Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правозаконность, правовое государство.






«Пожалуй, ничто не свидетельствует так ярко об особенностях жизни в свободных странах, отличающихся от стран с авторитарным режимом, как соблюдение принципов правозаконности. Это означает, что правительство ограничено в своих действиях заранее установленными гласными правилами, дающими возможность предвидеть с большой точностью, какие меры принуждения будут применять представители власти в той или иной ситуации. Исходя из этого, индивид может уверенно планировать свои действия. Смысл принципа достаточно ясен: сфера, где органы исполнительной власти могут действовать по своему усмотрению, должна быть сведена к минимуму. Любой закон в какой-то мере ограничивает индивидуальную свободу, сужая круг средств, которыми люди могут пользоваться для достижения своих целей. Но правозаконность ограничивает возможности правительства, не даёт ему произвольно вмешиваться в действия индивидов, сводя на нет их усилия. Зная правила игры, индивид свободен в осуществлении своих личных целей и может быть уверен, что власти не будут ему в этом мешать… Таким образом, правозаконность служит не только щитом свободы, но и отлаженным механизмом её реализации… Мнение, что правозаконности ничто не угрожает до тех пор, пока все действия государства санкционированы законом, совершенно неверно. Дело в том, что действия правительства могут быть законными и всё же противоречить принципам правозаконности… Принципы правозаконности накладывают определённые требования на характер самих законов. Они допускают общие правила, известные как формальное право, и исключают законы, прямо нацеленные на конкретные группы людей или позволяющие кому-то использовать для такой дискриминации государственный аппарат. Таким образом, закон ограничивает область действия властей, однозначно описывая ситуации, в которых они могут и должны вмешиваться в деятельность индивидов». (Ф. Хайек).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. В чём, по мнению автора, проявляется смысл принципов правозаконности? Назовите любые два проявления.

2. Какие требования, по мнению автора, накладывают на характер законов принципы правозаконности?

3. Автор утверждает, что правозаконность стала отлаженным механизмом реализации свободы. Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, приведите три доказательства правильности авторского утверждения.

4. Автор утверждает, с одной стороны, что «любой закон в какой-то мере ограничивает индивидуальную свободу», а с другой – что «правозаконность служит щитом свободы». Опираясь на знания курса, приведите три доказательства того, что позиция автора не является противоречивой.

ПРЕСТУПНОСТЬ. «Что такое преступность? В самой обычной форме, как это сформулировано криминологической наукой, преступность не сумма преступлений, но массовое, исторически изменяющееся, относительно самостоятельное социально-правовое явление, которое подчиняется определённым закономерностям, имеет свои причины…Для понимания природы преступности важно иметь в виду, что она отражает особенности, противоречия и деформации социального бытия. Правомерно сказать, что преступность есть крайнее выражение противоречий общественного развития, влекущее такие негативные последствия для общества и его членов, которые не влечёт ни одно из других явлений общественного процесса. Преступность наносит ущерб экономическим, идеологическим, социально-культурным и иным отношениям в обществе, правопорядку в нём, жизни, здоровью, интересам личности, «изымает» из нормальной жизни и созидательной деятельности общества и его членов. Преступность – явление социальное, ибо коренится в недрах общественных отношений, но она ещё и явление правовое, ибо к преступным относятся лишь те деяния, которые предусмотрены уголовным законом…

Весь человеческий опыт говорит, что переоценка уголовных наказаний, переизбыток уголовных законов никогда к положительным результатам в борьбе с преступностью не приводили. Скорее наоборот. Жестокость рождает ответную жестокость. Уголовное законодательство и уголовная репрессия должны быть экономны, разумны и гуманны». (Карпец В.И).

ВОПРОСЫ ПО ТЕКСТУ.

1. Какие две причины, по мнению автора документа, способствуют развитию преступности?

2. Выпишите из текста фразу, содержащую перечисление сторон общественной жизни и жизни граждан, которым преступность наносит ущерб. Приведите любой пример, иллюстрирующий негативное влияние преступности на общественную жизнь или жизнь граждан.

3. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающие связь уровня преступности и состояния общества, условий жизни.

4. Опираясь на знания обществоведческого курса, подтвердите или опровергните утверждение автора о связи гуманизации уголовного законодательства и снижения преступности. Приведите три аргумента в защиту своей позиции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.