Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Произведения русской классической литературы – основа балетного творчества Р.К. Щедрина






Балеты Родиона Константиновича Щедрина (р. 1932) украшают репертуар многих советских и за­рубежных театральных коллективов. Композитор дебютировал в этом жанре балетом «Конек-Горбунок». Его либретто по знаменитой сказке П.П. Ершова написали В.И. Вайнонен и П.Г. Маляревский, первая постанов­ка была осуществлена А.И. Радунским на сцене Большого театра в 1960 г. Высокую оценку заслужила и следующая сценическая версия «Конька-Горбунка» в Ленинградском Малом театре оперы и ба­лета, осуществленная балетмейстером И.Д. Бельским. Затем к партитуре Р.К. Щедрина обра­щались хореографические труппы Свердловска, Горького, Саратова, Таллина и других городов страны.

Как пишет И.В. Лихачева: «В балете Щедрина оживают сказочные персонажи Ершова, живущие и действующие в родной стихии, говорящие на истинно русском языке – выразительном и красочном, исполненном юмора и лиризма. В музыке композитора ощущается не только мастерское владение национальным мелосом, но и его горячая любовь к героям народных сказок, пристрастие ко всему исконно-русскому – к песням, танцам, обрядам и обычаям. Поэтическому слову и просто бытовой стороне жизни народа». [47]

 

 

Краткое содержание балета.

Балет в четырех действиях, восьми картинах с прологом и эпилогом.

Деревенская изба. Воскресный день. Братья Гав­рила, Данила и Иван собираются на гулянку. С поля возвращается старик-отец. Он просит сыновей найти злого вора, уничтожившего их урожай пшеницы.

Ночное поле. Братья, выпив для храбрости, засыпают. Перед Иваном появляется чудо-кобылица. Он хватает ее за хвост и садится верхом. Кобылица, как ни старается, не может сбросить седока. Она просит Ивана отпустить ее на волю, обещая за себя выкуп. Иван отпускает ее. Кобылица дарит ему двух золотогривых коней и в придачу маленького Конька-Горбунка с аршин­ными ушами.

Небо светлеет. Это пролетают жар-птицы. Одна из них роняет перо. Иван устремляется за сверкающим перышком. Появляются Данила и Гаврила и уводят коней продавать в град-столицу.

Базарный день. Братья с конями ста­новится в конный ряд. Тут вбегает Иван и объясняет, что хозяин он. Царь назначает конюшенным Ивана.

Царский спальник, подсматривая за Иваном, замечает у него перо жар-птицы. Дождавшись, когда Иван заснет, он крадет перо и прино­сит его парю с доносом на конюшенного. Царь восхищен красотой пе­ра. Под волшебным пером оживает и сходит со стены красавица царь-девица. Царь без памяти влюбляется в нее, но красавица тут же исчезает. По совету спальника царь посылает Ивана привезти ему царь-девицу. Конек-Горбунок обещает помочь другу.

Иван приносит царю царь-девицу. Потерявший от любви голову царь хо­чет немедленно жениться, но красавица требует достать сначала со дна морского ее перстень. Царь приказывает Ивану раздобыть перстень.

Во дворце все готово к свадьбе. Только царь-девица грустит, вспоминая об Иване. А вот и он сам, в руках у него – перстень. Царь передает перстень красавице и тут же хочет идти с ней к венцу. Но царь-девица смеется над стариком и предлагает ему сначала искупаться в котле с кипящим молоком, чтобы помолодеть. Спальник нашептывает царю, что надо искупать сначала Ивана. Царь зовет Ивана и приказы­вает ему прыгать в котел.

Конек-Горбунок снова приходит другу на выручку. Он ворожит над котлом, после чего Иван смело ныряет в кипящее молоко. Выходит он оттуда чудо-красавцем. Следом прыгает в котел царь и исчезает там.

Народ приветствует Ивана и царь-девицу, водит вокруг них величальные хороводы. Пожелав всем счастья, Конек-Горбунок улетает. [48]

Материалом для новых работ Щедрина в музыкально-хореографическом жанре стали выдающиеся шедевры русской классической литературы. В 1972 г. герои романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» впервые пришли на балетную сцену – одноименный балет по сценарию Б.А. Льво­ва-Анохина был поставлен в Большом театре. «Трудность музыкально-хореографического прочтения романа Л.Н. Толстого, – говорит Щедрин, – видится мне, прежде всего, в выборе определенного подхода к сложнейшем произведению мировой литературы, так как безбрежность Толстого дает повод для различных жанровых и драматургических решений».[49]

Музыка балета современна, но вместе с тем она связана с лучшими традициями русского музыкально-классического искусства. В этом спектакле в ка­честве балетмейстера выступила М.М. Плисецкая с соавторами Н.И. Рыженко и В.В. Смирновым-Головановым. М.М. Плисецкая исполняла и главную партию, а ее партнерами стали М.Э. Лиепа, Н.Б. Фадеечев, Ю.К. Владимиров и другие известные мастера. Партитура балета впоследствии стала основой концертного произведения для симфонического оркестра «Романтическая музыка».

Премьера состоялась 10 июня 1972 г. в Москве, в Большом театре.

 

Краткое содержание балета.

Балет в трех действиях с эпилогом.

Пролог. Вокзал Петербургской железной дороги. На перроне – Вронский, встречающий свою мать. Из поезда выходят Анна, их взгляды встретились.

Метель. Анна погружена в свои мысли. За снежной пеленой появляется фигура Вронского. В его пылком объяснении страстная мольба.

Салон княгини Бетси. Улучив удобный момент, Вронский останавливает Анну. На них обращает внимание общество. Муж пытается увести Анну, но она остается.

Скачки. Внезапное падение Вронского вызывает ужас и смятение Анны. Она больше не может и не хочет ничего скрывать и говорит мужу о своей любви к Вронскому.

Анна и Вронский должны скрывать свою любовь, они уезжают за границу, а Каренин, не дающий развода, остается с сыном.

За границей Анна чувствует себя счастливой и полной радости жизни, но мучительно начинает тосковать о сыне. Она тайно приходит в дом Каренина, чтобы увидеть сына. Ее свидание с Сережей полно нежности и безыс­ходного горя. Но входит Каренин. Анна должна уйти. Она понимает, что навсегда потеряла сына. Анна несчастна: ее мучит разлука с сыном, презрение общества, боязнь потерять любовь Вронского, ей кажется, что он начинает охладевать к ней. И не в силах так больше жить бросается под поезд. [50]

В 1980 г. зрители впервые познакомились с музыкально-хореографическим претворением чеховской пьесы. М.М. Плисецкая ставит в Боль­шом театре балет Р. Щедрина «Чайка» в сценографии художника В.Я. Левенталя. Выдающаяся балерина исполняет и две основные пар­тии – Нины Заречной и Чайки. Либретто написали совместно компози­тор и художник. Необычная партитура предстала в форме двадцати четырех прелюдий, трех интерлюдий и одной завершающей постлюдии. Такое музыкально-композиционное решение было наиболее подходящим для воплощения мира чеховских героев. Прелюдирование не препятствует симфониче­ской разработке основных музыкальных тем балета – «чайки», «люб­ви», «колдовского озера», «дачной жизни», «осенних вечеров». Наоборот, развитие их, переходящее из прелюдии в прелюдию, соотносится с законами чеховской драматургии. Премьера состоялась 27 мая 1980 г. в Большом театре.

 

Краткое содержание балета.

Балет в двух действиях.

Озеро. Вдали летит чайка. Приходит Нина Заречная. Треплев радостно ее встречает. Появляются Аркадина и Тригорин. Они пришли посмотреть любительский спектакль – в пьесе Треплева выступит Нина Заречная. Аркадина знакомит Заречную с Тригориным. Он с интересом рассматривает Нину, которая глядит на него с восторгом и благоговением.

Провал пьесы. Аркадина и Тригорин уезжают из имения.

Прошло два года… Озеро. Вдали летит раненная чайка…У старых полуразрушенных подмостков сцены в саду – Констан­тин Гаврилович Треплев. Появляются другие обитатели усадьбы.

Треплев один в своем кабинете. Появляется Заречная – поникшая, безжизненная, потухшая. Треплев горячо и страстно объясняется ей в любви. Но Нина безответна и холодна, говорит, что любит Тригорина и уходит. Выстрел. Треплев медленно падает. Вдали летит чай­ка-символ вечного тревожного полета, порыва вдаль, творческой не­успокоенности, веры в будущее. [51]

Еще одно произведение Р.К. Щедрина обогатило балетный театр. Композитор аранжирует фрагменты из оперы Бизе «Кармен» для одноактного балета, который получает название «Кармен-сюита». В 1967 г. его поставил на сцене Большого театра кубинский балетмей­стер Альберто Алонсо. Роль главной героини принадлежит к выдающим­ся достижениям М.М. Плисецкой. Балет Бизе-Щедрина в различных ин­терпретациях вошел в репертуар десятков театров, неоднократно ста­вился за рубежом. Не меньшую популярность завоевала «Кармен-сюи­та» и на концертной эстраде.

 

8. Крупнейший композитор-симфонист А.Я. Эшпай и его вклад в развитие советских балетов

Уже в 60-х гг. Андрей Яковлевич Эшпай (р. 1925) получил известность как автор крупных симфонических сочинений, инструментальных концертов и вместе с тем лирических песен, получивших широкую популярность у слушателей. Композитор завоевал признание благодаря сочетанию яркого мелодизма и непосредственности с глубиной мысли, современностью выразительных средств. Все эти черты присущи и балетным партитурам Эшпая. Композитор впервые обратился к жанру балета в середине 70-х годов, избрав в качестве литературной основы своего произведения известную пьесу А.Н. Арбузова «Иркутская история». Этот сюжет был предложен ему хореографом Ю.Н. Григоровичем, который и написал сценарий балета «Ангара» вместе с В.Ф. Соколовым.

«Ангара» была поставлена на сцене Большого театра Ю.Н. Григоровичем, премьера балета состоялась 30 апреля 1976 года. В спектакле участвовали ведущие солисты Большого театра – Н.И. Бессмертнова, В.В. Васильев, М.Л. Лавровский. Критика расценила произведение, как одно из наиболее удачных обращений к современной теме в балете. Музыке балета свойствен острый драматизм, определяющийся самим сюжетом. Вместе с этим композитору удались все лирические мотивы, связанные со светлым чувством любви и счастья.

Григорович закономерно стал лидером всего советского балетного театра, начиная со второй половины 50-х годов. «Ангара» стала его первым спектаклем на современную тему. Применение в «Ангаре» художественных принципов, выработанных Ю.Н. Гри­горовичем в предшествующих балетах, оказалось убедительным и плодотворным.

В центре спектакля – проблема нравственных исканий сов­ременной молодежи, тема становления личности. «Молодежь му­жает и выковывается, проходя через серьезные жизненные испытания. Спектакль утверждает единство личности и коллек­тива, серьезность отношения к жизни. Его драматургия стро­ится на непосредственном сопоставлении этапных, узловых мо­ментов в жизни героев, причем каждый из них решен в развер­нутой танцевальной сцене, – пишет В.В. Ванслов». [52]

Музыка Эшпая написана в лучших традициях советских балетных партитур. Она образна и симфонична, проста и вме­сте с тем современна по языку, мелодична и имеет интерес­ные гармонические находки, танцевальна и содержательна.

«Ангара» – спектакль, полный динамики. Ни одна сцена в нем не повторяет другую, и все дается в развитии: «развива­ются образы главных героев, развивается масса, обретающая в своей танцевальной характеристике все новые и новые грани (отдых и труд, лирика и драма, праздник и устремление в буду­щее), развивается и образ Ангары, предстающей то величаво-спокойной, то драматичной, то разбушевавшейся и грозной»[53].

В «Ангаре» классический танец – основа решения и обра­зов главных действующих лиц и массовых сцен. Классический танец дополняется и обогащается органически включенными в него элементами народного и бытового танцев, драматической пантомимы, физкультурно-спортивных движений, свободной пластики, претворяющей реальные жизненные движе­ния, многообразные проявления труда и быта.

«Ангара» – спектакль этапный для решения современной темы в нашем балете именно потому, что он обобщает накоп­ленные ранее достижения, тем самым открывая новые пути и перспективы дальнейшего плодотворного развития, определяя его направление.

 

Краткое содержание балета.

Балет в двух действиях, восьми картинах с прологом и эпилогом.

Величественна и непокорна река Ангара. Подчинить Ангару воле человека пришли на ее берега молодые строители. Вместе с ними – Валентина, Сергей, Виктор. После трудового дня Валентина встречается с Виктором.

На вечеринке молодых строителей, где Виктор всегда партнер Валентины, она случайно встречается с Сергеем. Их неосознанно влечет друг к другу. Но вечеринка закончена, и Валентина уходит с Виктором. Сергей страдает от неразделенной любви.

Выходной день. Валентина ждет Виктора. Но он беззаботно ухаживает за девушками и, подхватив одну из них, убегает. Валентина в растерянности остается одна. Появляется Сергей. Он страстно признается Валентине в любви. Она не знает, что ответить Сергею, так внезапно вошедшему в ее жизнь.

Валентина мечтает о настоящей любви, представляет себя счастливой невестой, женой, матерью. Незаметно подкравшийся Виктор смеется над мечтами девушки. Валентина оскорблена. Приходит Сергей. Его любовь к Валентине неизменна. В девушке пробуждается любовь. Она покорена преданностью Сергея, его чистым и открытым чувством.

Весело и радостно играется их свадьба. Валентина и Сергей нашли друг друга, и мир им кажется прекрасным. Новоселье. Вдруг раздается резкий звук сирены. Непокорная Ангара вышла из берегов. Сергей бросается на помощь друзьям.

В схватке со стихией гибнет Сергей. Валентина живет лишь мыслями о погибшем любимом. Но жизнь продолжается. Она вовлекает в свой круговорот Валентину. Анкара покорена строителями. И вместе с ними – вновь поверившая в жизнь Валентина. [54]

 

В 1976 г. за балет «Ангара» А.Я. Эшпаю была присуждена Государственная премия СССР. Успех этого балета вдохновил композитора на продолжение работы в этом жанре. В 1980 г. на сцене Куйбышевского театра оперы и балета увидел свет рампы его новый балет «Помните!», в котором нашли образное воплощение призыв композитора к борьбе с насилием, вера в победу сил добра и справедливости. Первым постановщиком балета стал И.А. Чернышев. В 1981 г. балет «Помните!» («Круг») был показан во время гастролей театра в Москве. Как считает Л.А. Новоселова: «Сложный по проблематике (апокалипсис, гибель цивилизации, ее возрождение под воздействием вечной любви), балет не имеет аналогов ни в прошлом, ни в настоящем»[55].

 

Краткие выводы по теме:

 

1. Первая половина XX века оказалась очень плодотворной для советского хореографического искусства. Именно в эти годы в балет приходят талантливые и выдающиеся композиторы Р.М. Глиэр, Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев, Б.В. Асафьев и другие, чье твор­чество оказало огромное влияние на дальнейшее развитие балетной музыки.

2. Впервые ведущими композиторами и балетмейстерами были сделаны попытки воплощения современной темы в балетах. Первая половина 30-х годов была ознаменована целой группой балетов о современности.

3. В основу балетов, созданных в 20-50 годы XX века, были положены важные исторические события: Октябрьская революция 1917 г., крестьянские восстания под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева, предпринимались попытки отразить классовые предпосылки революционных выступлений народа.

4. Советские балеты оказали существенное влияние и на развитие исполнительского искусства. Образы современных героев, создававшиеся артистами балета, оказы­вали огромное влияние на становление их мастерства. Участие в современных спек­таклях неотделимо от творческого роста таких артистов, как Ю.В. Соловьев, А.А. Макаров, И.А. Колпакова, Г.Т. Комлева, А.И. Сизова – в Ленинграде и В.В. Ва­сильев, М.Л. Лавровский, Ю.К. Владимиров, Б.Б. Акимов, Н.В. Тимо­феева, Е.С. Максимова, Н.И. Бессмертнова – в Мо­скве.

5. Воплощение современности заставляло находить музыкальные и танцевально-пластические приемы для ее характеристики, обуславливало связь искусства с музыкой и танцами, стимулировало проявление народного творчества в балете.

 

Список литературы:

· Ванслов, В.В. Новые черты музыки и хореографии в балетах о современности [Текст] / В.В. Ванслов // Музыка и хореография современного балета. - № 3. – Л.: Музыка, 1989. – С. 5-36.

· Казаринова, Т.А. Хореографическое воплощение народно-героической темы в балете 1920-1930-х годов: монография [Текст] / Т.А. Казаринова. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2008. – 153 с.

· Мусский, С.А. Самые знаменитые композиторы России [Текст] / С.А. Мусский. – М.: Вече, 2003. – 456 с.

· Советские балеты: краткое содержание [Текст] / под ред. С.В. Аксюка. – М.: Советский композитор, 1984. – 156 с.

· Популярная энциклопедия искусств: кинематограф, музыка, танец, балет [Текст]. – СПб.: Диля, 2001. – 544 с.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.