Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретик и профессор балета Р.В. Захаров






Ростислав Владимирович Захаров (1907-1984) был главной фигурой советского балета эпохи хореодрамы. Перед отечественной хореографией у Захарова несколько выдающихся заслуг: создание балетной Пушкинианы; организация кафедры хореографии при ГИТИСе, т.е. высшей школы балета; написание трудов – учебников высшего порядка для будущих балетмейстеров; постановки массовых хореографических праздников, приуроченных к историческим и политическим событиям. И, наконец, главное – обоснование необходимости и целесообразности жанра хореодрамы на основе традиций и завоеваний русского театра, и, прежде всего системы МХАТ и К.С. Станиславского.

Захаров родился в Астрахани, окончил Ленинградское хореографическое училище в 1926 году по классу В.И. Пономарева. Стал солистом Харьковского, а затем Киевского театра оперы и балета, где проработал до 1929 г. Вернувшись в Ленинград, он в 1932 г. оканчивает режиссерское отделение театрального техникума у известного режиссера Сергея Радлова. А в 1934 рождается первый шедевр Захарова – балет на музыку Б.В. Асафьева «Бахчисарайский фонтан», впервые показанный на сцене Кировского театра, в даль­нейшем обошедший многие сцены СССР и зарубежных стран. Этот балет открыл галерею пушкинских балетов Захарова.

Спектакль 1934 г. закрепил и утвердил новый метод постановки балетного произведения: «рядом с балетмейстером появлялся режиссер-консультант С.Э. Радлов, но его функция была ограничена, поскольку сам Захаров владел режис­серскими навыками».[68] Необхо­димо было проанализировать источники, связанные с бытом и историей Польши конца XVIII века и тем же периодом Крымского ханства Гиреев. С доскональной точностью была воссоздана об­становка Бахчисарайского дворца, интерьеры гарема, знаменитый фонтан слез, творение художника Омера. Захаров проводил пред­варительную «застольную» работу с артистами, заставляя их тоже изучать источники, читать, анализировать, вживаться в образ. Тогда-то в балетных классах впервые услышали и прочувствовали, что такое «зерно роли», «сверх­задача», «сквозное действие», то есть все принципиальные установки систе­мы Станиславского при работе с драматическим актером.

Национальные польские танцы – мазурка, краковяк, полонез – здесь обрели романтическую окраску. Замечательно поставленные сцены боя, образные мизансцены придавали балету черты законченного художественного произведения. Первыми исполнителями балета были: Галина Уланова (Мария), Ольга Иордан (Зарема), Константин Сергеев (Вацлав), Михаил Дудко (Гирей), Анд­рей Лопухов (Нурали). В 1977 г. в канун 70-летия Р.В. Захарова спектакль прошел в Большом театре с Екатериной Максимовой в 637-й раз. В начале XXI века балет продолжает идти в Мариинском театре с Ульяной Лопаткиной и Светланой Захаровой в главных партиях.

Хореограф дальше разрабатывает пушкин­скую тематику. Следующим его балетом стал «Кавказский пленник» на музыку Б.В. Асафье­ва, премьера которого состоялась в 1938 г. в Большом театре. В спектакле противопоставляется бездуш­ный мир петербургского светского общества и чистая духовность черкешен­ки. Большим успехом пользовались танцы горцев, основанные на подлинных мотивах национальных плясок. Эти массовые танцы объединены режиссером в интересные действенные народные сцены, передающие вольнолюбие и темперамент горцев. В «Кавказском пленнике» блистали М.М. Габович, М.Т. Семенова, О.В. Лепешинская.

Следующим пушкинским спектаклем была «Барышня-крестьянка» на музыку Б.В. Асафьева, показанная в филиале Большого театра в 1946 г. Балет представал изящной комедией камерного звучания. В главной роли блеснула Мария Семенова, неожиданно проявив незаурядный комедийный талант.

Балет «Медный всадник» на музыку Р.М. Глиэра увидел свет рампы в 1949 г. сначала в Кировском, затем в Большом театре. Масштабный, эпического звучания спектакль содержал четыре действия, тринадцать картин и пролог. Он требовал сложнейшей постановочной подготовки (сце­на наводнения, строительства Петербурга), максимально большого состава солистов и кордебалета. Настоящий герой произведения Пушкина – Петербург. И балет открывался панорамой огромного города, поднимающегося, растущего. На сцене царила стихия русского танца, преломленного через призму классического балета. Рус­скую удаль показывает народ-строитель, русский хоровод водят девушки и невеста Евгения. Идея поэмы Пушкина – торжество Петра и его великого города, вставшего среди вод и погубив­шего при наводнении жизнь и счастье маленького человека – чиновника Ев­гения. Хореограф нарушает балетную традицию, делая главным героем балета не балерину, а танцовщика.

Партия Евгения стала исполнитель­ским шедевром Алексея Ермолаева. Сцена сумасшествия Евгения, его обращение к Петру – Медному всаднику игралась ар­тистом на пределе эмоциональных возможностей. В роли невесты Евгения – девушки Параши – выступали Г.С. Уланова, О.В. Лепешинская, Р. С. Стручкова, ри­суя лирический трепетный образ.

В своей теории хореодрамы Захаров попытался использовать и форму «балетного романа», поставив спектакль «Утраченные иллюзии» по мотивам произведений О. Бальзака на музыку Б.В. Асафьева. На сцене Кировского театра он шел всего один сезон 1936 г., хотя отзывы об этой работе были положительными, он нравился публике и артистам. Перед зрителем разворачивались эпизоды парижской жизни начала XIX века, соперничество двух героинь – Корали и Флорины, в которых угадывались прототипы Марии Тальони и Фанни Эльслер. Был избран давний балетный прием – сделать ге­роиней балета танцовщицу. Главные роли исполняли Г.С. Уланова и К.М. Сергеев.

Среди творений Захарова на основе литературных сюжетов стоит сказочная «Золушка» с музыкой С.С. Прокофьева (1945 г.). В этой сказочной феерии гармонично сочетаются приемы хореодрамы и танцевального симфонизма по типу Петипа. Спектакль отличался пом­пезным оформлением художника П. Вильямса, феерическими картинами и настоящим фонтаном в финальном апофеозе. Балет долго оставался на сцене ГАБТа, с успе­хом в нем танцевали балерины нескольких поколений: от Галины Улано­вой, Раисы Стручковой до Екатерины Максимовой.

Балетмейстерскую деятельность Захаров успешно сочетал с педагогической. В 1945-1947 гг. он руководил Московским хореографическим училищем, а с 1946 г. и до самой смерти – кафедрой хореографии ГИТИСа, которую он же и организовал. Профессор полагал, что балетмейстера можно вы­учить и подготовить для руководящей работы в балетной труппе, так как в СССР появилось множество солидных академических республиканских и областных балетных театров, где повсюду требовались хореографы-постанов­щики и руководители коллективов. Захарову удалось сплотить на кафедре замечательный коллектив педа­гогов: Леонида Лавровского, Марину Семенову, Николая Тарасова, Тамару Ткаченко, Маргариту Васильеву-Рождественскую и многих других. Ка­федра готовила научные, теоретические, педагогические труды, которые из­давались большими тиражами, становясь главными учебными пособиями для профессионалов балета не только в СССР, но и за рубежом. Сам Захаров написал ряд трудов: «Искусство балетмейстера» (1954 г.), «Беседы о танце» (1963 г.), «Работа балетмейстера с исполнителями» (1967 г.), «Записки балет­мейстера» (1976 г.), «Слово о танце» (1977 г.), «Сочинение танца» (1983 г.). В этих книгах изложены принципы построения хореографического спек­такля, приведены практические примеры методов сочинения танца.

Следует отметить, что Захарову поручали постановку грандиозных празд­ников – фестивалей, спортивных смотров, молодежных парадов, в которых участвовали сотни и даже тысячи человек. Мероприятия проходили на Красной площади в Москве, на стадионах. Во время проведения Международного фестиваля молодежи и студентов в 1957 г. на только что открывшемся стадионе в Лужни­ках Захаров поставил незабываемое по красочности действо – балет «Цвети, наша молодость!», который исполняли две тысячи пятьсот юношей и де­вушек со всех концов СССР.

Балетмейстерское, педагогическое и научное творчество Р.В. Захарова велико. Народный артист СССР, лауреат Сталинских премий, профессор, доктор искусствоведения обеспечил преемственную связь современного хореографического искусства с лучшими традициями русского балета.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.