой, фазе высказанные мнения и модели решения анализируются группой приглашенных специалистов-экс­пертов. При этом разрешается присутствовать членам творческой группы.

" Tj_______ I Метод дневников. Если решаемая задача настолько
сложна, что требует значительного напряжения твор-1
________ | ческих усилий в течение длительного времени, то со-]

здается специальная группа экспертов.

Членам группы разрешается работать как коллективно, так и| порознь. Каждому участнику группы выдается блокнот, в который! ежедневно записываются наблюдения и формулируются выводы по!


Часть II. Глава 3. Стратегии и тактики решения управленческих задач.
Методы решения задач______________________________________

поводу возможного решения задачи. Такая работа выполняется на протяжений одной-двух недель.

Результаты этой работы обсуждаются на совместной дискуссии. Если руководитель хочет лично познакомиться с каждым из дневни­ков, то они собираются им для обобщения и формулирования тема­тики дискуссии на групповом обсуждении проблемы.

------------- 1 Метод Гордона. Некоторые специалисты по про-

етод блемам управления считают, что метод " мозгового штур- Р" I ма" стимулирует активность участников творческой груп-

пы до того момента, когда группа завершает формирование модели решения задачи. После этого активность участников снижается. Автор этого метода Гордон считает, что не нужно ставить перед группой конкретную задачу, например, как повысить производительность труда. С его точки зрения, следует очертить лишь общую проблему, а собранный в процессе дискуссии материал позволит экспертам сделать более конкретные выводы.

Метод Дельфы. Настоящий метод применяется, ког-

Метод да ПрИ решении задачи выдвигается и обосновывается Дельфы рдд адьхернахив иди когда альтернативы содержатся в

условии задачи. Это разновидность коллективного метода принятия решения. Например, решается задача по распределению премии за выполнение коллективного задания. Высказывается несколько ос­нований, по которым его нужно провести:

а) всем поровну,

б) всем равный процент от оклада,

в) в зависимости от занимаемой должности,

г) с учетом потребностей работника,

д) больше тому, кто внес больший вклад в работу,

е) исходя из выслуги лет,

ж) с учетом сложности выполняемой работы.

При обсуждении на общем собрании не было достигнуто едино­го мнения по поводу возможного премирования. После этого реши­ли поручить трудовому коллективу найти способ решения этой за­дачи. Решение должно быть принято с учетом всех приводимых мнений. Для этого и был использован метод Дельфы.

Он состоит из трех этапов. На первом этапе участник оценивает каждое основание по субъективному предпочтению в 10-балльной системе оценок. Высшим баллом считае'тся 1 (единица, а не 10). Ос-







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.