Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Девиантное поведение.






Профилактика наркомании.

«Наркотики среди молодёжи сейчас распространились в размерах, тревожащих общественность России. Уровень потребления наркотиков может рассматриваться как угрожающий генофонду нации, если 5% населения страны потребляют наркотики. По данным последних социологических исследований, в России данное процентное соотношение выше…

Как показали исследования, подростков, потребляющих наркотические препараты, можно встретить в любой компании. Подчас они лидируют среди молодёжи, воспринимаются как люди удачливые, смелые, самостоятельные, причём подростками перенимаются поведение, манеры, стиль таких лиц. Подросткам становится необходимым ориентироваться в вопросах наркотизации, чтобы не прослыть «белой вороной»… Вопрос о приёме наркотиков обусловлен только временем и ситуацией. Вовлечению подростков в наркотизацию способствуют социально-экономические условия современности. Всё чаще потребление наркотиков выступает способом адаптации к сложной микросоциальной обстановке, решения личностных проблем, служит порой средством самоутверждения.

Политика и пропаганда зачастую носит «шоковый характер», оборачивается раскручиванием репрессивного механизма, выталкиванием подростков из общества в криминогенную среду. Наряду с соответствующим правовым обеспечением решение проблемы предполагает также создание и внедрение молодёжных программ здорового образа жизни, в основу которых легла бы объективная и вызывающая доверие информация о наркотизации и её последствиях и целью которых было бы формирование у молодёжи стилей и моделей образа жизни, социально приемлемых и одновременно представляющих возможности для более адекватной реализации личности…

Не страх наказания способен удержать молодёжь от употребления наркотиков, а объяснение последствий злоупотребления наркотическими препаратами. Необходима стратегия предупреждения наркомании…»

(Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, Ф.Д. Кадрия, И.П. Савченко, В.А. Шаповалов).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Укажите два основных направления профилактики наркомании среди молодёжи, названных авторами.

2. Найдите в тексте три аргумента, подтверждающих вывод авторов о том, что распространение наркотиков в России достигло тревожащих общественность размеров.

3. Почему так трудно бороться с наркоманией среди молодёжи? Используя текст и собственные знания, укажите три фактора, затрудняющих эту борьбу.

4. Используя текст и свои знания, объясните слова авторов о том, что «необходима стратегия предупреждения наркомании», и самостоятельно сформулируйте два её направления.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. «Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности)…из одной социальной позиции в другую. Существует два основных вида социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта на одном и том же уровне. Перемещение некого индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как мужа, так и жены) в другую при разводе или повторном браке, с одной фабрики на другую при сохранении своего профессионального статуса, - это всё примеры горизонтальной социальной мобильности…

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существуют два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъём социальный спуск. В соответствии с природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности. Входящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группой в более высокий пласт». (П.А. Сорокин).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Какое определение социальной мобильности даёт П.А. Сорокин? Мобильность каких двух социальных субъектов анализируется в тексте?

2. В каких формах, по мысли автора, существуют восходящие течения социальной мобильности? Приведите пример, иллюстрирующий одну из форм.

3. Описывая ситуации социальной мобильности, П. Сорокин привёл такое сравнение: «В первом случае «падение» напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором – погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту». Опираясь на текст и знания курса, укажите тип социальной мобильности, две её формы и направление социального перемещения, отражённые в приведённом сравнении.

4. С переходом общества в индустриальную фазу развития социальная мобильность существенно возрастает. Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите три причины этого явления.

«Социальная структура общества не является застывшей; в ней постоянно происходят колебания и перемещения, т.е. ей свойственна социальная мобильность. Социальная мобильность – это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин «социальная мобильность» был введён П.А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях: вертикальном – движение вверх и вниз, горизонтальном – передвижение на одном и том же социальном уровне. В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в момент структурной перестройки экономики. В этом случае важным «социальным лифтом», обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности. Маргинальность – понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы…Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некой социальной общности без последующего вхождения в иную общность или полной адаптации в ней. Маргинал – это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью… Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создаёт сложности, как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии Маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону».

(Минаев В.В., Архипова Н.И., Безбородов А.Б., Косякова Н.И.).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Опираясь на текст, укажите черту, определяющую сущность социальной мобильности. Каковы (по П.А. Сорокину) основные направления социальной мобильности?

2. Назовите два указанных автором обстоятельства, при которых образование выступает важным «социальным лифтом». Объясните любое из обстоятельств.

3. Кого авторы называют маргиналом? Дайте определение и приведите с опорой на знания курса и факты общественной жизни три примера маргинальности.

4. В последнее время, как отмечают авторы, социологи увидели в маргинальности положительную сторону. Укажите любые три проявления этой стороны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.