Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мораль.






« Мораль не только регулирует взаимоотношения людей, но и участвует в формировании человеческой личности, её самосознания. В этом состоит воспитательная функция морали. Господствующие в обществе моральные нормы и принципы в процессе обучения и образования целенаправленно вносятся в сознание человека, прививаются ему. Мораль учит поступать таким образом, чтобы при этом не было плохо другим людям. Она формирует потребность относиться к другим, как к самому себе, возвышать себя через возвышение других, осознавать последствия своих действий для других… Основные принципы морали проявляются в моральных нормах – конкретных правилах поведения, определяющих, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них особенно чётко прослеживается императивно-оценочный характер морали. Моральные нормы непосредственно затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений, предписывая людям проявлять взаимную заботу, уважение, поддержку, быть скромными, правдивыми, искренними, формировать в себе трудолюбие, тактичность, мужество. Нравственной нормой каждого человека является вежливость, порядочность, честность. Не обидеть слабого, не унизить, не оскорбить женщину, не мешать окружающим в общественном месте – всё это простейшие нормы человеческого поведения. Сила воздействия нравственных норм, заставляющих человека поступать определённым образом, обеспечивается с помощью общественного мнения: ведь каждому неприятно прослыть невежливым, грубым, бестактным человекам, испытать осуждение или насмешки окружающих. Общественное мнение, формируя некоторые стандарты поведения, служит как бы гарантом безопасности каждого, защитой от морального произвола других и в этом плане выполняет организующую и охранительную функцию. Однако роль общественного мнения неоднозначна. Вот что думают по этому поводу некоторые студенты: Почему общественное мнение так нетерпимо к тем, кто желает жить, как ему нравится, высказывать свои взгляды. Отстаивать свои принципы, иметь свои вкусы? Почему человек должен безоговорочно подчиняться общественному мнению, ведь оно ещё не есть истина? Если всё время оглядываться на общественное мнение, может развиться комплекс неполноценности. Поэтому стоит поступать так, как считаешь нужным, и оценивать с этих позиций тех, кто придерживается общественного мнения». (Т.В. Мишаткина).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Какие две функции морали выделены автором?

2. Как автор характеризует моральные нормы? Приведите три характеристики.

3. Автор неоднозначно оценивает роль общественного мнения. Опираясь на содержание текста и обществоведческие знания и жизненный опыт, приведите два положительных и два отрицательных проявления общественного мнения.

4. Один из студентов считает, что общественное мнение ещё не является истиной. Какими аргументами он может доказать своё утверждение? Сформулируйте три возможных аргумента.

ПРАВО.

« Право как социальный регулятор – это, прежде всего инструментальная ценность, т.е. ценность, выступающая в качестве инструмента. Орудия, средства, обеспечивающего функционирование других социальных институтов. Самым общим образом собственную ценность права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоёв населения, социальных групп. Даже тогда, когда право выступает в качестве права сильного или права власти, когда его содержание по основным своим характеристикам часто не соответствует нуждам прогресса, оно всё же представляет собой социально ценное, хотя и крайне ограниченное явление по сравнению с тем, что ему противостоит, - с произволом, своеволием, с субъективизмом индивидуумов и групп. Ведь социальная свобода и активность людей могут иметь различный характер. Не связанные правом, вне права, они без преград могут перерасти в произвол. В праве же социальная свобода и активность в той или мной мере отражают единство свободы и ответственности, существуют в очерченных законом рамках, в сочетании с юридическими обязанностями. Собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима.

(С.С. Алексеев).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Назовите две ценности, которыми, по мнению автора, обладает право.

2. Опираясь на текст, сформулируйте три свойства права, которые выражают его роль в обществе.

3. Автор утверждает, что «даже тогда, когда право выступает в качестве права сильного или права власти оно всё же представляет собой социально ценное явление» Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

4. Автор утверждает, что собственная ценность права зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима. Опираясь не знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

«Три кита.

Для того чтобы выполнять функции регулятора, стабилизирующей силы, законы обладают рядом особенностей. Важнейшие среди них три. Три, назовём их так, «кита». Первый «кит» - нормативность. Законы, устанавливают нормы – обязательные для каждого, одинаковые для всех, единые правила игры. Это необходимо для того. Чтобы не было разнобоя и не приходилось каждый раз заново решать, что делать в повторяющихся случаях жизни. И в связи с этим не было произвола, связанного с ним беззакония. Тут есть и некий демократический потенциал, момент справедливости: не разнобой и привилегии, а общие правила, одинаковые для всех! Регулирование поведения людей при помощи общих правил (норм) нацелено но то, чтобы ввести в нашу жизнь единый, постоянный порядок надолго вперёд. И вместе с тем здесь есть нечто глубокое, относящееся к самим основам нашей жизни. Любопытно, что и древнерусское слово «кон», от которого произошло слово «закон», означало общее правило, и закономерности – первоосновы жизни людей. Второй «кит» - строгая определённость, чёткая фиксированность содержания законов в письменных документах (которые так и называют – «законы» или «указы», «постановления» и т.д.). Достойно внимания как тесно переплелись два явления культуры – законы и письменность. И, наконец, третий «кит» - государственная обеспеченность и отсюда – высокая надёжность юридических норм, закрепляемых законом. Через специальные государственные органы (суд, органы следствия, надзора, другие правоохранительные учреждения) юридические нормы могут, образно говоря, настоять на своём. Угроза применения порой довольно жёстких принудительных мер побуждает, как правило, даже нерадивых людей следовать тому образцу поведения, который предусмотрен законами. Вот такие «три кита» позволяют законам с успехом регулировать отношение людей, делая их стабилизатором, упорядочивающей силой, закреплять устойчивый, твёрдый, постоянный порядок в нашей жизни, жизни общества. Позволяют, по словам знаменитого философа Иммануила Канта, определять «для всех, что им по праву должно быть дозволено или не дозволено». Антиподами законов, господствующими при их отсутствии, являются произвол, беспредел, хаос, распад общества». (С.С. Алексеев).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Назовите три важнейшие особенности законов, приведённые автором.

2. Какое значение, по мнению автора, имеет нормативность законов. Приведите три положения из текста.

3. Раскройте на примерах утверждение автора о функциях закона как регулятора общественных отношений. Приведите по одному примеру, относящемуся к каждой сфере общественной жизни.

4. Говоря о том, что законы обеспечены силой государства, автор приводит аргумент, что угроза применения «порой довольно жёстких принудительных мер» побуждает людей следовать тому образу поведения, который предусмотрен законами. Опираясь на знание обществоведческого курса, приведите три аргумента, доказывающих, что применение принудительных мер свойственно демократическому государству.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.